Исполнилось 60 лет Владимиру Тарнопольскому!

Адепт прогресса
Исполнилось 60 лет Владимиру Тарнопольскому!

Почти четверть века Тарнопольский — один из безусловных лидеров в области современной российской музыки и композиторского творчества.

Почти четверть века Тарнопольский — один из безусловных лидеров в области современной российской музыки и композиторского творчества.

Как композитор, он прекрасно известен и у нас в стране, и за рубежом: в Италии, Нидерландах, Франции, Австрии, Германии, Великобритании, США. Великолепный педагог, он воспитал более 20 композиторов — лауреатов международных конкурсов: в их числе В. Горлинский, О. Бочихина, О. Раева, Н. Хруст, А. Сафронов, Г. Дорохов…

Не меньше, чем композитор и педагог, Тарнопольский известен своей просветительской деятельностью и самыми разнообразными проектами:

1989 — один из учредителей АСМ‑2, которую возглавил Э. Денисов.

1993 — создает ансамбль «Студия новой музыки».

1994 — организатор и бессменный худрук фестиваля «Московский форум», проекты которого неизменно вызывают огромный интерес, как и приглашаемые исполнители и композиторы (так, в 2013 гостями «Форума» были Х. Лахенманн и немецкий EnsembleModern). 1999 — инициатор создания Научно-творческого Центра современной музыки. 2004 — создал и возглавил межфакультетскую кафедру современной музыки. «Едва ли найдется еще один композитор, — писала в 2010 “МО”, — который уделял бы столько внимания пропаганде творчества своих коллег».

В. Тарнопольский постоянно выступает с лекциями и мастер-классами в России и за рубежом. Он был первым российским композитором, которого (вместе с ансамблем) пригласили выступить на всемирно знаменитых Международных летних курса[ новой музыки и Фестивале в Дармштадте. Тарнопольский участвует в работе жюри практически всех композиторских конкурсов в России, на многих — в качестве председателя. Он был одним из учредителей конкурса композиторов им. П. И. Юргенсона. При этом он не раз говорил, в т. ч. и в интервью «МО», о необходимости обучать не только сочинению, но и исполнению новой музыки, без чего ее продвижение просто немыслимо.

Ансамбль «Студия новой музыки», который В. Тарнопольский создал и бессменно возглавляет более 20 лет, знает, как исполнять современную музыку. На выступлениях в Москве, городах России, за рубежом — всегда аншлаги. Так было и на юбилейных концертах к 20‑летию «СНМ» в сезоне 2013/2014. И на концертах абонемента «Игра в классики», который провел А. Устинов в Московской филармонии к юбилею ансамбля.

За 20 с лишним лет сыграно около 800 концертов, почти 200 российских и мировых премьер, десятки авторских концертов, всесторонне знакомивших публику с музыкой 1‑й половины XX века, классикой авангарда (Булез, Варез, Крам, Мессиан, Пендерецкий, Пярт, Сильвестров…), российскими и зарубежными композиторами последущих поколений.

Как говорит композитор, эта работа отнимает «примерно три четверти моей жизни. Это, конечно, непозволительная роскошь… Приходилось отказываться от интересных предложений о новых сочинениях, переносить свои премьеры…

Я пытаюсь правильно выстроить общую стратегию развития ансамбля в наших условиях. В ситуации, когда наши сверхмногочисленные оркестры со всеми своими базами и грантами фактически самоустранились из современности, мы просто обязаны играть все — и молодых композиторов, и выпавший из истории ранний русский авангард, и классику зарубежного модерна, и российский андеграунд 60‑х — 70‑х, и сочинения, связанные с новым музыкальным театром, и осваивать новейшие технологии с использованиеv электроники и видео, и представлять сочинения наших профессоров, и проводить российские премьеры пьес наиболее крупных современных зарубежных авторов, и т. д., и т.п…

Мы должны развивать наших музыкантов и, одновременно, формировать публику, организовывать гастрольные поездки по России и за рубежом, проводить мастер-классы и фестивали, записывать диски и серьезно работать в архивах… Я хотел бы, чтобы наш ансамбль перестал быть каким-то исключением. Чтобы современные сочинения стали обычным явлением в каждой программе любого оркестра или солиста» (из интервью журналу Harmony).

А в одном из интервью «МО» Тарнопольский так определил свое credo: «Мы обречены на прогресс. Я не против классики, я сам на ней вырос, но если играть только ее — “завтра” не будет».

Владимир Тарнопольский, лауреат премии газеты «МО», делает все для того, чтобы у современной российской музыки был завтрашний день.

Основные события юбилейного года

20 февраля
Основной доклад на конференции «Композиционная эстетика и политика» Goldsmiths University (Лондон): «Новая музыка в современном обществе. Ирония истории»

25—27 марта
По ту сторону тени (по мотивам «Притчи о пещере» Платона) (2006)
Mультимедиа-опера (российская премьера)
Копродукция ансамбля «Студия новой музыки» и МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, дирижер Игорь Дронов
Москва, МАМТ, Малая сцена

26 марта, 1, 4 апреля
Правдивая история о Золушке (2003)
Сказка для взрослых в сопровождении детей по сказке Роалда Дала (российская премьера)
Детский хор Мариинского театра,
Детский оркестр и оркестр Мариинского театра, дирижер Иван Столбов
Санкт-Петербург, Мариинский театр

23 апреля
По ту сторону тени (2006)
Mультимедиа-опера
Копродукция ансамбля «Студия новой музыки» и МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, дирижеры Игорь Дронов и Фуад Ибрагимов
VI фестиваль современной музыки имени Кара Караева
Баку, Театр юного зрителя

11 сентября
Tabula Russia (2015) (мировая премьера)
Роттердамский филармонический оркестр, дирижер Валерий Гергиев
Роттердам, de Grote Zaa,

15 сентября
Дыхание исчерпанного времени (1994) (российская премьера)
«Памяти Евгения Светланова»
ГАСО им. Е. Ф. Светланова, дирижер Владимир Юровский
Москва, Большой зал консерватории

7 октября
Портрет девушки с томиком Павезе (2015)
(мировая премьера)
Ансамбль «Студия новой музыки», Екатерина Кичигина (сопрано), дирижер Игорь Дронов
La Biennale di Venezia, Ca’ Giustinian — Sala delle Colonne

4 декабря
Блуждающие огни (2003) для оркестра
Оркестр Болоньи

Опубликовано МО № 10 (389) 2015