«Мечислав Вайнберг (1919–1996). Страницы биографии. Письма»

«Мечислав Вайнберг (1919–1996). Страницы биографии. Письма»

К Международному форуму «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» (куратор Андрей Устинов), который прошел с 12 по 17 февраля 2017 в Москве, в Большом театре России, «Музыкальное обозрение», ГАБТ и Государственный институт искусствознания выпустили сборник материалов «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Страницы биографии. Письма». Автор сборника — музыковед, исследователь творчества М.С. Вайнберга Антонина Клокова.

«Биография композитора Мечислава Вайнберга в полном объеме не документирована, и лакуны, имеющиеся в литературе, порождают догадки, которые часто противоречат друг другу, — пишет автор в Предисловии. — В советское время основательные биографические работы о Вайнберге отсутствовали, статей о его творчестве в профессиональных журналах было мало, и многие сочинения остались неизданными и неисполненными. Приведенные цитаты из немногочисленных интервью Мечислава Вайнберга помогают понять обстоятельства жизни и творчества композитора, его личность и ценности».

Клокова А.Г. Мечислав Вайнберг (1919-1996). Страницы бографии. Письма.
М. : 2017. 72 стр. Тир. 100

Загадки жизни

«Многие мои работы связаны с военной тематикой. Увы, она мною не выбрана. Она продиктована моей судьбой, трагической судьбой моих родных. Я считаю своим нравственным долгом писать о войне, о том страшном, что случилось с людьми в нашем веке», — цитирует А. Клокова Вайнберга.

Биография Мечислава Вайнберга таит немало загадок, белых и темных пятен. Идут споры по поводу даты его рождения (называют три: 8.12.1918, 12.01.1919, 8.12.1919 — последнюю дату сам Вайнберг считал своим днем рождения); происхождения метрики с одной из этих дат, имени (оно дважды менялось: Мечислав от рождения — Моисей с 1939 в СССР — вновь Мечислав с 1982), биографии и имени матери, жизни в эвакуации, места гибели родителей и младшей сестры, принятия православия и крещения незадолго до смерти.

Был период (вторая половина 1960-х), когда он жил фактически на две семьи, и многие обстоятельства этих лет также малоизвестны.

На склоне дней, в 1994, в двух интервью (Манаширу Якубову в газете «Утро России» и Людмиле Никитиной в журнале «Музыкальная академия») композитор рассказал о некоторых эпизодах своей биографии. Эти интервью считаются наиболее достоверными источниками информации о нем. Но Вайнберг мог что-то напутать, а что-то сознательно скрыть. Определенные противоречия в его воспоминаниях, вероятно, были мотивированы необходимостью адаптации к жизненным обстоятельствам.

Воспоминаниям же родственников и людей, считавших себя его друзьями, не всегда можно доверять: как правило, это устные рассказы, при каждом следующем пересказе обраставшие все новыми малодостоверными «подробностями», домыслами и в результате превратившиеся в легенды. А порой это скорее «Я и Вайнберг», нежели «Вайнберг и я».

Тем более что говорить о Вайнберге, писать о нем, вспомнить его даже в небольшой газетной публикации еще не так давно казалось проявлением некоего героизма, нравственного подвига: внести свою лепту, положить свой «кирпичик» в восстановление справедливости по отношению к композитору с трагической судьбой, ставшему жертвой и нацизма, и сталинизма — и благодаря этому как будто самому подняться на более высокую нравственную ступень.

Биография, письма, «Песенка»

Издание включает биографический очерк о композиторе на русском и английском языках. Впервые опубликованы несколько писем Вайнберга к Ольге Рахальской 1960-х годов (с предисловием и комментариями А. Клоковой).

Также впервые напечатаны:

– письма Вайнберга Д.Д. Шостаковичу из архива Шостаковича;

– письмо Вайнбергу от композитора В.Е. Баснера (28.06.1976);

– письмо Ю. Рахальского (отца О. Рахальской) от 9.06.1983 с поздравлением дочери Анне с 12-летием и приложенной газетной вырезкой — рецензией на премьеру оперы Вайнберга «Портрет» в г. Брно (Чехословакия);

– рукопись «Песенки» для фортепиано, которую Вайнберг сочинил для своей 12-летней внучки Екатерины Вайнберг- Бишопс. Екатерина родилась в Израиле, куда первая жена Вайнберга Н.С. Вовси-Михоэлс и их дочь Виктория эмигрировали в начале 1970-х.

В. Вайнберг-Бишопс по просьбе А. Устинова прислала в редакцию «МО» ноты «Песенки» и специально для «МО» рассказала об истории ее создания: «Папа написал для Кати песенку, когда мы с ней впервые приехали в Москву в ноябре 1988 года. Они сразу подружились, так как в папе присутствовал удивительный игровой момент, он моментально подключался к играм и розыгрышам и не был лишен тихого озорства».

Опубликован фотоочерк «Мечислав Вайнберг» (фотографии из архива О.Ю. Рахальской). На внутренних сторонах обложки — факсимиле Концертино для виолончели и струнного оркестра ор. 43 до минор (1948), руколись которого была утеряна, осенью 2016 найдена в архиве М.А. Якубова, а мировая премьера состоялась спустя 69 лет после создания, в феврале 2017, на Международном форуме «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» в Бетховенском зале Большого театра России. Первое исполнение было доверено солисту Петру Кондрашину и Камерному оркестру ГАБТа (дирижер Михаил Цинман).

Антонина Клокова род. в 1983. Окончила Бременский университет по специальности «романская филология, музыковедение и история» (Master of Arts). С 2013 по 2017 — научный сотрудник кафедры истории еврейской музыки Консерватории им. Ф. Листа в Веймаре. Автор статей о М. Вайнберге на немецком, английском и русском языках. Координатор Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» (февраль 2017, Москва). В настоящее время готовит диссертацию на тему «Память о Холокосте в произведениях Мечислава Вайнберга» в Университете искусств Берлина и книгу о Вайнберге, которая планируется к изданию в 2022 в Германии.

«МО»