Исаак Шварц – 100 лет со дня рождения

Исаак Шварц – 100 лет со дня рождения

13 мая 2023 исполнилось 100 лет со дня рождения композитора Исаака Иосифовича Шварца. Этой крупной дате посвящен фестиваль «Музыкальная вселенная Исаака Шварца», который пройдет в России с 13 мая 2023 по 27 января 2024. В программе фестиваля – концерты именитых музыкантов и учащихся музыкальных школ и училищ, лекции и мастер-классы в Москве, Костроме, Волгограде, Самаре и других городах. Продюсер и художественный руководитель фестиваля – племянница И. И. Шварца Мила Шварц.

Главные события фестиваля пройдут в Москве с участием Российского национального оркестра: 3 ноября  2023 в Государственном Кремлевском дворце – гала-концерт из произведений Исаака Шварца с участием оперных и эстрадных певцов, а 25 января 2024 в Зале Зарядье – заключительный вечер, в котором прозвучит Концерт «Желтые звезды».

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ ПОЛНОСТЬЮ

Шварц – один из самых талантливых и успешных композиторов советского и российского кино. Главные достоинства его киномузыки – прекрасные мелодии, великолепные оркестровки и аранжировки. Музыка Шварца всегда узнаваема по особым приемам: мелодическим и гармоническим оборотам, пронзительному звучанию скрипок, пассажам и унисонам рояля…

«По-настоящему самое трудное для каждого композитора и самое большое для него счастье – сочинить свежую, сильную, запоминающуюся мелодию! Все остальное – дело  техники», — говорил композитор.

Исаак Шварц начинал писать музыку к фильму уже после того, как видел картину частично смонтированной, чтобы понять и охватить ее целиком. Именно поэтому для саундтреков Шварца всегда характерно полное соответствие замыслу режиссера. «Композитор в кино должен полностью подчинить себя режиссеру, – говорил Шварц. – Никто не знает фильма лучше, чем режиссер. Он живет им. Часто не может конкретно выразить словами, что нужно, но зато всегда точно знает, чего не нужно в музыке. Однако и режиссер должен поверить в композитора, довериться ему, не мешать».

Музыка Шварца идеально взаимодействует с видеорядом, а порой раскрывает многое из недосказанного в нем. А песни и романсы из фильмов живут самостоятельной жизнью.

За полвека работы в кино (1958-2007) Исаак Шварц написал музыку почти к 130 фильмам и сериалам, среди которых такие знаменитые названия, как «Балтийское небо», «Женя, Женечка и “катюша”», «Братья Карамазовы», «Белое солнце пустыни», «Возвращение “Святого Луки”», «Проверка на дорогах», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Соломенная шляпка», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Дерсу Узала», «Звезда пленительного счастья», «Не стреляйте в белых лебедей», «Из жизни отдыхающих», «Наследница по прямой», «Блондинка за углом», «Законный брак», «Выйти замуж за капитана», многочисленные экранизации русской классики…

В списке режиссеров, с которыми работал Шварц – Иван Пырьев, Акиро Куросава, Михаил Швейцер, Михаил Ромм, Иосиф Хейфец, Сергей Соловьев, Владимир Мотыль, Петр Тодоровский, Алексей Герман-старший, Леонид Квинихидзе, Владимир Бортко, Павел Лунгин, многие другие известные мастера.

Из произведений Исаака Шварца в других жанрах наиболее известен Концерт «Желтые звезды» («Пурим-шпиль в гетто»). Памяти Рауля Валленберга» (написан в 2000).

Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 в Ромнах (ныне Сумская область Украины). В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград. Весной 1936 13-летний Исаак снялся в кино, в фильме «Концерт Бетховена». Летом 1937 семья была выслана в Киргизию, где Шварц начал брать уроки у известного композитора и педагога Владимира Фере. Работал тапером в летнем кинотеатре г. Фрунзе, концертмейстером в Киргизском государственном театре, руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. Участник Великой Отечественной войны, был контужен.

В 1945, демобилизовавшись из армии, Шварц вернулся в Ленинград и при содействии Д. Д. Шостаковича поступил в Ленинградскую консерваторию. Учился у Бориса Арапова, затем у  Ореста Евлахова, посещал и занятия Дмитрия Шостаковича. В 40-е – 50-е годы были написаны соната и Ария для скрипки и фортепиано, вариации для фортепиано, струнный квартет, романсы, кантата «Дума о Родине», баллада для баритона с оркестром «Солдат и вьюга». В 1954 – Симфония фа минор, не раз звучавшая в концертах в те годы, «Молодежная увертюра» для симфонического оркестра, два балета – «Накануне» (1960) и «В стране чудес» (1967), постановленный Леонидом Якобсоном в Кировском театре. В 1955 Шварц был принят в Союз композиторов СССР.

С середины 1950-х Шварц активно сотрудничал с ленинградскими театрами, в том числе с БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Всего им написана музыка к 35 спектаклям.

С 1964 до конца дней, более 45 лет, Шварц жил и работал в собственном доме в дачном микрорайоне Кезево поселка Сиверский Ленинградской области.

Исаак Шварц был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1984), народного артиста России (1996), Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (за художественный фильм «Белое солнце пустыни»), премии президента РФ в области литературы и искусства (2005). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003). Трижды лауреат премии «Ника» за музыку к кинофильмам (1992, 2001, 2002).

Скончался 27 декабря 2009. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм