Фестиваль к 130-летию Богуслава Мартину в Московской консерватории

Фестиваль к 130-летию Богуслава Мартину в Московской консерватории

C 20 января по 1 февраля 2021 в Московской консерватории при поддержке Чешского культурного центра пройдет фестиваль, посвященный 130-летию со дня рождения одного из крупнейших чешских композиторов 20 века Богуслава Мартину (1890—1959). Событие редкое – в России Мартину играют мало. Автор идеи и творческий руководитель фестиваля – доцент Московской консерватории Екатерина Рихтер.

В России не так часто можно услышать музыку Богуслава Мартину, а столь обширное музыкальное событие как фестиваль, на котором будет исполнено множество его произведений – и для различных камерных ансамблей, и концерты с оркестром, пожалуй, состоится впервые.

В фестивале примут участие Московский камерный оркестр «Musica viva», народный артист России, лауреат Государственной премии, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского Александр Рудин, доцент Московской консерватории им. П. И. Чайковского Екатерина Рихтер (фортепиано), лауреаты международных конкурсов Валентин Урюпин (кларнет), Вероника Лемишенко (арфа), Пётр Термен (терменвокс), Мария Урыбина (флейта), Эмиль Мирославский (гобой), Валерий Жаворонков (валторна), Павел Романенко (альт), Арсений Безносиков (виолончель), скрипачи Давид Ардуханян, Роман Викулов, Роман Филипов, Михаил Фейман, пианисты Сергей Воронов, Екатерина Задорожная, Алиса Куприёва, Максим Пурыжинский, Александр Страхов и другие.

Музыка Богуслава Мартину чрезвычайно многообразна, она словно пронизана светом, искрящейся энергией, можно сказать, что в ней всегда есть место для чуда. Подлинно чешский композитор, Мартину глубоко воспринял и претворил в своих произведениях народную музыку своего края – чешские и моравские напевы и ритмы. И при всём разнообразии, композиторский почерк Мартину настолько характерен, что мгновенно запоминается и узнаётся впоследствии.

Фестиваль даст слушателям возможность услышать интереснейшие произведения композитора из всех периодов его творчества – двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр, концертино для фортепианного трио и струнного оркестра, камерный концерт для скрипки, струнного оркестра, фортепиано и ударных, различные камерные опусы, дуэты, трио, квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана, фантазию для ансамбля и электронного инструмента терменвокса и другие. Также на концертах фестиваля прозвучат несколько произведений композиторов, близких Мартину – это его предшественник Антонин Дворжак, другой выдающийся чешский композитор XX века Леош Яначек, Игорь Стравинский и французский композитор Андре Капле.

Программа фестиваля

20 января, 19 часов, Рахманиновский зал Московской консерватории

«К новой музыке!». Мартину и Франция. 1-й концерт цикла

Богуслав Мартину
Концертино для скрипки, виолончели, фортепиано и струнного оркестра, H. 231 (1933)
Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр, H. 271 (1938)
Камерный концерт для скрипки, струнного оркестра, фортепиано и ударных, H. 285 (1941)

Андре Капле
«Фантастическая сказка» для арфы и струнного квартета (1922) по рассказу Эдгара А. По «Маска красной смерти»
Московский камерный оркестр «Musica Viva», дирижер – Александр Рудин.

Солисты: Роман Викулов (скрипка), Михаил Фейман (скрипка), Арсений Безносиков (виолончель), Вероника Лемишенко (арфа), Екатерина Рихтер (фортепиано), Александр Страхов (фортепиано).

Вступительное слово – Парваз Салимов.

***

24 января, 19 часов, Концертный зал им. Н. Я. Мясковского Московской консерватории
«Дороги к родине». Чехия. 2-й концерт цикла

Антонин Дворжак
Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, соч. 57 (1880)

Леош Яначек
Соната для скрипки и фортепиано, JW 7/7 (1914-1921)

Богуслав Мартину
Соната для флейты, скрипки и фортепиано, H. 254 (1937)
Трио для флейты, виолончели и фортепиано, H. 300 (1944)

Солисты: Елисей Крупенков (флейта), Мария Урыбина (флейта), Давид Ардуханян (скрипка), Андрей Забавников (скрипка), Федор Тишкевич (виолончель), Сергей Воронов (фортепиано), Алиса Куприёва (фортепиано).

Вступительное слово – Парваз Салимов.

***

1 февраля, 19 часов, Малый зал Московской консерватории
«Ночной странник». Мартину и Стравинский. 3-й концерт цикла

Богуслав Мартину
Трио № 1 «5 коротких пьес» для скрипки, виолончели и фортепиано, H. 193 (1930)
3 мадригала для скрипки и альта, H. 313 (1947)
«Бабочки и райские птицы» для фортепиано, H. 127 (1920)
3 чешских танца для двух фортепиано, H. 324 (1949)
Квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана, H. 139 (1924)
Фантазия для терменвокса, гобоя, фортепиано и струнного квартета, H. 301 (1944)

Игорь Стравинский

Сюита из «Истории солдата» для кларнета, скрипки и фортепиано (1918)
«Поганый пляс Кащеева царства» из балета «Жар-птица», переложение для двух фортепиано

Солисты: Эмиль Мирославский (гобой), Валентин Урюпин (кларнет), Валерий Жаворонков (валторна), Ксения Красавина (малый барабан), Петр Термен (терменвокс), Роман Викулов (скрипка), Андрей Забавников (скрипка), Михаил Фейман (скрипка), Роман Филипов (скрипка), Павел Романенко (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Татьяна Боярина (виолончель), Екатерина Задорожная (фортепиано), Максим Пурыжинский (фортепиано), Екатерина Рихтер (фортепиано), Ирина Силиванова (фортепиано), Александр Страхов (фортепиано).

Вступительное слово – Парваз Салимов.

«Скульптор лепит лицо из глины. А ты, гуляя, прошёл мимо его творения, посмотрел на лицо и продолжил свой путь – но ты уже не тот, что был. Может быть, ты изменился лишь слегка, но ты стал другим – обращён и направлен по новому пути – потому что пусть ненадолго, но поглядел в иную сторону. Ваятель испытал невыразимое чувство, прикасаясь пальцами к глине. Лицо из глины он поместил на твоём пути и если ты следуешь этой дорогой, то и ты почувствуешь то, что чувствовал он. Так будет, даже если пройдёт сто тысяч лет между его жестом и твоим путём…»

Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель», 155

8 декабря 2020 года исполнилось 130 лет со дня рождения великого чешского композитора Богуслава Мартину. Он родился в небольшом городе Поличка на границе Чехии и Моравии, и воспоминания о своеобразной природе этого края и его музыке сопровождали Мартину всю жизнь, были источником его вдохновения. Он был подлинно национальным композитором, удивительно глубоко восприняв самую суть народных песен Чехии и Моравии. Сам композитор писал, что он «отказывается от внешне универсальных взглядов для того, чтобы ещё глубже проникнуть в народное чешское мировосприятие».

Мартину создал более 400 произведений во всех возможных жанрах: это сценические произведения (оперы, балеты, музыка к спектаклям и новый жанр того времени – радио-оперы), симфонии и другие произведения для оркестра, концерты для солистов с оркестром и около 100 опусов для различных камерных ансамблей.  С удивительной свободой и фантазией он подходил к составу инструментов того или иного произведения, и наряду с традиционными дуэтами, трио, струнными квартетами и т. д. у него есть множество совершенно необычных ансамблей: квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана, фантазия для терменвокса, гобоя, фортепиано и струнного квартета и многие другие. То же самое мы видим у Мартину в жанре инструментального концерта с оркестром: концерт для струнного квартета с оркестром, концертино для фортепианного трио с оркестром, двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр, камерный концерт для скрипки соло, фортепиано, струнного оркестра и ударных – вот лишь несколько примеров. Это связано с особым отношением композитора к камерной музыке, её принципы он переносит и на концертный жанр – каждый музыкант и инструмент важен, и он существует в активном и чутком взаимодействии с остальными участниками ансамбля.

Мартину был творцом гуманистического склада, чрезвычайно остро реагировавшим на события, происходившие в мире. Начало Второй мировой войны воспринималось им как личная трагедия: «Планы уничтожения Европы пришли в движение, и каждый день приносил нам подтверждение невероятного, непостижимого разумом катаклизма». В 1938 году он в последний раз посетил Чехию. В этом же году он пишет двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр – и по уровню неприятия чудовищных преступлений, творимых человеческими руками, по силе сопротивления злу и невероятному художественному и эмоциональному воздействию эти страницы можно поставить в один ряд с таким полотном, как «Герника» Пабло Пикассо. «Я… попытался бороться против угрозы, потрясшей каждого художника и каждого человека до самой глубины его души. Но события шли своим чередом, и я продолжал писать, страдая в ожидании будущего, становившегося с каждой минутой всё трагичнее и безнадёжнее». Откликом на войну явились «Полевая месса» для баритона, мужского хора и оркестра без струнных и «Памятник Лидице» – симфоническое произведение, посвящённое чешскому посёлку, который 10 июня 1942 года был сожжён дотла, а его жители полностью уничтожены – мужчины расстреляны, женщины и дети убиты в концентрационных лагерях. «Казалось, время остановилось. Всё исчезало под руками, мысли нигде не встречали ни отклика, ни опоры… Как будто раскрывшаяся пустота втягивала в себя всё человечество. Всё, чему я следовал всю жизнь, писал, думал, стало казаться бессмысленным. Но другая ценность стала теперь яснее… Мы оценили её лишь утратив – это чувство свободы». Мартину здесь говорит о «свободе духа, свободе человечества» – свободе, которая «не даётся, а завоёвывается». Композитор желал вступить в отряд добровольцев, но его не приняли, и единственным его «оружием» стала музыка.

Хотелось бы написать гораздо больше и подробнее о творчестве и о жизни Богуслава Мартину, ведь даже названия его произведений – «Открывание родников», «О саде», «О лабиринте» и т. д. – будоражат фантазию и вызывают желание поскорее их изучить и послушать. Каждое его произведение открывает новый мир удивительных образов – музыка буквально искрится жизнью и светом, и в то же время она глубока и полна тайны. Даже в самых трагичных страницах его музыки всегда есть надежда и обещание нового начала. Слова Экзюпери в эпиграфе предваряют первую часть («О скульпторе») симфонического цикла Мартину «Параболы» и, очевидно, выражают его представления о воздействии музыки и произведений искусства.

Композиция была его естественной потребностью, и за всю свою жизнь он не сделал ни одного длительного перерыва в работе. Немногие способны к такой целеустремлённой организованности. По-видимому, с того момента как молодого Мартину исключили из консерватории в Праге «за неисправимую безалаберность», он, не отступая ни на шаг, неуклонно шёл к поставленной цели. Удивительна и трудоспособность композитора. В 1933 году по просьбе дирижёра Пауля Захера Мартину сочинил концертино для фортепианного трио с оркестром. А спустя много лет была найдена неизвестная прежде партитура концерта для фортепианного трио с оркестром, написанная также в 1933 году. По-видимому, Мартину, считая партитуру этого первого концерта утерянной, создал новое произведение, не повторив ничего из тематического материала предыдущего.

Образец честности и ответственности в искусстве, Мартину написал свою первую симфонию только в 52 года, так как до этого считал себя неготовым к такой работе. Человек, преданный самым высоким классическим идеалам, обладающий неистощимой фантазией, энергией, верой в силу музыки и человеческого духа, он искал волшебство в обыденных вещах и обладал глубоко человечным подходом ко всему окружающему. Была ещё одна отличительная черта его характера – его обособленность, жизнь немного в стороне. На всю жизнь сохранилась у Мартину склонность к прогулкам в одиночестве, уже в Америке журналисты писали о нём: «Если вы глубокой ночью, прогуливаясь по Jamaica Estates, встретите высокого, стройного человека с серыми глазами, пепельными волосами и застенчивой улыбкой на лице – не останавливайтесь, чтобы заговорить с ним – он хочет побыть один». Его отец служил смотрителем сторожевой башни костёла святого Якуба в Поличке. Именно здесь будущий композитор провёл годы детства, «совершенно изолированный от остального мира, как будто на маяке», наблюдая жизнь с высоты птичьего полёта. Здесь сформировались его характер и мировоззрение. «Я убеждён, что простор – самое большое впечатление моих детских лет, которое я осознаю особенно глубоко и которое, по-видимому, играет большую роль в моём отношении к композиции… Именно его я постоянно ищу в своих работах».

Екатерина РИХТЕР