Главному дирижеру МАМТа Феликсу Коробову – 50

Главному дирижеру МАМТа Феликсу Коробову – 50
Фото Григорий Шелухин

24 мая 2022 исполняется 50 лет Феликсу Коробову – главному дирижеру Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, доценту Московской консерватории. 25 мая на Основной сцене МАМТа – концерт, посвященный юбилею маэстро. В программе – симфоническая поэма «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, Второй фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича, сюита «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, «Танцы из Галанты» Золтана Кодая. Солисты – Лев Клычков (скрипка), Петр Лаул (фортепиано). Специальный гость – Ильдар Абдразаков. Дирижер – Феликс Коробов.

На следующий день, 26 мая, Феликс Коробов продирижирует в Большом зале консерватории МГАСО п/у Павла Когана.

Программа концерта:

I отделение:

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

И. ШТРАУС (сын)
«Персидский марш»
Вальс «Весенние голоса»
Быстрая полька «На охоте»
Вальс «Жизнь артиста»
Увертюра к оперетте «Летучая мышь»

II отделение:

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – Вальс из балета «Спящая красавица»

И. ШТРАУС (сын)
Быстрая полька «Гром и молнии»
«Императорский вальс»
Галоп «Бандиты» (“Banditen-Galopp”)
Вальс «Розы юга»
Полька «Фуриозо» (квази-галоп)
Вальс «На прекрасном голубом Дунае»

Феликс Павлович КОРОБОВ родился в 1972 в Иркутске. Окончил Московскую консерваторию как виолончелист (1996, класс профессора Марии Чайковской) и оперно-симфонический дирижер (2002, класс профессора Василия Синайского), в аспирантуре МГК учился у профессора Андрея Шишлова (специальность «струнный квартет»). Также среди учителей – профессора Московской консерватории Т. А. Гайдамович, А. З. Бондурянский, Р. Р. Давидян, К. С. Хачатурян.

В 1996-2000 – концертмейстер группы виолончелей Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. В 2000-2002 – ассистент главного дирижера и концертмейстер группы виолончелей Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова.

В 2004-2006 – главный дирижер Московского театра Новая Опера. В качестве музыкального руководителя участвовал в постановках «Нормы» Винченцо Беллини (режиссеры – Серджио Морабито, Йосси Вилер; премьера состоялась 7 сентября 2005), «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова (режиссер – Юрий Грымов; премьера – 23 января 2005).

С сентября 2004 – главный дирижер Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

В качестве музыкального руководителя и дирижера выпустил спектакли: «Аида», «Травиата», «Сила Судьбы» (Дж. Верди); «Вертер», «Манон» (Ж. Массне); «Гамлет (датский) (российская) комедия» (В. Кобекин); «Евгений Онегин» (П. И. Чайковский); «Итальянка в Алжире» (Дж. Россини); «Каменный цветок», «Золушка», «Война и Мир» (С. Прокофьев); «Кафе «Сократ»» («Бедный Матрос» Д. Мийо, «Сократ» Э. Сати); «Майская ночь, или Утопленница» (Н. Римский-Корсаков); «Маленькая смерть. Шесть танцев» (балет И. Килиана на музыку В. А. Моцарта); «Манон» (балет К. МакМиллана на музыку Ж. Массне); «Медея» (Л. Керубини); «Неаполь» (на музыку Н. Гаде, Э. Хельстеда, Х. С. Паулли, Х. К. Лумбю); «Песни у колодца. Слепые» (Л. Ауэрбах, Е. Лангер); «Русалочка», «Татьяна» (Л. Ауэрбах); «Царь Эдип» (И. Стравинский); «Замок Герцога Синя Борода» (Б. Барток) и др.

Ввел в МАМТе практику симфонических концертов, представив вечера музыки Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Мориса Равеля, Людвига ван Бетховена и др. В концертах оркестра театра солировали Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Дмитрий Башкиров, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и многие другие.

В 2008 в Австрии был выпущен первый компакт-диск оркестра МАМТа под управлением Ф. Коробова (музыка Брамса, солист – П. Бадура-Шкода).

Феликс Коробов сотрудничал с выдающимися балетмейстерами – Джоном Ноймайером («Чайка», «Русалочка», «Татьяна»), Олегом Виноградовым («Золушка»), Юрием Григоровичем («Каменный цветок»). С Юрием Вамошем осуществил постановку балета «Спартак» в Оперном театре Дюссельдорфа.​

Выступал с симфоническими оркестрами России, США, Германии, Италии, Испании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Грузии, Китая и других стран.

Главный приглашенный дирижер Оркестра Государственного Эрмитажа («Санкт-Петербург Камерата»).

С 2017 сотрудничает с миланским театром Ла Скала, где осуществил возобновления балетов «Онегин» Джона Кранко, «Манон» Кеннета МакМиллана, «Спящая красавица» Рудольфа Нуреева, спектакля «Баланчин/Килиан/Бежар».

С 2007 преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования. Художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра МГК. В 2021 коллективу исполнилось 60 лет. Юбилейный концерт состоялся 17 мая 2022 в РЗК (российская премьера “Eine Deutsch-Jiddische Kantate” Ивана Фишера и сочинения В. А. Моцарта).

Также в юбилейном для себя, 2022, году Феликс Коробов выступил:

  • 26 марта в Санкт-Петербургской филармонии вместе с Элисо Вирсаладзе и Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии (15-й фортепианный концерт Моцарта и Пятая симфония Малера);
  • 28 марта в Концертном зале имени П. И. Чайковского вместе с Екатериной Мечетиной и Новосибирским академическим симфоническим оркестром (Первый фортепианный концерт и Пятая симфония Чайковского);
  • 3 апреля в Санкт-Петербургской филармонии вместе с Александром Кашпуриным и Академическим симфоническим оркестром филармонии (Увертюра к опере «Дон Жуан» и 22-й фортепианный концерт Моцарта, симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса);
  • 13 мая в «Зарядье» вместе с Николаем Луганским и ГАСО имени Светланова (изначально планировалось, что дирижировать будет Василий Петренко, но, как известно, в марте Петренко приостановил отношения с Госоркестром на фоне событий в Украине; в программе – Фортепианный концерт Метнера и «Симфонические танцы» Рахманинова).

Феликс Коробов участвовал в работе жюри международных конкурсов (вокалистов имени М. И. Глинки; камерных ансамблей имени Т. А. Гайдамович; исполнителей на духовых и ударных инструментах Московской консерватории), фестиваля «Золотая маска».

Лауреат премии «Золотая маска» (2012; «Балет/современный танец / Работа дирижера»; «Русалочка», МАМТ), премии Фонда Ирины Архиповой (2012), Премии Москвы в области литературы и искусства (2016).

Заслуженный артист Российской Федерации (2008) и Республики Абхазия (2012), Народный артист Российской Федерации (2020).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Главное правило профессии: ты любишь то, что исполняешь в данный момент. Иначе не имеет смысла выходить на сцену. Если ты выходишь, неважно, что ты играешь: современные постукивания и побрякивания по инструменту, барокко или романтику. У меня достаточно счастливая судьба, я никогда не делал того, что не хочу. Может быть, это не очень правильно, но я часто отказывался и отказываюсь от каких-то вещей, которые мне не интересны творчески. Если же говорить о предпочтениях, мне ближе классико-романтический пласт плюс ХХ век». (Из интервью «Частному корреспонденту», 15.06.2010)

«Мне кажется, что главное, чтобы спектакль был талантливым, интересным. Главное для меня, чтобы в постановке сохранились те взаимоотношения, те чувства, эмоции, которые закладывали композитор и либреттист. Чудо оперного спектакля это когда все хорошо вместе. Мой любимый термин здесь сотворчество. Очень непросто сегодня говорить о чем-то новаторском. Шкловский сказал как-то, что после Черного квадрата Малевича сложно придумать что-то новое. Мне кажется, сейчас возрастает интерес к внутреннему миру, а не к декорациям или к одежде, в которой поют герои. Чувства и эмоции у людей остаются во все времена одни и те же. И сюжетов, в общем-то, только любовь да деньги. И они не требуют какого-то специальной адаптации под наше время, под наш язык. Главное никогда нельзя опускаться, пытаться заигрывать с публикой, упрощать. Все должно быть разумно. Если это не нарушает авторского замысла, если это не идет вразрез со смыслом, с музыкой, с драматургией, с музыкальной формой, тогда все допустимо и купюры, и вставки». (Из интервью порталу IsraeliCulture.Info, 05.05.2015)

«С удовольствием читаю и перечитываю Лотмана. Когда-то очень давно, в самом начале моей педагогической деятельности, мы разговаривали с учеником на важные этические темы, и тогда я сказал ему: почитайте дневники Юрия Михайловича Лотмана. Это был умный студент, он прочитал эти дневники, и когда мы вернулись к этому разговору, он сказал: “Но ведь это же невозможно так жить, когда честность и порядочность доведены в жизни до абсолюта, это – тотальное самопожертвование”. Тем не менее, пример такого человека был, а значит, жить так можно, сложно, но необходимо. Поэтому периодически нужно перечитывать и Лотмана, и Лихачева, чтобы напоминать сердцу о важных вещах». (Из интервью «Российской газете», 13.04.2020)

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм