Богуслав Мартину – 130 лет со дня рождения

Богуслав Мартину – 130 лет со дня рождения

8 декабря 2020 – 130 лет со дня рождения одного из наиболее значительных чешских композиторов двадцатого века – Богуслава Мартину.

Так уж случается, нередко, что посмертная слава (или хотя бы более-менее широкая известность) существенно перекрывает прижизненную. Хотя и обратное не редкость. Сегодня Мартину горячо почитаем в родной Чехии, где в 2014 взялись за издание 106 томов его сочинений. А при жизни Мартину был куда более известен в Европе и США. Впрочем, он ведь и прожил весомую часть жизни в Европе и США, и способствовали тому некоторые обстоятельства – как музыкальные, так и немузыкальные.

Сын сапожника (и одновременно пономаря, а также сторожа, увлеченного вместе с тем любительским театром), Мартину родился в городке Поличка на востоке Чехии (историческая граница Чехии и Моравии), заложенном еще в тринадцатом веке. С детства был погружен в чешский фольклор: интерес к сказкам и народным песням Мартину привил помощник отца. Скрипке же Мартину обучался у профессионального портного, который, однако, владел несколькими музыкальными инструментами: удивительные попадались портные в маленьком чешском городке на рубеже веков. Этих уроков, помноженных на очевидную одаренность обучавшегося, Богуславу Мартину хватило не только для игры в струнном квартете, но и для поступления в 1906 в Пражскую консерваторию.

Педагогом Мартину по скрипке был профессор консерватории Штепан Сухий (1872-1920), видный скрипач того времени. Его уроки Мартину регулярно прогуливал. Композиции же он учился, и куда охотнее, у зятя Антонина Дворжака (и его ученика) Йозефа Сука (1874-1935) – деда скрипача и альтиста Йозефа Сука (1929-2011), получившего в 1978 французскую премию Grand Prix du Disque (за записи, кстати говоря, скрипичных концертов Богуслава Мартину). Параллельно Мартину осваивал орган. В 1910 Мартину исключили из консерватории за прогулы.

Выступая после неоконченной Пражской консерватории как скрипач и как пианист, Мартину не переставал сочинять, будучи уже сам-себе-учителем: фортепианный цикл «Марионетки» (в трех тетрадях; 1914-1925), одноактные балеты «Ночь» и «Тень» (1914 и 1916) и др. Первое «прогремевшее» сочинение Мартину тех лет – кантата «Чешская рапсодия» для баритона, смешанного хора, оркестра и органа (1918), в которой выразилась вся радость молодого композитора от появления на свет Чехословацкой Республики.

В Чешском филармоническом оркестре начала 1920-х Богуслав Мартину был одной из вторых скрипок, но как композитору ему симпатизировал дирижер Вацлав Талих. Благодаря ему сочинения Мартину звучали в репертуаре оркестра. В 1923 Мартину получил государственную стипендию и смог отправиться на эти деньги учиться во Париж: там его наставником стал Альбер Руссель, композитор, испытавший на себе множество влияний (тут и романтизм Рихарда Вагнера и Сезара Франка, и – безусловно – импрессионизм Клода Дебюсси, и авангардизм Стравинского, и «Шестерка», в особенности Дариюс Мийо, и, возможно, «первый минималист» в музыке Эрик Сати).

Примерно тот же «коктейль» (из Дебюсси, Стравинского, «Шестерки»), «приправленный», разве что, джазом, – «ударил в голову» и Богуславу Мартину. Как и парижский воздух, безусловно. Во французской столице Мартину прожил до начала 1941. В Чехословакию, где ему так хотелось исполняться (но случалось это за ее пределами), вернуться не удалось: после аннексии 1938 это стало невозможным (как и после коммунистического переворота 1948). В январе сорок первого, через Мадрид и Португалию, Мартину перебрался в США, где уже был известен (в 1927 музыкой Мартину дирижировал в Бостоне Сергей Кусевицкий). И оккупацию Чехословакии, и оккупацию Франции, и в целом Вторую мировую войну (участия в Первой мировой «уклонисту по болезни» Богуславу Мартину удалось избежать), он – убежденный антимилитарист – переживал крайне тяжело. Воевавшим во французской армии чешским добровольцам Мартину посвятил «Полевую мессу» (1939; для баритона, мужского хора, духовых, фортепиано, гармониума и ударных), а зверской расправе над жителями чешского поселка Лидице, сожженного дотла, – «Памятник Лидице» (1943; для симфонического оркестра).

С 1953 он попеременно жил во Франции, Италии, Швейцарии. Умер в 1959 в крошечном швейцарском городке Листаль (административный центр кантона Базель-Ланд), в 1979 останки были перевезены в Чехословакию (в городок, где Мартину и появился на свет в декабре 1890) и там же кремированы.

Композиторски Мартину держался обособленно, не примыкая ни к одному из «магистральных» направлений музыки 20 века. Все «крупное» («диктующее») было ему в той или иной степени чуждо, включая радикальный послевоенный авангард («Молоток без мастера» Булеза он знал, но не принял). И хотя Мартину многое в себя «впитал», писал он всю жизнь только свою музыку. Которой дирижировал и которую записывал – если говорить о ее здешней судьбе – Геннадий Рождественский (Пятая и Шестая симфонии с Госоркестром), о которой писала искусствовед, профессор Московской консерватории Наталия Гаврилова (ее книга о Богуславе Мартину вышла в 1974), пластинку с которой выпустила в 1990 (к столетию Мартину) фирма «Мелодия»: циклы детских пьес для фортепиано «Весна в саду» и «Куклы» («Марионетки»).

В апреле 2018 в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялась российская премьера оперы Богуслава Мартину «Греческие пассионы».

Официальный сайт, посвященный Богуславу Мартину (на чешском и английском языках) — https://www.martinu.cz

Антон ДУБИН, «МО»