Итоги 2023 года. События и персоны. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

Итоги 2023 года. События и персоны. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

«Музыкальное обозрение» подводит итоги — «События и персоны».
Итоги музыкальной жизни России в 2023 году.
Рейтинг «Музыкального обозрения».
«Музыкальное обозрение» объявляет лауреатов премии «МО» 2023 года.
Оперные и балетные премьеры. Театры, филармонии, дирижеры, режиссеры, художники, директора, продюсеры, издатели, музыковеды, критики, педагоги, книги, стройки.

Музыкальный театр.
Особенно плодотворным год был для Большого театра России, московского театра «Новая опера», Пермского, Нижегородского, Бурятского театров оперы и балета.
Кроме «Спектаклей года» «Персонами года» стали и создатели спектаклей: продюсеры, режиссеры, дирижеры, сценографы, хормейстеры, хореографы, художники по костюмам и свету, директора театров.
Премьеры Большого театра  — оперы «Адриана Лекуврер» Чилеа, «Соловей» Стравинского, балет Юрия Посохова «Пиковая дама» — получили высокую оценку большинства музыкальных критиков и наших экспертов и стали последними премьерами театра под руководством Владимира Урина и Ирины Черномуровой.

Пермский театр оперы и балета представил «Бал-маскарад» Верди в постановке Владиславса Наставшевса и дирижера Миграна Агаджаняна.
Спектакль транслировался на Ютубе, и в высоком качестве спектакля могла убедиться широкая аудитория (более 8000 просмотров)

Два театра — Пермский и «Новая Опера» — осуществили премьеру оперы Вагнера «Летучий голландец» в постановке Константина Богомолова и дирижера Филиппа Чижевского. Первый совместный проект двух театров и продюсеров: директора Новой оперы Александра Гетьмана и программного директора Пермской оперы Дмитрия Ренанского. Спектакль вызвал и бурю негодования, и восторги поклонников режиссера Константина Богомолова и дирижера Филиппа Чижевского.

Нижегородский театр оперы и балета, с приходом в 2021 году художественного руководителя Алексея Трифонова и главного дирижера Дмитрия Синьковского, демонстрирует интенсивную творческую театральную и концертную жизнь: премьеры опер и балетов, концертные программы в зале «Пакгаузы», гастроли в Москве, Санкт-Петербурге, программы музыки ХХ и XXI века.

Достижением национального оперного театра в многонациональной и многоконфессиональной России стала премьера новой оперы композитора Баира Дондокова «Эреэхэн» в Бурятском театре оперы и балета (опера написана к 100-летию вхождения Бурятии в состав СССР в 1923 году и 320-летию похода хори-бурят к царю Петру I в 1703). Художник спектакля — всемирно известный скульптор Даши Намдаков. Режиссер Олег Юмов.
Новая команда Бурятского театра во главе с директором Дмитрием Дылыковым и художественным руководителем Владимиром Рыловым ярко заявляет о себе на оперной карте России в последние два года.

Блистательным попаданием в образ героя стало исполнение заглавной партии тенором Михаилом Губским в спектакле Новой оперы «Карлик» (опера Александра фон Цемлинского).

Дирижером года стал Федор Леднёв. В его репертуаре большое место занимает музыка новая музыка. Леднёв продирижировал операми «Доктор Атом» Джона Адамса на сцене театра «Новая Опера», «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в Пермском театре оперы и балета, балетом «Золотой ключик» Мечислава Вайнберга в Нижегородском театре оперы и балета, концертными программами , на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского (фестиваль «Другое пространство»), в ГЭС-2. В репертуаре дирижера — сочинения М. Вайнберга, Г. Уствольской, Л. Берио, Н. Каретникова, Т. Адеса, А. Сысоева, В Горлинского, Я. Кириакидеса…

К главной памятной музыкальной дате года — 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова — вышел Второй том издания «С.В. Рахманинов.  Летопись жизни и творчества. 1900–1917». Автор — музыковед, доктор искусствоведения, профессор Вера Валькова. Книга выпущена издательством Музея-заповедника С.В. Рахманинова «Ивановка».

В 2023 году вышел Второй том «Летописи жизни и творчества Д.Д. Шостаковича» (1931–1935 годы). Научный редактор — кандидат искусствоведения Ольга Дигонская. Издание выпущено Архивом Д.Д. Шостаковича и Издательством DSCH.

Выпуск обеих книг — важнейшие события музыкальной и культурной жизни России, большего масштаба, чем «Книги года».
Вера Валькова и Ольга Дигонская названы «Музыковедами года».

Издательство «Музыкальное обозрение» выпустило книгу «Оркестр» Том 1: «Симфонические оркестры России». Том 2: «Симфонические оркестры и дирижеры мира».
Оркестры, маэстро, интервью, рецензии, менеджмент, книги, история, память, уникальные документы…
Книга «Оркестр» — новое издание Библиотеки «Музыкальное обозрение»

Педагог года — Сергей Осипенко, профессор Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова, воспитавший более 20 лауреатов международных конкурсов. В 2023 Первой премии XVII международного конкурса имени П.И. Чайковского удостоен ученик Осипенко Сергей Давыдченко. Победитель Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева Михаил Кан, лауреат престижного конкурса пианистов имени А.И. Хачатуряна в Ереване Арина Антоносян — также студенты класса С.И. Осипенко.

На исходе 2023 года, в год 300-летия Перми, открылся после ремонта и реконструкции обновленный Большой зал Пермской филармонии: результат многолетней работы директора филармонии, экс-министра культуры Пермского края Галины Кокоулиной. С этим событием связаны и большие ожидания: введя в эксплуатацию фактически новый зал, оснащенный по последнему слову акустики и техники, можно подумать о создании в Пермской филармонии симфонического оркестра.

В номинации «Жизнь в музыке» «Персонами года» стали:  
Светлана Таирова, генеральный директор издательства «Композитор • Санкт-Петербург» — ведущего музыкального издательства России. С 1976 С.Э. Таирова — главный редактор, а с 1989 – генеральный директор издательства (с 1992 — «Композитор • Санкт-Петербург»).
Иосиф Райскин, музыковед, музыкальный критик, на протяжении более 60 лет — активный участник музыкальной жизни Ленинграда / Санкт-Петербурга, СССР, России, автор книг, статьей, рецензий, главный редактор нескольких санкт-петербургских изданий.

«Музыкальное обозрение» «События и персоны».
Итоги 2023 года музыкальной жизни России.
Рейтинг «Музыкального обозрения».

Города:
Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ.  
Театры:
Большой театр России, Московский театр «Новая Опера», Пермский, Нижегородский, Бурятский театры оперы и балета.
Филармонии:
Пермская краевая филармония
Дирижеры:
Федор Леднев, Артем Абашев, Павел Клиничев, Алексей Верещагин, Филипп Чижевский, Мигран Агаджанян, Илья Норштейн, Дмитрий Синьковский
Хореограф:
Юрий Посохов
Режиссеры:
Евгений Писарев, Алексей Франдетти, Константин Богомолов, Владиславс Наставшевс.
Художники-постановщики:
Зиновий Марголин, Полина Бахтина, Виктор Антонов, Лариса Ломакина, Валерия Барсукова, Даши Намдаков
Художники по костюмам:
Виктория Севрюкова, Майя Майер
Художники по свету:
Дамир Исмагилов, Глеб Фильштинский
Хормейстеры:
Екатерина Антоненко, Юлия Сенюкова
Драматурги:
Валерий Печейкин, Дмитрий Ренанский
Директора,  художественные руководители, продюсеры театров и филармоний:
Владимир Урин, Антон Гетьман, Татьяна Маврина, Дмитрий Дылыков, Владимир Рылов, Ирина Черномурова, Алексей Трифонов, Галина Кокоулина  
Музыковеды:
Валентина Валькова, Ольга Дигонская
Книги:
Валентина Валькова. С.В. Рахманинов. Летопись жизни и творчества.
Часть 2: 1900–1917
Летопись жизни и творчества Д.Д. Шостаковича: Том 2 (1931–1935 годы). Научный редактор Ольга Дигонская
«Оркестр» Том 1: «Симфонические оркестры России». Том 2: «Симфонические оркестры и дирижеры мира». Редакторы-составители Павел Райгородский, Роман Берченко
Издательства:
Музей-заповедник С.В. Рахманинова «Ивановка», DSCH.
Персоны: Артисты, музыкальные критики, педагоги

Спектакль года – опера

Франческо Чилеа. «Адриана Лекуврёр»
Большой театр России

Дирижер-постановщик Артем Абашев
Режиссер-постановщик Евгений Писарев
Художник-постановщик Зиновий Марголин
Художник по костюмам Виктория Севрюкова
Художник по свету Дамир Исмагилов
Генеральный директор ГАБТ (с 09.07.2013 по 30.11.2023) Владимир Урин
Начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов (с 2014 по 2023) Ирина Черномурова
Премьера 16, 17, 18, 19 ноября 2023, Историческая сцена

Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Одна из «прощальных» премьер театра под руководством Владимира Урина. «Адриана Лекуврёр» – опера о театре. О «театре в театре», о жизни в театре и о театре в жизни. О нас и о театре. О людях, которые служат театру и о тех, для кого они служат. Интриги и страсти, месть и ревность, друзья и враги.

Действие пьесы Эжена Скриба и оперы Франческо Чилеа происходит в театре «Комеди Франсез» 1-й половины XVIII века. В 1-й половине ХХ века «Адриена» была поставлена в Москве на сцене Камерного театра Александром Таировым. Адриену 30 лет играла Алиса Коонен. 29 мая 1949 прошел последний спектакль «Адриена Лекуврер». 1 июня театр был закрыт. В 1950 в том же здании был открыт Московский драматический театр имени А.С. Пушкина.

Первую оригинальную «Адриану Лекуврёр» в Большом театре (в 2002 на сцену ГАБТа был перенесен спектакль театра Ла Скала) поставил Евгений Писарев, с 2010 — худрук и главный режиссер Театра имени Пушкина. Писарев не впервые приглашен в Большой театр: в 2015 он ставил «Свадьбу Фигаро» Моцарта, в 2018 — «Севильского цирюльника» Россини, в 2021 — «Мазепу» Чайковского. И теперь поставил оперу «Адриана Лекуврёр» в Большом театре спустя более века после премьеры спектакля Таирова.

Среди работ Писарева в музыкальном театре — «Итальянка в Алжире» Россини в МАМТе (2013). Мюзиклы «Звуки музыки» (2011) и «Шахматы» (2020) в Московском Дворце молодежи, «Кабаре» (2022) в Театре наций — каждая из этих постановок сопровождалась шумным успехом.

Писарев мастерски работает в огромном пространстве Исторической сцены Большого. На сцене царит эстетика театра мольеровских времен: барочные парики, роскошные костюмы. «Слуги просцениума» в камзолах: комментаторы, помощники и ангелы театра. Музыкальная драматургия оперы идеальна. Либретто скроено великолепно: ни затянутости, ни пошлости, ни оперных штампов и банальностей.

Для Артема Абашева, с 2022 приглашенного дирижера Большого театра, «Адриана Лекуврер» — второй премьерный спектакль в ГАБТе (первым был «Демон» в сезоне 2022–2023). Оркестр под управлением Абашева звучал тонко, нежно и трепетно. Оркестр и дирижер демонстрировали полное взаимопонимание.

Сопрано Динару Алиеву в роли Адрианы сравнивали с Марией Каллас: прекрасный проникновенный голос, замечательные актерские данные…

Декорации на сцене представляют театральное пространство, напоминающее пространство МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко, где Владимир Урин работал 20 лет до прихода в Большой театр.

И для тех, кто знал. что происходит с Большим, щемящая интонация оперы соединялась с переживаниями сложной ситуации.

Евгений Писарев: «В опере эта довольно тонкая и невесомая история мне показалась написанной с витальной, преувеличеной эмоциональностью. Опера упивается страстями. Чувственная составляющая огромная, а событийная напоминает дайджест. И моя задача — сделать так, чтобы зритель верил: вот это действительно театр Комеди Франсэз, это действительно вилла Дюкло. Я пытаюсь рассказать эту историю «честно». Понимаю, что это довольно сложный выбор, но прятаться за каким-то режиссерским приемом мне здесь не хотелось. Хотелось, чтобы зритель следил за историей как за живой жизнью людей».

Спектакль года – балет

«Пиковая дама»
Петр Чайковский — Юрий Красавин
Большой театр России

Дирижер-постановщик Павел Клиничев
Хореограф-постановщик Юрий Посохов
Автор либретто Валерий Печейкин
Художник-постановщик Полина Бахтина
Художник по свету Глеб Фильштинский
Генеральный директор ГАБТ (с 09.07.2013 по 30.11.2023) Владимир Урин
Начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов (с 2014 по 2023) Ирина Черномурова
Мировая премьера 14, 18, 19, 20, 21 декабря 2023, Историческая сцена

Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Мировая премьера балета «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского и Юрия Красавина. Либретто к балету создал драматург Валерий Печейкин – автор сценариев фильмов Павла Лунгина «Дирижер» и «Дама Пик», а также книги о русской литературе «Пушкин, помоги»; его пьесы «Левша», «Норма», «Девушка и смерть» и «Беги, Алиса, беги» ставил Максим Диденко, «Счастливчики» – Олег Меньшиков, «Рахманинов. Я – здесь» и «Публичные чтения» — Денис Азаров. Хореограф-постановщик Юрий Посохов – главный балетмейстер Балета Сан-Франциско с 2006. В Большом театре Посохов поставил балеты на музыку Ильи Демуцкого («Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка»), а теперь вернулся к сотрудничеству с Красавиным, который написал музыку к его «Магриттомании» (2000 – Балет Сан-Франциско, 2004 – Большой театр).

Дирижер-постановщик — Павел Клиничев, лауреат «Золотой Маски». «Опера Чайковского “Пиковая дама” стала в XXI веке рекордсменом по количеству инсценировок в Большом театре. За последние 20 лет ее представляли три режиссера драматического театра – Валерий Фокин (2007), Лев Додин (2015) и Римас Туминас (2018), и во всех трех работах ключевой составляющей постановок была сценография (Александр Боровский, Давид Боровский, Адомас Яцовских). По идее Урина новая постановка “Пиковой” должна была стать синтетическим спектаклем, в котором стерты четкие границы между оперой, балетом, перформансом и музейной инсталляцией. Экс-директор хотел, чтобы в театре вопреки всем внешним обстоятельствам вырос уникальный балетный спектакль XXI века, сделанный силами российских художников, который присвоит себе Историческую сцену и станет частью ее легенды.

Для Посохова в концепции Бахтиной и Фильштинского оказалось важно, что художники организовали на сцене безграничное пространство, где тротуару поребриком служит сама река Нева, куда все утекает. И с другой стороны, из гиблого места с холодной водой есть выход в открытый космос.

Музыка Красавина находится в парадоксальном и местами инфернальном диалоге с происходящим на сцене. Партитура построена на музыке Чайковского – на разных его произведениях, но без прямых заимствований (в оркестре звучат многочисленные современные инструменты – саксофон, аккордеон, ударные). Композитор с удовольствием обыгрывает цифры, ища музыкальные соответствия» (Екатерина Беляева, «МО»).

«Пиковая дама» — одно из высших достижений Большого театра в балете за последние годы, после «Нуреева» (в 2017) и «Мастера и «Маргариты» (в 2021). Исключительно цельный спектакль, в котором, как и в предыдущей выдающейся балетной премьере ГАБТа — «Мастер и Маргарита» Э. Клюга — сошлось и воплотилось множество компонентов, составивших гармоничное целое: либретто, работа хореографа, музыка Чайковского, прочитанная и заново осмысленная современным композитором, световая партитура, сценические решения, исполнение музыкальной партитуры дирижером и оркестром, мастерство артистов…

Синхронная и слаженная работа всех создателей — высшее проявление командной работы, которая всегда была приоритетом для директора Большого театра Владимира Урина.

Спектакль года – опера

Игорь Стравинский. «Соловей»
Большой театр России

Дирижер-постановщик Алексей Верещагин
Режиссер-постановщик Алексей Франдетти
Художник-постановщик Виктор Антонов
Художник по костюмам Виктория Севрюкова
Генеральный директор ГАБТ (с 09.07.2013 по 30.11.2023) Владимир Урин
Начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов (с 2014 по 2023) Ирина Черномурова
Премьера 30 ноября, 1, 2, 3 декабря 2023, Камерная сцена Большого театра имени Б.А. Покровского

Фото Павел Рычков / Большой театр

Совместный проект Большого театра и Театра кукол имени Сергея Образцова. Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти, главный режиссер (с 2022) театра Ленком; в Большом он ставил концертное исполнение «Путешествия в Реймс» и театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (2017), оперетту «Кандид» (2018) и «Сказку о царе Салтане» (2019); кроме того, он автор либретто и режиссер балета «Габриэль Шанель», созданного для Светланы Захаровой (премьера в Большом театре состоялась в июне 2019). В декабре 2022 Франдетти выпустил в Театре Образцова мюзикл «Рождественская история» на собственное либретто. Дирижер-постановщик – Алексей Верещагин (выпускал на камерной сцене все три спектакля Владиславса Наставшевса: «Искателей жемчуга» Бизе, «Маддалену» Прокофьева, «Испанский час» Равеля). Сценограф – главный художник театра Образцова Виктор Антонов.

Как и «Адриана Лекуврер», спектакль, в сущности, говорит о театре, о жизни, о творчестве. О том, что искусственным и механическим невозможно заменить живое и настоящее. «Искусство» и «искусственное», хоть и однокоренные понятия, но совершенно противоположные по смыслу. Только настоящее и живое может нести жизнь, воздух, свет, одухотворять мир вокруг нас. Вызывать слезы счастья и благодарности. Чего никогда не сможет сделать бездушная механическая игрушка: какой бы совершенной конструкции она ни была, она остается инородным телом в этом хрупком и трепетном мире.

Спектакль года – опера

Рихард Вагнер. «Летучий голландец»
Пермский театр оперы и балета
Московский театр Новая опера

Музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский
Режиссер-постановщик Константин Богомолов
Художник-постановщик и художник по костюмам Лариса Ломакина
Хормейстеры-постановщики Екатерина Антоненко (Пермский театр оперы и балета), Юлия Сенюкова (театр Новая опера)
Директор театра Новая опера Антон Гетьман
Программный директор Пермского театра оперы и балета Дмитрий Ренанский
Премьера 1, 2, 4, 5 апреля 2023 (Пермский театр оперы и балета); 6, 8, 10, 12 октября 2023 (театр Новая опера)

Фото Екатерина Христова / Новая Опера

Сезон 2022 – 2023 Московского театра Новая Опера открылся премьерой «Летучего голландца» Рихарда Вагнера: совместной постановкой с Пермским театром оперы и балета (кураторы проекта – директор Новой оперы Антон Гетьман и интендант Пермского театра Дмитрий Ренанский). В Перми премьера прошла в апреле 2023. А для Новой Оперы постановка стала третьим вагнеровским спектаклем, наряду с «Лоэнгрином» и «Тристаном и Изольдой» – пока в Москве это рекорд по количеству Вагнера в репертуаре.

Творческая команда Богомолов/Чижевский/Ломакина дебютировала в 2018 «Триумфом Времени и Бесчувствия» Георга Фридриха Генделя в МАМТе (постановка была отмечена Премией «Музыкального обозрения»). Их первым спектаклем на большой оперной сцене стала «Кармен» Жоржа Бизе: постановка Пермского театра оперы и балета получила шесть номинаций на премию «Золотая маска» и был удостоена награды за лучшую работу дирижера в опере (2022). Режиссер Богомолов, продолжающий работать в эстетике постмодернизма, к романтической опере органически не может относиться всерьез. При помощи декораций и собственных комментариев в супертитрах он поместил вагнеровскую историю в мрачное время 1990-х. Вместо заколдованного моряка-скитальца — маньяк, сбежавший из колонии «Белый лебедь».

Пространство действия вшито в пермский контекст. Колония «Белый лебедь» — реально существующее место под Соликамском. Жители поселка одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. В качестве места действия Богомолов указывает село Бураново (которое, правда, находится в Удмуртии, а не в Пермском крае, но для столичного режиссера это несущественно).

В «Голландце» Богомолов использует свое фирменное отстранение через супертитры, где транслируется не перевод либретто, а режиссерский текст. Вагнер в своей же собственной опере становится фигурой второстепенной – музыка просто фон к происходящему, как игра тапера в старинном кинотеатре. Кино в спектакле тоже есть. На проекциях появляются кадры из фильмов «Свинарка и пастух» (1941), «Мистер Икс» (1958), «Носферату. Симфония ужаса» (1922) и мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (1937).

В постановке «Триумфа» музыка Генделя прерывалась вставкой песни «Крылатые качели». «Кармен» была щедро «нафарширована» одесским шансоном и советскими песнями. В «Голландце» режиссер нашел еще более изощренный способ вклиниться в партитуру. В титрах то и дело всплывают строчки из оперетты («Да, я шут, я циркач… Так что же?»), из песен («Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», и даже «Фаина-фай-на-на»). Строчки подобраны очень точно: они следуют за изменениями эмоций в музыке, частично совпадают с оригиналом ритмически и, естественно, при чтении мысленно пропеваются. Так музыкальные «помехи» транслируются напрямую в мозг слушателя, при формальной верности вагнеровским нотам.

О смыслах, трактовках и их уместности можно и нужно спорить, но не подлежит сомнению высокий уровень профессионализма и творческая одаренность Богомолова и Ко.

Спектакль года – опера

Джузеппе Верди. «Бал-маскарад»
Пермский театр оперы и балета

Музыкальный руководитель постановки и дирижер Мигран Агаджанян
Режиссер-постановщик Владиславс Наставшевс
Художники по декорациям Владиславс Наставшевс, Валерия Барсукова
Художники по костюмам Владиславс Наставшевс, Майя Майер
Драматург Дмитрий Ренанский
Хореограф Екатерина Миронова
Премьера 10, 11, 12, 13 июня 2023

Фото Пермский театр оперы и балета, официальный сайт

Заключительной оперной премьерой сезона 2022/23 в Пермском оперном театре стал «Бал-маскарад» Джузеппе Верди.

Премьерные показы прошли 10-13 июня 2023, а спектакль от 12 июня транслировался на сайте театра для всех желающих.

«Бал-маскарад» после долгого перерыва вернулся на пермскую сцену в постановке Владиславса Наставшевса. Его дебютный спектакль в Пермской опере, выпущенный в 2022 «Евгений Онегин», стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска» 2023 за лучшую работу режиссера.

Владиславс Наставшевс: «Сочиняя одну из лучших своих опер, Верди балансировал на грани – между трагическим и комическим, между иронией и меланхолией. На одной из репетиций я вспомнил о том, как перед смертью Чехов с улыбкой попросил бокал шампанского, выпил все до дна, тихо лег на бок – и вскоре умолк навсегда. Герои “Бала-маскарада” любят, ревнуют и умирают с той легкостью и с той страстью к жизни, которая вообще свойственна итальянскому искусству и итальянской опере. Жанр нашего спектакля – трагифарс. В нем встречаются два мира – закулисья и сцены. Всегда ли можно провести границу между реальностью и вымыслом? И не является ли жизнь подлинным балом-маскарадом, где все носят маски – и все оказывается не тем, чем кажется?».

«В «Бале-маскараде» Наставшевс традиционно берет на себя и роль художника, но в этот раз с ним работали, уже как соавторы, его ассистентки из предыдущей оперной постановки – это был «Демон» в Большом театре в декабре 2022 – Валерия Барсукова (сценография) и Майя Майер (костюмы). Художники по свету – Александр Романов из Большого театра и Алексей Хорошев из Перми, художник по видео – Игорь Домашкевич. Созданный ими визуальный мир спектакля прост и сложен одновременно: в двух словах можно сказать, что мы имеем дело с театром в театре, причем с театром костюмным, однако маркеры времени, все эти парики и кринолины, по-театральному обманчивы – через эпоху короля Густава просвечивает эра немого кино, но никуда из XXI века мы на самом деле не уходим. Мы смотрим на своих современников, а прежде всего – мы их слышим. Ибо дирижер-постановщик Мигран Агаджанян и хормейстеры Екатерина Антоненко и Вячеслав Козленко работают с оркестром и певцами так, что дистанция с почтенной, но не самой почитаемой партитурой Верди отсутствует как факт».

«Бал-маскарад» стал прощальной премьерой Миграна Агаджаняна в должности главного дирижера Пермской оперы. Он работал на этом посту полтора года и покинул театр, заранее объявив об этом, сразу после последнего премьерного спектакля 14 июня.

«Наставшевс сумел поймать баланс тех самых противоречий, о которые споткнулись его предшественники. Не выбирать, всерьез ли разыгрывается происходящее или нет, а объединить серьезность и несерьезность в квантовой суперпозиции. Его персонажи гримируются в увертюре и как бы играют для нас спектакль в спектакле – но играют по Станиславскому, проживая каждое слово и каждый взгляд на партнера. Пудреные парики и нарочитые пятна румян сосуществуют с органичной сегодняшнему дню экспрессией игры, тщательно простроенная пластика входит в синергию с естественностью интонаций. Гипертрофированная театральность – от подчеркнуто нелепой бутафории в симулякровой сцене, где герой играет графа, играющего рыбака, до вытащенных на сцену в финале ящиков с декорациями, подписанными «Бал-маскарад» – сделана настолько стильно, спектакль становится зрелищем par excellence. И к этому зрелищу приглашены все: спектаклем можно просто наслаждаться секунда за секундой, не анализируя и не ловя аллюзии.

В момент, когда оперный жанр безжизненной тушей застыл между двумя полюсами копошения, на одном из которых выхолощенные эстетские игры в бисер, а на другом – эпатаж ради эпатажа, Наставшевс сумел вернуть опере ее исконную роль развлечения в лучшем смысле этого слова: того, от чего люди без усилия получают интеллектуальное и эстетическое удовольствие».

«Огромную роль в таком эффекте спектакля играет завораживающая пластика артистов. Хореограф Екатерина Миронова, работавшая с Наставшевсом над “Демоном”, “Испанским часом” и “Маддаленой” в Большом, в “Бале” создает невероятную пластическую партитуру: в отечественных оперных спектаклях попросту не принято двигаться так – каждую секунду контролировать положение своего тела, как будто играешь у Мартина Кушея, Клауса Гута, Кристофа Марталера. Солисты “Бала” украсили бы любой спектакль этих оперных чародеев» (Кей Бабурина, «МО», 2023, № 7).

Спектакль года – опера

Баир Дондоков. «Эреэхэн»
Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова
Дирижер-постановщик Илья Норштейн
Художник-постановщик Даши Намдаков
Директор БГАТОиБ имени Г.Ц. Цыдынжапова Дмитрий Дылыков
Премьера 21, 22 ноября 2023

В ноябре 2023 на сцене Бурятского театра оперы и балета состоялись премьерные показы национальной оперы «Эреэхэн» композитора Баира Дондокова со сценическим оформлением всемирно известного скульптора Даши Намдакова. Опера на национальном языке показывает путь личности — женщины-шаманки Эреэхен; путь, в котором отражается и путь народа на протяжении нескольких веков его истории.

В 2023 совпали две даты – 320 лет со времени похода бурятской делегации к Петру I и 100-летие Республики Бурятия в составе РСФСР. В связи с этим Министерство культуры Бурятии и Бурятский театр оперы и балета объявили конкурс на создание и постановку национального оперного спектакля.

Автор первоисточника либретто – пьесы «Ехэ Удаган Абжаа» – Базар Барадийн является выдающейся фигурой бурятской истории и культуры. Российский и советский ученый-востоковед, государственный, общественный и литературный деятель, один из создателей бурятской письменности.

По сюжету оперы «Эреэхэн», буряты идут за тысячи километров к царю Петру в Москву, чтобы объяснить свои чаяния и получить защиту на своей исконной земле.

Главная героиня оперы — Эреэхэн, юная девушка-шаманка, реально существовавший персонаж (доныне в Бурятии проживают ее потомки) — отправляется в долгое путешествие со своим народом. На прощание она отдает локон своих волос возлюбленному: если они поседеют, «значит меня нет больше». Эреэхен всевидящая и знает, что ей предначертано погибнуть. «По велению Заяна долг свой исполню, если народ мой страдает, если надобно людям, я себя не буду жалеть».

Образ Всевидящей создал Даши Намдаков — скульптор, художник-график, ювелир и дизайнер. С 2000 Даши Намдаков провел десятки выставок по всему миру: от Токио и Пекина, до Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Даши выставлял работы в Государственном Эрмитаже (Россия), Пекинском музее мирового искусства (КНР), в галереях Halcyon (Великобритания), National Arts Club (США), принимал участие в государственных проектах (Российская национальная выставка во Франции).

Баир Дондоков — ведущий современный бурятский композитор, выпускник Уральской консерватории, с 1999 — Председатель Правления СК Бурятии.

Композитор нашел убедительное музыкальное решение для национальной оперы: сочетание восточной пентатоники с европейским ладогармоническим мышлением, обращение к архаике, к барокко (балетный дивертисмент в сцене во дворце Петра) и к современным звучаниям: все это создает ощущение нового музыкального мира.

Опера, исполненная на национальном языке, обращена и к предкам, и к современникам, и к потомкам.

Премьерой дирижировал Илья Норштейн: скрипач, дирижер, художественный руководитель Ансамбля солистов «Эрмитаж», дирижер театра Новая Опера (участвовал в подготовке премьеры оперы «Мертвый город» Корнгольда, концертного исполнения оперы «Золушка» Массне в рамках Крещенского фестиваля в Новой Опере, программы из произведений Прокофьева — вокальный цикл «Три детские песни», Симфония № 7 и Симфония-концерт для виолончели с оркестром, исполнение «Весны священной» и «Свадебки» Стравинского в рамках проекта Dance резиденция), инициатор и участник различных фестивальных, театральных, литературно-музыкальных проектов.

Бурятский театр оперы и балета под руководством назначенных два года назад директора Дмитрия Дылыкова и художественного руководителя Владимира Рылова достиг заметных успехов в классическом и современном репертуаре, в балете, опере, оперетте; открывает новые горизонты. Две премьеры были показаны на гастролях в Москве в декабре 2023: национальный балет «Земля веры – Баргуджин Тукум» в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Мурадели «Великая дружба» — на Новой сцене Большого театра.

Театр года

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета
Художественный руководитель Алексей Трифонов
Главный дирижер Дмитрий Синьковский
Директор Татьяна Маврина

Нижегородский театр оперы и балета с приходом в 2021 году художественного руководителя Алексея Трифонова и главного дирижера Дмитрия Синьковского вышел на лидирующие позиции в российской оперной жизни. Интенсивная творческая театральная и концертная жизнь театра включает в себя премьеры опер и балетов, концертные программы в зале «Пакгаузы», гастроли в Москве, Санкт-Петербурге, программы музыки ХХ и XXI века.

Вторая площадка театра — концертный зал в Культурном центре «Пакгаузы», спроектированный архитектурным бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана (автора многих сооружений в городах России и Германии, в т.ч. проекта башни «Федерация» комплекса Москва-Сити).

На счету «Пакгаузов» также премии «Золотой Трезини» («Лучший реализованный проект реставрации»), Russian Creative Awards («Креативное пространство года»), «Сделано в России» («Креативные пространства»), Innovative Public Interior Awards («Лучший объект культуры» и «Выбор года»), Russian Traveler Awards («Культурно-исторический объект/музей»).

Также бюро «СПИЧ» занималось реконструкцией Хлебозавода № 5 в Москве, превратив его в многофункциональный культурный центр «Зотов», где проходят выставки, концерты, лекции и кинопоказы.

Сергей Чобан в 2021 создал декорации к оперетте Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» на Камерной сцене Большого театра, а в 2019 на этой же площадке оформил спектакль «Телефон. Медиум».

В «Пакгаузах» игрались премьеры, звучали редкие произведения, происходили события фестивалей «Стрелка» и «Болдинская осень».

23 июня 2022 в Пакгаузах состоялась премьера «Орфея и Эвридики» Глюка. Спектакль Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой. В марте 2023-го театр показал полусценическую версию спектакля на сцену Московской филармонии.

Успешное выступление на сцене филармонии дало результат: оркестр Синьковского La voce strumentale и хор Нижегородского театра оперы и балета вошли в несколько филармонических программ следующего сезона. La voce strumentale, таким образом, станет вторым коллективом из провинции, широко представленным на сцене Московской филармонии. До сих пор это удавалось только ГСО Республики Татарстан, который вписался в контекст двух десятков оркестров Москвы.

1 марта 2023 на своей основной сцене Нижегородской оперы состоялась премьера «Кармен» Бизе в постановке Елизаветы Мороз, до этого 8 лет проработавшей ассистентом режиссера в Большом театре. Оперу спели на языке оригинала (коуч по французскому языку, автор подстрочного перевода текста – Анита Поликарпова), что для театра новая сложная задача. В роли Микаэлы выступила Венера Гимадиева – с февраля 2023-го ставшая штатной солисткой Нижегородской оперы.

В сентябре 2023 состоялись премьерные показы новой постановки оратории Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Разочарования». Режиссер-постановщик — Елизавета Мороз. Музыкальный руководитель и дирижер — Дмитрий Синьковский. Спектакль — копродукция Дягилевского фестиваля и Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина — впервые был представлен летом 2023 на Дягилевском фестивале.

В сезоне 2022/2023 был выпущен балетный проект «Терезин-квартет»: четыре одноактных балета, посвященных композиторам-узникам Терезиенштадта (хореографы Алессандро Каггеджи, Александр Сергеев, Максим Петров, Татьяна Баганова) – спектакль был привезен в Москву на Крещенский фестиваль в Новой Опере.

В ноябре 2023 прошла премьера балета «Золотой ключик». Партитуру Мечислава Вайнберга интерпретировал дирижер Федор Леднёв. На постановку нового спектакля пригласили молодого хореографа Алессандро Каггеджи, который в ноябре 2022 участвовал в проекте театра «Терезин-квартет». «Золотой ключик» стал второй после «Терезин-квартета» работой обновленной балетной труппы, которую возглавляет Валерий Коньков.

Дирижер года

Федор Леднёв

За последние сезоны дирижер Федор Леднёв выдвинулся в число самых востребованных маэстро России. Он специализируется на музыке XX–XXI веков, выступает с ведущими российскими ансамблями современной музыки и оркестрами.

Под руководством Леднёва в сезоне 2022/2023 состоялась российская премьера оперы Джона Адамса «Доктор Атом» — мощный вступительный аккорд «Крещенского фестиваля» 2023 в Новой Опере – а также премьера спектакля «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в Перми и премьера балета «Золотой ключик» Мечислава Вайнберга в Нижегородском театре оперы и балета. На фестивале «Болдинская осень» в нижегородских Пакгаузах под управлением Леднёва прозвучала редкая партитура – «Евгений Онегин» Прокофьева (1936) – музыка, написанная к неосуществленному спектаклю Александра Таирова в Московском Камерном театре.

В феврале 2023 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии впервые прозвучало оркестровое сочинение Анатолия Королева “Verification” –“респонсорий для симфонического оркестра“ (мировая премьера, напомним, состоялась 27 ноября 2022 в Москве, в Зале Чайковского, в концерте филармонического абонемента «Другое пространство. Continuo). АСО филармонии дирижировал Федор Леднёв.

Дирижер выступал в Московской филармонии (абонементы «Другое пространство», «Вещь в себе»), где представил «Музыку для струнных, ударных и челесты» Бартока и Концерт для двух фортепиано с оркестром Берио (солировали Юрий Фаворин и Николай Мажара), а также московскую премьеру «Учения о гармонии» Джона Адамса.

Также Леднёв – частый гость в Доме культуры «ГЭС-2». Под его руководством прозвучала Четвертая симфония Густава Малера в переложении для камерного оркестра Эрвина Штайна (19 сентября 2023). Дирижер подготовил первые исполнения сочинений: «После (Post)» Владимира Горлинского (26 декабря 2022), «Раскол. Пять актов о „Хованщине“» Алексея Сысоева (20 декабря 2023) и мультимедийной оперы Янниса Кириакидеса «Спросите Аду» (10–11 апреля 2023).

Певец года

Михаил Губский
Солист театра Новая опера
Партия Карлика в опере Александра фон Цемлинского «Карлик»
Спектакль театра Новая опера
Премьера 21, 22, 23 и 25 апреля 2023

Спектакль Новой оперы «Карлик» (опера Александра фон Цемлинского) стал ярким и запоминающимся событием, прежде всего, благодаря превосходному исполнению тенором Михаилом Губским заглавной партии и великолепному попаданию в образ главного героя.

Михаил Губский — заслуженный артист России (2005). Солист Самарского академического театра оперы и балета (с 1994 по 2011), театра «Новая опера» (с 1997) и Государственного академического Большого театра России (с 2000). Директор Детской экспериментальной центральной хоровой школы-десятилетки (с основания в 1993). С 2007 по 2011 — художественный руководитель и директор Самарского академического театра оперы и балета. С 2004 — организатор и художественный руководитель музыкального фестиваля «От сердца к сердцу», который проходит под патронатом правительства Самарской области.

В репертуаре Михаила Губского более тридцати партий: в операх Верди (Якопо в «Двое Фоскари», Альфред в «Травиате», Герцог Мантуанский в «Риголетто»), Доницетти (Лестер в «Марии Стюарт», Гульельмо в «Viva la Mamma!», Неморино в «Любовном напитке»),.Чайковского (Ленский в «Евгении Онегине», Вакула в «Черевичках», Водемон в «Иоланте», Андрей в «Мазепе», Княжич в «Чародейке»), Мусоргского (Голицын, Андрей в «Хованщине», Юродивый в «Борисе Годунове»), Римского-Корсакова (Моцарт в «Моцарте и Сальери», Берендей в «Снегурочке», Лыков в «Царской невесте», Гришка Кутерьма в «Сказании о невидимом граде Китеже»), Рахманинова (Паоло в «Франческа да Римини», Молодой цыган в «Алеко»), Стравинского (Рыбак в «Соловье», Гусар в «Мавре»), Рудольф («Богема» Пуччини), Пан Дамазы («Страшный двор» Монюшко), Карлик (в одноименной опере Цемлинского), Хаггенбах («Валли» Каталани), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Анатоль Курагин («Война и мир» Прокофьева) и другие.

«В роли Карлика фантастически выступил Михаил Губский, который почти 30 лет назад пел эту партию на самарской премьере – и на этот раз, виртуозно справившись со сложнейшим музыкальным материалом, он и драматически абсолютно органично попал в образ. В сущности, это смотрелось как моноопера в духе экспериментов Стравинского: единственный живой персонаж – Карлик, вокруг него в глубине сцены куклы, а исполнители остальных партий статично стоят или сидят на стульях на авансцене» (Екатерина Романова, «МО», 2023, № 7).

Педагог года

Сергей Осипенко
Профессор Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова

Почти полвека Сергей Осипенко преподает в Ростовской консерватории и достиг выдающихся результатов в своем деле. Более 20 учеников Сергея Ивановича Осипенко — лауреаты престижных международных конкурсов в России и за рубежом: Анна Винницкая, Софья Бугаян, Александр Яковлев, Алексей Красноскулов, Алексей Хевелев, Наталья Бобрышева, другие ныне известные пианисты.

В 2023 году 18-летний Сергей Давыдченко, который занимается в классе С.И. Осипенко с 13 лет (сначала в колледже при РГК, а в настоящее время в консерватории) стал лауреатом первой премии XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Впервые в истории конкурса золотую медаль по инструментальной специальности получил российский музыкант воспитанник нестоличной консерватории.

В минувшем году еще два ученика Осипенко стали лауреатами крупных состязаний молодых музыкантов. Михаил Кан (с 2015 по 2018 учился у С.И. Осипенко в колледже при Ростовской консерватории, ныне студент МГКМИ им. Шопена) удостоен Гран-при на V Московском международном конкурсе пианистов Владимира Крайнева. Арина Антоносян получила I премию XIX Международного конкурса им. Арама Хачатуряна в Ереване (в 2022 она стала обладательницей II премии и специального приза IV Всероссийского музыкального конкурса).

В июне 2023 Сергей Осипенко отметил 70-летие. С 10 сентября по 24 октября в Ростовской консерватории прошел фестиваль, посвященный юбилею. В концертах приняли участие ученики профессора Осипенко разных лет.

Сергей Осипенко родился в Таганроге, окончил ССМШ при Ленинградской консерватории и Московскую консерваторию (класс Л.Н. Оборина и М.С. Воскресенского). С 1976 преподает в Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова (до 1992 Ростовский государственный музыкально-педагогический институт), с 1993 профессор.

Музыковед года

Вера Валькова, доктор искусствоведения

Книга года

Вера Валькова. С.В. Рахманинов. Летопись жизни и творчества.
Часть 2: 1900–1917.
— Тамбов: Музей-заповедник С.В. Рахманинова «Ивановка». Российский национальный музей музыки, Государственный институт искусствознания

Вера ВАЛЬКОВА — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания . Окончила Горьковскую консерваторию и аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных. С 1971 по 2009 преподавала в Горьковской /Нижегородской консерватории (с 1985 доцент, с 1991 профессор кафедры истории музыки). С 2000 — профессор кафедры истории музыки РАМ им. Гнесиных.

Под руководством В.Б. Вальковой подготовлены и защищены 13 кандидатских диссертаций. Выступает с лекциями и мастер-классами в вузах России. Организатор научных конференций в РАМ им. Гнесиных.Участник международных конференций в России и за рубежом. Член Союза композиторов РФ.

Автор монографий: «Музыкальный тематизм – мышление – культура» (Нижний Новгород, 1992); «С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени» (Тамбов, 2016); «Летопись жизни и творчества С.В. Рахманинова», часть первая (Тамбов, 2017). Автор более 100 научных работ, посвященных проблемам музыкального тематизма, истории отечественной музыкальной критики, музыкальной культуры рубежа XIX–XX веков, творчеству В. Лютославского, Д. Шостаковича, А. Шнитке, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Р. Леденева и др. Редактор-составитель научных сборников.

Летопись жизни и творчества С.В.Рахманинова — фундаментальный проект Государственного института искусствознания, осуществляемый совместно с Музеем-заповедником С.В.Рахманинова «Ивановка» и Российским национальным музеем музыки.

Работа над Летописью началась в 2011. Первая ее часть вышла в свет в 2017 году, и вторым изданием (с исправлениями и дополнениями) – в 2020. Вторая часть, освещающая центральный период творчества Рахманинова – с 1900 до конца 1917) – появилась осенью 2022, в преддверии юбилея музыканта.

В настоящее время, несмотря на усложнившиеся отношения с зарубежными культурными учреждениями и архивами, началась работа над третьей частью, посвященной жизни и деятельности Рахманинова в годы эмиграции. Центральное место во всех частях Летописи занимают подлинные тексты документов, которые обладают своим неповторимым «голосом», чрезвычайно выразительным и сильным, порой складываясь в увлекательное повествование. Такой установке соответствует структура Летописи: на каждой странице – две колонки, в левой из них указаны события и факты, в правой цитируются документы, подтверждающие их. По своему жанру исследование включено в отечественную традицию биографических летописей, посвященных крупнейшим деятелям русского искусства. Основной принцип изложения — опора на хронологически первые упоминания о том или ином событии. Главное место занимают исторические свидетельства: письма, воспоминания, дневники. Представлены новые документы, освещающие подробности зарубежных гастролей Рахманинова, его общественной деятельности и др.

В трех приложениях приведены: избранные статьи и заметки о Рахманинове, опубликованные в современной ему российской прессе; документы, связанные с его работой в качестве помощника Председателя Главной дирекции ИРМО; впервые публикуемые в России (в английском оригинале и русском переводе) статьи из зарубежных газет о концертах Рахманинова.

Инициатором работы был основатель и директор музея-заповедника «Ивановка» Александр Ермаков (1944–2022).

Музыковед года

Ольга Дигонская, кандидат искусствоведения

Книга года

Летопись жизни и творчества Д.Д. Шостаковича: В 10 т.
Том 2 (1931–1935 годы)

Архив Д.Д. Шостаковича
Издательство «Дмитрий Шостакович»
Научный редактор Ольга Дигонская
Авторы-составители Михаил Алейников, Валерия Величко, Ольга Дигонская,
Вероника Ильюшкина, Людмила Ковнацкая (1941–2023), Лариса Миллер
Ответственный редактор Лариса Миллер
Идея проекта Ирина Шостакович, Манашир Якубов (1936–2012)
Координатор и спонсор проекта Ирина Шостакович
Руководитель проекта Людмила Ковнацкая

Ольга ДИГОНСКАЯ — старший научный сотрудник Отдела архивно-рукописных материалов Российского национального музея музыки (с 1986). главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича (с 2005). Кандидат искусствоведения.

С 2007 член Международного музыковедческого общества (IMS), с 2009 организатор и председатель международной исследовательской группы «Шостакович и его эпоха: современники, культура, государство».

Автор и составитель (совместно с Л.Г. Ковнацкой) научного «Вестника Архива Д.Д. Шостаковича» и автор статей в нотной серии «Архив Д.Д. Шостаковича». Провела атрибуцию более 300 нотных автографов.

Обнаружила следующие сочинения Д.Д. Шостаковича: Симфонический фрагмент 1945 года, музыку к кинофильму «Подруги», фрагменты «Симфонии ор. 5», Симфонии 1925 года, опер «Народовольцы», «Оранго», «Черный монах». Автор около 40 статей о композиторе.

Работает над монографией о незавершенных операх Шостаковича, над каталогом его нотных автографов (совместно с Г.В. Копытовой) и, в составе группе российских авторов — над «Летописью жизни и творчества Д.Д. Шостаковича».

Идея проекта — Ирина Шостакович, Манашир Якубов (1936–2012)
Координатор и спонсор проекта — Ирина Шостакович
Руководитель проекта — Людмила Ковнацкая (1941–2023)
Авторы-составители: Михаил Алейников, Валерия Величко, Ольга Дигонская, Вероника Ильюшкина, Людмила Ковнацкая, Лариса Миллер
Ответственный редактор Лариса Миллер
Научный редактор —Ольга Дигонская
Рецензенты — Галина Копытова, Лорел Э. Фэй
Дизайн — Павел Гершензон
Макет — Константин Кузьминский

Летопись жизни и творчества Д.Д. Шостаковича — проект, реализуемый издательством «Дмитрий Шостакович» («DSCH»). Он был задуман более 10 лет назад, а начался в 2016, уже после ухода из жизни Манашира Якубова, одного из авторов идеи «Летописи».

«Первый том охватил период с 1906 — года рождения Д.Д. Шостаковича — до 1930, — рассказывает Ольга Дигонская. — Второй том должен был охватывать период с 1931 по 1945, но собранная для него документальная база оказалась столь велика, что нам пришлось ограничиться временными рамками 1931–1935. Оставшаяся информация перешла в третий (1936–1940) и четвертый (1941–1945) тома, объем каждого также превысит 700 страниц.

В результате структура изначально пятитомного проекта нарушилась: изменилось количество томов и их хронология. А поскольку поиск «летописного» материала все еще продолжается, и предугадать его объем, как выяснилось, заранее невозможно, то «казус второго тома» наверняка повторится и в будущем. Именно поэтому проект «Летописи» отныне фигурирует как десятитомный, с хронологической разбивкой на пятилетия. Причем и эта структура, вероятно, не окончательна.

Все события, которые, так или иначе, влияли на творческую биографию Шостаковича, раскрываются, как это принято в «летописном» жанре, через скрупулезно собранные, перекрестно подтвержденные, прокомментированные документы: автографы сочинений, письма, мемуары, дневниковые заметки, программы и афиши, стенограммы и протоколы, другие архивные источники, многие из которых никогда не публиковались; материалы отечественной и зарубежной прессы.

В 2024 планируется выход третьего тома, в 2025 — четвертого».

Книга года

Оркестр
Том 1: Симфонические оркестры России
Том 2: Симфонические оркестры и дирижеры мира
Редакторы-составители Павел Райгородский, Роман Берченко.
«Музыкальное обозрение», «Композитор • Санкт-Петербург»

Руководитель проекта: Павел Райгородский.
Редакторы-составители: Павел Райгородский, Роман Берченко.
Книга представляет разные аспекты оркестровой жизни.

В первом томе — интервью с дирижерами (Геннадий Рождественский, Марис Янсонс, Юрий Симонов, Валерий Полянский, Дмитрий Лисс, Александр Рудин, Владимир Юровский).

Российский оркестровый менеджмент, статьи и материалы о создании и деятельности российских оркестров. Библиотека дирижера и оркестранта: книги об оркестре, вышедшие в России с 2000 по 2020, и новые издания. Публикации памяти выдающихся маэстро (Кирилла Кондрашина, Геннадия Рождественского, Мариса Янсонса, Александра Ведерникова).

Оркестровый отдел «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена.

Списки лауреатов Всесоюзных и Всероссийских конкурсов дирижеров.

Устав Ленинградской филармонии (в редакции 1977 года), тщательно регламентирующий права и обязанности артистов филармонии, в том числе музыкантов симфонического оркестра.

Список ныне существующих симфонических оркестров России.

Во втором томе — выдающиеся концерты в России лучших оркестров и дирижеров мира. Маэстро и оркестры: Кристиан Тилеман и оркестр Венской филармонии, Марис Янсонс и оркестры Концертгебау и Баварского радио, Клаудио Аббадо и оркестр Люцернского фестиваля, Риккардо Мути и Чикагский симфонический оркестр, Уильям Кристи и Les Arts Florissants. Статьи об оркестровом менеджменте в Европе и США. Статьи о Клаудио Аббадо, Франсе Брюггене, Курте Мазуре… Глава — посвящение Мстиславу Ростроповичу.

Новые и вновь обретенные оркестровые опусы: «Времена года» и «Детскийальбом» Чайковского в новой оркестровке; «Погребальная песня» Стравинского; три коллективных сочинения, написанных в ХХI веке по заказу «МО» 22 композиторами; проект «Вологодские кружева» (по заказу фестиваля «Кружева»)…

Фотогалерея великих дирижеров.

Лауреаты Международных конкурсов дирижеров: имени С.С. Прокофьева в Санкт-Петербурге и имени С.В. Рахманинова в Москве.

«Тарифный договор музыканта симфонического оркестра» — профессиональный Кодекс оркестрантов Германии, ведущей оркестровой державы мира.

Двухтомник «Симфонические оркестры России и мира» — часть оркестрового проекта «Музыкального обозрения». Книга адресована профессионалам оркестрового дела: дирижерам, директорам оркестров, оркестрантам, менеджерам, организаторам концертной жизни. Он будет интересен и любителям академической музыки.

Книга «Симфонические оркестры России и мира» входит в Библиотеку «Музыкальное обозрение».

Событие года

Большой концертный зал Пермской краевой филармонии
Открытие в декабре 2023 года
Галина Кокоулина
Директор Пермской краевой филармонии

Большой зал Пермской краевой филармонии открылся в конце 2023, 22 декабря, после реконструкции.

Реконструкция была осуществлена в рамках юбилейных мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия Перми, которого отмечалось в 2023. Работы проводило ООО «МОНАТ Групп» из Казани.

Стоимость проекта — более 1,1 миллиарда рублей.

В ходе реконструкции улучшилась акустика зала. Повышена комфортность помещений для зрителей и артистов, расширен объем помещений и изменена конфигурация сцены, сцена стала в полтора раза больше, что позволит более комфортно располагаться на сцене оркестрам и хорам. Зал вмещает 820 слушателей.

Реконструкция Большого зала филармонии — этапное событие для директора Пермской филармонии Галины Кокоулиной. Она возглавила филармонию в 2005, и по ее инициативе филармонии был передан Большой зал Культурно-делового центра. В 2017–2018 Галина Юрьевна занимала пост министра культуры Пермского края, а затем вернулась в филармонию, на должность директора. Благодаря усилиям директора филармония, с декабря 2003 имеющая прекрасный, один из лучших в России Зал органной и камерной музыки, получила современный Большой концертный зал.

Открытие Большого зала расширяет новые перспективы для развития музыкальной жизни региона и реализации новых концертных программ. Пермь остается единственным из 16 городов-миллионников России, где нет симфонического оркестра (нет и камерного). Оркестровое искусство представлено в основном гастролями симфонических оркестров.

Теперь, когда у Пермской филармонии появился новый современный концертный зал, вероятно, пора подумать и о создании в Перми филармонического симфонического оркестра.

Жизнь в музыке

Светлана Таирова
Главный редактор издательства «Композитор • Санкт-Петербург»

Жизнь в музыке Светланы Эмильевны Таировой — это и учеба в специальной музыкальной школе для одаренных детей при Ленинградской консерватории, и Ленинградская консерватория, и 16 лет работы на радио и телевидении, и уже почти полвека руководит издательством. В 1976 Светлана Таирова была назначена главным редактором ленинградского отделения издательства «Советский композитор», с 1989 она — генеральный директор издательства (с 1992 — «Композитор • Санкт-Петербург»).

Светлана Эмильевна управляет огромным издательским «хозяйством», в каталоге которого — более 5000 названий, около 60 000 произведений.

Ноты и книги для всех без исключения категорий музыкантов: любителей и профессионалов, детей и взрослых, школьников и студентов, музыковедов и исполнителей… Оперные клавиры и популярная музыка, симфонические и хоровые партитуры и партии, специализированная музыковедческая и методическая литература, просветительские издания, энциклопедии, словари, справочники и многое другое.Нотный материал, предоставляемый издательствам, отвечает всем мировым стандартам.

Приоритетное направление — сохранение и продвижение более чем трехвековой музыкальной культуры Петербурга, в первую очередь петербургской композиторской школы, которая представлена десятками имен композиторов разных поколений — от классиков до совсем молодых.

Крупные и значительные проекты — собрания сочинений ныне живущих и недавно ушедших из жизни композиторов. Завершается издание Собрания сочинений Валерия Гаврилина

(вышло 19 томов из 20). Продолжается работа над изданием собраний сочинений Альфреда Шнитке (вышло 44 тома/тетради), Андрея Петрова, Бориса Тищенко, Александра Кнайфеля.

С 2016 совместно с «Музыкальным обозрением» издается первое в истории Собрание сочинений Мечислава Вайнберга. Вышло две серии (20 томов / 22 тетради). В 2024 готовится к выпуску третья серия: 6 сонат для скрипки и фортепиано и Симфония № 22 (партитура и партии). В «Композиторе • Санкт-Петербург» вышли издания Библиотеки «МО»: «Междунаролный конкурс имени П.И. Чайковского», «Симфонические оркестры России и мира», биография М. Вайнберга.

«За свою жизнь мне приходилось не раз переживать не самые благоприятные времена. Лично я придерживаюсь девиза одного из величайших политиков, стратегов XX века, бывшего британского премьер-министра сэра Уинстона Черчилля: “Любой кризис — это новые возможности”.

Ищем новые возможности!»

Жизнь в музыке

Иосиф Райскин
Музыковед

Иосиф Генрихович Райскин — музыковед, журналист, легендарная личность в отечественной музыкальной журналистике и в мире академической музыки.

Истинный шестидесятник, он в те годы, когда актуален был спор, а порой и ментальный конфликт «физиков» и «лириков» («Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне» — так начинается культовое стихотворение Бориса Слуцкого) олицетворял гармонию, двуединство тех и других. Райскин окончил знаменитый ЛЭТИ — Ленинградский электротехнический институт, почти 30 лет преподавал в Ленинградском горном институте.

В то же время всю жизнь и по сей день в нем живет «лирик». Трудно поверить, но 82 года назад, 5 марта 1942, он шестилетним мальчиком был на премьере Седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве. В 1956, вскоре после ХХ съезда КПСС, юный Райскин инициировал письмо – обращение группы ленинградских любителей музыки: «Долгие годы творчество Малера и Бриттена оставалось для нас абсолютно неизвестным, ибо узенький, причесанный “реализм” хрестоматийного толка не вмещал в себя таких выдающихся новаторов.

А все, что не отвечало канонам музыкальных “воевод”, все это подвергалось неистовому обругиванию или, в лучшем случае, замалчивалось…». Смелое и профессиональное слово 20-летнего студента-физика! Любовь к музыке и желание совершенствоваться привели Райскина в Ленинградскую консерваторию, которую он окончил в 40 лет, в 45 — аспирантуру.

С 1970-х годов Иосиф Генрихович играет важнейшую роль в музыкальной жизни Северной столицы.

С 1978 он — член Союза композиторов России.

С 2003 — председатель секции критики и музыкознания и член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга. Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

В 1995–1997 Райскин был главным редактором газеты Санкт-Петербургской Филармонии «PRO MUSICA».

С 1998 ведущий редактор, с 2001 главный редактор газеты «Мариинский театр». Одновременно — ведущий редактор и постоянный автор газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник». Постоянный автор газеты и сайта «Музыкальное обозрение», в 2013 назван «Персоной года» в рейтинге «МО» «События и персоны».

Иосиф Райскин — автор свыше 500 статей в периодической печати и научных сборниках, словарях и энциклопедиях.

Автор-составитель буклетов к спектаклям и фестивалям Мариинского театра, Санкт-Петербургской филармонии и Союза композиторов. Автор монографии «Дмитрий Шостакович. Симфонии общей судьбы» и сборника статей «Записки филарманьяка». Автор поэтических сборников «Муз’ыке всё благодаря» и «Книга признаний». Автор, автор-составитель и соредактор нескольких сборников статей и интервью: «Жизнь религии в музыке», «Музыкальный мир в новом тысячелетии. Взгляд из Петербурга», «Мариинский вчера, сегодня, всегда…» и др.

Жизнь в музыке продолжается.