Итоги 2014 года. Большое видится на расстоянии

Крымский Олимп и Спортивная Культура — символы 2014 года
Итоги 2014 года. Большое видится на расстоянии

Мы прожили очень значительный год. Может быть, самый эпохальный за последние четверть века, начиная с 1991. И, вероятно, чем больше год 2014‑й будет отдаляться во времени, тем более значительным будет представляться и нам, и нашим потомкам.

Как всегда, «МО» подводит итоги ушедшего года после некоторой паузы. Это необходимо для того, чтобы более объективно оценить некоторые процессы и понять, как они отозвались в году наступившем.

Отдельно представляем итоги книжного года, года современной музыки, балетной жизни…

«Ящик Пандоры»

Подводя итоги 2013‑го, «МО» писала:

«Чем был для нас «Чемодан Louis Vuitton», он же сундук графа Орлова, свалившийся на Красную площадь подобно ноябрьскому снегу или метеоритному дождю? Что это было: символ России, ее «ковра-самолета», ее бесконечного движения, вечного стремления к мечте и светлому будущему, символ «России в пути»? Или «Ящик Пандоры», открыть который — означает вскрыть источник необратимых бед и несчастий?

Театр абсурда? Всеобщий пиар? Или прообраз года 2014?»

И вот «ящик Пандоры» открылся — что же там оказались? И то, и другое, и третье, и еще много чего. Но самое главное сосредоточилось в двух словах: «Олимпиада» и «Крым наш». А все остальное — так или иначе производное от них: взлет патриотических настроений и экономический кризис, война в Украине и война санкций, резкое падение цен на нефть и курса рубля по отношению к доллару и евро, «черный понедельник» и «черный вторник» 15 и 16 декабря…

Год как путь от всеобщего ликования и эйфории — к определенному отрезвлению.

Еще — смертельная лихорадка Эбола; дикие средневековые преступления террористических организаций «Исламское государство» на Ближнем Востоке, по сути, объявившей войну всему человечеству, и «Боко Харам» в Нигерии; катастрофы двух малайзийских «Боингов», один из которых исчез и до сих пор не найден, а трагическая гибель другого стала символом противостояния России с Украиной и миром; гибель парома «Севоль» в Южной Корее (погибло около 300 человек).

За этим «шорт-листом» главных, и по большей части печальных событий года, все остальное померкло, и, вероятно, дело будущего — разглядеть их сквозь взвинченную политическую атмосферу…

Когда еще мы вспомним об отречении Короля Испании Хуана Карлоса I и о лауреатах Нобелевской премии 2014? О возвращении зимнего времени и славного названия ВДНХ? О тех знаменитых людях, которые в 2014 году ушли из жизни? Каждый из них так или иначе стал олицетворением эпохи: экономисты — архитекторы перестроечных реформ Н. Петраков и Н. Шмелев, политические деятели В. Ярузельский, В. Новодворская, В. Суходрев (переводчик Н. Хрущева и Л. Брежнева); актеры А. Кузнецов (товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни»), Г. Мартынюк (Пал Палыч Знаменский из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи»), С. Микульский (капитан Клосс из польского сериала «Ставка больше, чем жизнь»), Т. Самойлова, Н. Пастухов, Д. Банионис; режиссеры Ю. Любимов и В. Хитилова; писатель Г. Г. Маркес, поэтесса И. Лиснянская, балерина Н. Тимофеева; космонавт В. Кубасов (участник исторического полета «Союз» — «Аполлон» в 1975); легендарные спортсмены Эйсебио, Ф. Черенков, В. Тихонов; глава концерта Total К. де Маржери…

Время, назад?

Иногда казалось, что мы вернулись лет на 40—50 назад, «back in the USSR». С упрочением идеологической составляющей, призывам к сплоченности перед угрозой со стороны внешних врагов. Налицо — радикализация взглядов. Милитаризация сознания, нетерпимость и агрессивность со стороны практически всех — тех, кто за, и тех, кто против. Неприязнь к любому инакомыслию, нападки на оппозиционную прессу («Эхо Москвы», т/к «Дождь»…), поиски «пятой колонны» и «национал-предателей».

В новых идеологических условиях, при усилении контроля со стороны государства, особенно важными становятся самоконтроль и самоцензура. Особенно когда Дума один за другим принимает законы запретительной направленности: в 2012 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (разделяющий художественную продукцию для детей по возрастным категориям: 0+, 6+, 12+, 16+; 18+ — только для взрослых); в 2013 — о противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан; в 2014 — о введении штрафов за использование нецензурной лексики в СМИ, театре и кино.

Так что, вероятно, следует ждать возвращения «эзопова языка», аллегорий, так характерных для искусства «эпохи построения коммунизма».

Может быть, именно поэтому сегодня особенно пронзительно звучит музыка Д.Д. Шостаковича.

Культура и спорт рядом идут

2014й войдет в историю как Год Культуры. Фактически весь год прошел под эгидой подготовки итогового заседания Госсовета с участием членов Совета по культуре и искусству под председательством Президента В. Путина. Прошло обсуждение, а затем принятие «Основ государственной культурной политики». 24 декабря документ подписал В. Путин. Это, а также совместное заседание Госсовета и Совета по культуре и искусству при Президенте РФ стало и итогом, и кульминацией Года культуры. Рабочей группой во главе с В. Толстым был подготовлен пакет документов «О государственной культурной политике»: эти документы должны стать основой для формирования культурной политики страны на годы и десятилетия. Им будет посвящен специальный номер «МО».

Казалось бы, в новой исторической реальности, с формированием новых идеологических ценностей (или возвратом к старым?) именно достижения искусства и культуры, наверное, должны были бы иметь самый серьезный пиар, активно внедряться в сознание, щедро финансироваться, особенно в Год культуры.

Однако совпадение Года культуры с годом Олимпиады в Сочи внесло свою «правку» в культурные процессы. Еще разительнее стал контраст в финансировании спорта и культуры. Год назад «МО» приводила цифры: бюджет Сочи‑2014 составил, по одним сведениям,1,5 трлн. руб., по другим 2,5 трлн. Бюджет спортивной отрасли в 2014 (в Год культуры!) — 170 млрд. руб., а самой культуры — 100 млрд. руб., с учетом постоянного секвестирования (особенно в регионах) — почти вдвое меньше. «Сегодня спорт стал одной из национальных идей. И культуре до него далеко» («МО», 2014, № 2, стр. 8). Эти слова можно повторить и сегодня.

С другой стороны, спорт и в России, и во всем мире давно уже часть культуры. И те же грандиозные церемонии открытия и закрытия Олимпиад, чемпионатов мира по футболу — тому подтверждение. Именно благодаря церемониям Олимпиады в Сочи, которые видело, без преувеличения, полчеловечества, русская культура стала достоянием всего мира.

Церемонии открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр признаны «Событием года» и получили Премию «МО».

Деятели культуры, как и деятели искусства, резонно воспринимали 2014 как свой год. Как компенсацию за то, что культура так и не стала пятым национальным проектом.

Накануне Года культуры состоялось несколько заседаний с участием первых лиц страны, на которых обсуждалось его проведение.

По итогам заседания Совета по культуре и искусству В. Путин издал поручение о разработке «Основ государственной культурной политики»: эта миссия была возложена на Администрацию Президента (ответственный С. Иванов).

Это был еще один, особый импульс Году культуры. В нем проявилось и особое отношение государства к культуре; возможно, стремление государства «выпрямить» культуру. Отсечь некоторые неоднозначные акции и проекты с культурным кодом, не вписывающиеся в линию государственной политики в области культуры и искусства, бросавшие вызов официальной культурной линии (как установка упомянутого чемодана Louis Vuitton на Красной площади).

И все же Год культуры оставил свой значительный след в нашей действительности. Отрасль удостоилась если не обильного финансирования, то, по крайней мере, пристального внимания.

И что же можно было разглядеть?

Госполитика

Главный итог Года культуры, главный документ — «Основы государственной культурной политики». Чуть более года прошло с момента, когда В. Путин дал поручение об их разработке, до того, как он же поставил подпись под окончательным документом. Этот год вместил и подготовку проекта, и публикацию альтернативного документа (с тезисом «Россия — не Европа», который теперь приписывают Арс. Миронову, директору НИИ культурного и природного наследия и советнику министра культуры), и острую дискуссию по этому поводу, и разъяснения В. Толстого («Тезис Минкультуры об особом пути развития российской цивилизации — лишь одно из множества предложений, поступающих в Администрацию президента <…> тезис “Россия не Европа” в проект не войдет, он противоречит стилистике и целям документа — попытке консолидировать общество»), и публикацию и обсуждение официального проекта (опубликован в № 4–5 «МО»), и, наконец, принятие Указом Президентом.

«Основы…» — корневой, основополагающий документ, без которого теперь не представить развитие отечественной культуры на ближайшие 10-летия. Еще в Проекте, в частности, было сказано:

«Наряду с традиционными институтами культурной деятельности сегодня постоянно возникают совершенно новые формы как самой культурной деятельности, так и ее организации. Культура по своей природе развивается путем создания новых художественных форм, нового содержания. В момент создания их общественная оценка, как правило, противоречива, но сам факт художественного новаторства, поиска и эксперимента должен быть доступен вниманию общества. Одной из сложных, но важных задач государственной культурной политики является своевременная и продуманная поддержка появляющихся культурных общественных инициатив, новых типов культурных институтов. Здесь особое значение приобретает взаимодействие органов государственного управления с культурными сообществами, привлечение их к выработке и реализации конкретных решений».

В окончательном документе, подписанном Президентом, этот текст отсутствует. Но одним из принципов государственной культурной политики объявлена «свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность».

Акцент же, и немалый, сделан на внедрении традиционных ценностей. В числе масштабных событий — III Санкт-Петербургский культурный форум, посвященный 250-летию Государственного Эрмитажа и собравший всю элиту (см. «МО», № 12).

Встречи В. Путина с деятелями культуры; заседание Президиума Совета по культуре и искусству в феврале в Пскове, посвященное развитию театрального дела, на котором шла речь о слиянии организаций культуры. Президент предложил не торопиться, но процесс уже идет в разных городах (Тюмень, Москва…). Возможно, действительно стоит притормозить, поскольку выявляется, что проблем больше, чем экономической целесообразности.

Проекты и прожекты

Конечно, в сознании общества культура и не претендовала на то, чтобы хотя бы приблизиться по значению к спорту, Олимпиаде, теме Крыма и войны в Украине. Однако по количеству культурных проектов 2014 был любопытным.

Несомненно, наиболее значимым строительным проектом, увенчавшим Год культуры, стал Концертный зал «Филармония‑2» в Олимпийской деревне в Москве. Реконструкция здания в Олимпийской деревне, в котором ранее располагался Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова, прошла в кратчайшие сроки: от принятия решения до открытия зала прошло чуть более года, а сам процесс «превращения» здания в один из лучших по акустике залов страны занял 4 месяца. Вскоре будут реконструированы и открыты для зрителей еще два зала, общей вместимостью около 500 человек: театральный и киноконцертный, в котором, в частности, можно будет посещать трансляции спектаклей театра «Метрополитен-опера».

Концертный зал “Филармония-2” в Олимпийской деревне, Москва

.

Открытие зала «Филармония‑2» стало отчасти и решением вопроса по распространению академической музыки в отдаленных районах Москвы, приближению ее к широкому кругу меломанов юго-запада и запада Москвы, а также Новой Москвы.

Более 130 лет назад великий драматург А. Н. Островский писал:

Островский А.Н.

.

«… Лишены театра все жители отдаленных концов Москвы. Единственный в Москве театр помещается в самом центре и уже совершенно недоступен для всех окраин. В Москве есть много промышленных и торговых пунктов, которые образовались на месте бывших ремесленных, ямских и пр. слобод и подгородных сел и которые до сих пор носят свои исторические названия: Кожевники, Овчинники, Сыромятники, Гончары, Басманные, Бараши, Хамовники, Даниловка, Рогожская, Елахово; села: Красное, Покровское, Преображенское, Семеновское, Спасское, Балкан; слободы: Мещанские, Сущево, Новая, Тверская, Ямская, Немецкая, Грузины, Пресня, Трехгорское, Плющиха, Новинское, Кудрино, Зубово и пр. Эти слободы и села, лежащие за земляным городом, охвачены потом Камер-коллежским валом, примкнули к Москве и составили с ней одно целое; они разрослись до размера больших губернских городов и по пространству и по населенности; эти урочища обособлены: каждое имеет свой отличительный характер, свой центр — рынок, к которому тяготеет вся местность: Калужский, Серпуховский, Зацепа, Таганка, Покровский, Немецкий, Разгуляй, Сухаревский, Вязки, Сенной, Смоленский, Зубовский, Крымок и др. <…>

Вечером отправляться из окраин в центральные или другие крайние местности могут только люди богатые, имеющие своих лошадей; бедных людей выгоняют из захолустья единственно нужда или строго обязательные визиты к родным и знакомым в известные праздничные дни. Да и то они приезжают рано и не засиживаются, из боязни не найти извозчика в свою сторону. Поздно, т. е. около полуночи, в Москве на край города за обыкновенную цену повезет только попутный извозчик. Таким образом, театр — удовольствие и без того дорогое — с прибавлением стоимости проезда для жителей окраин делается уже недоступным; а при постоянном опасении проехать верст 5—6 напрасно, т. е. не достать билета, театральные представления для обитателей московских окраин составляют такие удовольствия, о которых лучше и не думать.

Может опять возникнуть вопрос: есть ли в захолустьях потребность в театральных удовольствиях. Конечно, есть, и потребность эта давно чувствуется: в продолжение 30 лет в разных концах Москвы постоянно возникали то там, то здесь тайные сцены под именем любительских. Эти сцены закрывались большею частью от недостатка средств, а нередко и из страха преследования.

И теперь есть слухи о тайных театрах на Москве-реке, в Рогожской, на Басманной. Театры эти устраиваются любителями, а поддерживаются меценатами из купцов. Любители, люди с самыми ограниченными средствами, нанимают залу, устраивают сцену и декорации (иногда своими собственными трудами), потом стараются раздать сами и через знакомых билеты за очень недорогую цену, уж не из барыша, а чтоб окупить издержки и свести концы с концами. Иногда все издержки принимает на себя какой-нибудь богатый купец, тогда уж он большую часть билетов раздает даром своим знакомым, а остальные потихоньку продают артисты в свою пользу. Понятное дело, что такие театры хоть сколько-нибудь упрочиться в известной местности не могут; разные неудачи, недостаток средств и страх перед ответственностью скоро прекращают их существование. Увеселять публику таким образом и невыгодно, так как нет открытой продажи билетов, и опасно, потому что за невинные удовольствия, доставляемые другим, придется отвечать, как за корчемство или контрабанду…».

(А. Н. Островский. «Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время», 1881).

На день позже, 24 декабря, открылся новый зал камерной и органной музыки «Родина» Челябинской филармонии.

Зал камерной и органной музыки “Родина”, Челябинск

.

И у этого зала непростая судьба: здание, в котором он находился, вернули РПЦ, и общественности и властям региона стоило определенных усилий найти достойную замену одному из лучших залов на Урале. Слава Богу, замена нашлась, и качеством нового зала все довольны: и исполнители, и публика.

Событием стало открытие после ремонта и реконструкции здания МССМШ им. Гнесиных в Москве (см. «МО» № 3 март (380) 2015. Возвращение домой), также после многолетней борьбы за свой дом. В этом велика заслуга, прежде всего, директора Гнесинской школы М. Хохлова.

Зал Саратовской филармонии

.

После пожара и 8 лет реконструкции открылся зал Саратовской филармонии. Все эти годы филармонию выручала Саратовская консерватория, Концертный зал которой стал площадкой для симфонического оркестра филармонии.

Новый киноконцертный зал “Пенза”

.

По соседству, в Пензе, в начале 2014 появился новый киноконцертный зал «Пенза», на 1600 мест (в конце 2013 филармония — ныне «Пензаконцерт» — получила новое здание, с двумя концертным залами — Большим и Органным).

Открытие после реконструкции Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева, Йошкар-Ола

.

Состоялось открытие театра оперы и балета в Йошкар-Оле, с участием Д. Медведева и В. Мединского. Правда, об успехах театра оперы и балета Республики Мари Эл пока что-то не слышно.

В проектах — новые здания Пермского театра оперы и балета, Свердловской филармонии, а также Концертного зала «Филармония» в Москве, в будущем парке «Зарядье».

Проект реконструкции парка Зарядье, Москва

.

А вот вопрос о строительстве нового здания Вологодской филармонии (о чем не раз писала «МО») так и повис в воздухе. Кризис…

Виртуальное пространство

29 ноября открылся Всероссийский виртуальный концертный зал.

Мы все больше времени проводим в интернете. Возможно, поэтому идея виртуальных концертных залов получает распространение и господдержку. Пионером здесь, как и в некоторых других процессах филармонической жизни, был директор Свердловской филармонии А. Колотурский в конце нулевых. Идея была подхвачена Союзом концертных организаций России и донесена до высших властных структур. Ее поддержал В. Мединский, он получил поддержку вице-премьера О. Голодец и в мае докладывал об этом проекте на встрече с В. Путиным, как об одном из достижений министерства в Год культуры:

В. Мединский: «По всей стране Московская филармония открывает 34 виртуальных зала. В каждой региональной филармонии будет такой зал. В прямом эфире будут идти концерты из Московской филармонии и даже конкурс Чайковского. Доступ будет бесплатный для всех желающих.

В. Путин: Здорово. Очень хороший, интересный проект. Люди смогут практически у себя дома посмотреть, послушать выступления ведущих коллективов страны».

Презентация Виртуального концертного зала Московской государственной академической филармонии

.

Презентация «ВКЗ» состоялась на сцене Концертного зала им. Чайковского, в присутствии О. Голодец и В. Мединского, в режиме телемоста с городами — участниками проекта. Выступили Д. Мацуев и АСО МГАФ под управлением Ю. Симонова. Д. Мацуев поделился впечатлениями в фейсбуке, отметив, что это — «замечательное начинание», но согласен с тем, что «виртуальный зал никогда не заменит живого выступления, реального концерта».

Сегодня все больше потоков нашей жизни становятся виртуальными, то ли еще будет лет через 10? Уже сейчас Большой и Мариинский театры, Московская филармония на сайте www.meloman.ru) и другие концертные организации предлагают все больше виртуального музыкального продукта (не говоря уж о загранице: Метрополитен, Берлинская филармония, конкурсы, фестивали…, канал Mezzo, который будет транслировать Конкурс им. Чайковского). Доживем ли до того, что весь филармонический контекст уйдет в «виртуальную реальность»? «Никогда не говори никогда»…

Награды и звания

«МО» уже писала о том, что с учреждением в 2013 звания Героя труда система отличий и награждений стала практически аналогична советской, существовавшей в 1940—1980 гг.: Государственная премия (аналог Ленинской), премия Правительства РФ, премии Президента для молодых деятелей культуры и за произведения для детей и юношества, звания народного и заслуженного артиста, заслуженного деятеля искусств РФ; система орденов и их иерархия; премии высших органов власти регионов и городов; отраслевые и корпоративные награды.

В 2014 высшей награды — Государственной премии РФ — был удостоен Ю. Башмет, а церемония награждения запомнилась его фразой: «Я люблю Президента». Народными артистами РФ стали певица Е. Ионова, дирижер В. Халилов, руководитель оркестра имени О. Лундстрема Б. Фрумкин. Премию Президента для молодых деятелей культуры получила солистка Большого театра А. Аглатова. Премии Правительства удостоены генеральный директор Московской филармонии А. Шалашов и руководитель проекта «Всероссийские филармонические сезоны» В. Розанова, руководители АНО «Золотая маска» Г. Тараторкин, М. Ревякина, М. Бейлина. Особую значимость наградам и премиям придает то, что они вручаются один раз в год, в торжественной обстановке, в Кремле.

Вместе с тем утрачивает свою значимость Премия Москвы в области литературы и искусства. Все меньше среди лауреатов значительных имен, ярких произведений. Все чаще в числе отмеченных — проекты, созданные 10 и более лет назад. Похоже, что выбор московских лауреатов в последние годы находится в стороне от тех процессов, которые идут (по крайней мере, шли при С. Капкове в должности главы Департамента культуры) в культурной жизни Москвы.

Гергиев — Башмет — Мацуев — Спиваков

Есть старый музыкантский анекдот: вопрос — сколько симфоний у Бетховена? Ответ — три: 3‑я, 5‑я и 9‑я. А вот его современная интерпретация: сколько в России музыкантов? — Четыре — В. Гергиев, Ю. Башмет, Д. Мацуев, В. Спиваков.

Эти четыре музыканта — «наше всё». Все четверо отдают массу усилий и энергии работе с детьми и молодежью — в своих благотворительных фондах и программах, а Мацуев как Президент фонда «Новые имена». Все четверо — члены Президентского совета по культуре и искусству. Под их патронатом проводится едва ли не половина фестивалей в России и немало — за рубежом. Им присуждаются высшие награды РФ: звание Героя труда (В. Гергиев в 2013), Государственная премия (Мацуев за 2010, Спиваков за 2012, Башмет за 2013). Список наград и званий каждого занимает не одну машинописную страницу. Их юбилеи — события всероссийского масштаба. Их творчество высоко ценит президент. И прислушивается к их мнению, высказываемому на заседаниях Совета по культуре и при личных встречах.

Мы говорим В. Гергиев — подразумеваем Конкурс Чайковского и самого Петра Ильича, Пасху и Пасхальный фестиваль, белые ночи и «Звезды белых ночей», тысячеголосый Всероссийский детский хор и Благотворительный фонд; Лондонский и Мюнхенский симфонические оркестры; Мариинский театр, ныне единый уже в трех лицах (по некоторым сведениям, Гергиева в театре называют Богом) — с тремя залами и полудюжиной фестивалей, которыми также руководит Гергиев («Новые горизонты», «Масленица», «Брасс-вечера в Мариинском», «Лики современного пианизма», фестиваль балета «Мариинский»); интенсивный концертный график (почти без выходных, часто по 2—3 концерта в день) с Мариинским театром и с другими коллективами по России и всему миру; руководство фестивалями в России, Финляндии, Нидерландах, Израиле…

Ю. Башмет — единственный музыкант, которого В. Путин приглашает в свою резиденцию в Ново‑Огарево, чтобы поздравить с юбилеем, да и просто с днем рождения (в этом году — с 62‑летием) и вручить орден

«За заслуги перед Отечеством». Башмет проводит фестивали в Сочи, Хабаровске, Ярославле, Ростове, Омске, ближнем зарубежье. В городах России один за другим открываются культурные образовательные центры Юрия Башмета в рамках общероссийского проекта «Юрий Башмет — молодым дарованиям России». Его имя носит им же проводимый в Москве конкурс альтистов. Он организовал Всероссийский юношеский симфонический оркестр, который выступал на закрытии Олимпиады.

Д. Мацуев дает более 200 концертов в год. «Кто-то говорит, что 215 концертов в год — знаете ли, вредная привычка! Но без нее я не могу обходиться. Эту привычку я не хочу бросать!», — сказал недавно пианист. Он —организатор многочисленных фестивалей: «Звезды на Байкале» в Иркутске, «Крещендо», фестивали в Челябинске, Тюмени, Перми, Оренбурге… Сегодня Д. Мацуев вместе с В. Гергиевым олицетворяет Конкурс им. Чайковского и творчество самого Чайковского. И уже много лет борется за сохранение статуса специальных музыкальных школ как учреждений профессионального музыкального образования детей, начиная с раннего возраста (а не с 5‑го класса, как предлагают чиновники Минобрнауки и Минкультуры).

В. Спиваков в 2014 отметил 70‑летие. Конечно, получил поздравление от В. Путина. Он по-прежнему царствует в Доме музыки, проводит по всей России фестивали «Владимир Спиваков приглашает…» и постоянно был в центре внимания: подарил домру талантливому юному музыканты в Ульяновске, похвалил памятник «оленю» (эмблема машины «Волга» 60‑х гг.) в Нижнем Новгороде, открыл Детскую музыкальную школу своего имени на малой родине — в Башкирии, в г. Салават.

Все четверо музыкантов представляли российскую музыкальную культуру на Олимпийских играх в Сочи: Гергиев и Мацуев несли Олимпийский флаг на открытии Олимпиады, Спиваков — на открытии Паралимпиады. Башмет проводил свой традиционный фестиваль искусств и дирижировал Молодежным оркестром России, Гергиев — Всероссийским детским хором.

Спустя месяц все четверо подписали письмо в поддержку действий Президента в Крыму. В числе 500 с лишним деятелей культуры, подписавших письмо — более 100 музыкантов, в т. ч. директора практически всех ведущих театров оперы и балета и филармоний, ректоры консерваторий, дирижеры, солисты.

На Гергиева, Башмета, Мацуева и Спивакова обрушились обвинения в поддержке В. Путина и даже протесты на гастролях за рубежом. Но «санкции коротки — искусство вечно». И, например, Австралия в ноябре радушно принимала В. Гергиева и Д. Мацуева, которые выступали на зеленом континенте с Лондонским симфоническим оркестром, а в минуты отдыха с удовольствием позировали с коалами на руках (см. «МО» № 11, 2014).

Персоны

Прошедший год утвердил роль и значение важнейших «персон влияния» в российской культуре.

В их числе — Советник Президента В. Толстой, под руководством которого разработана стратегия государственной культурной политики, представленная на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству под занавес Года культуры. В. Толстой — официальный спикер, озвучивающий позицию Президента по важнейшим вопросам культурного строительства (таким, как создание Национального центра искусств В. Гергиева в 2013, проект «Основ государственной культурной политики», обсуждавшийся в 2014) и разъясняющий многие вопросы развития российской культуры.

Вице-премьер О. Голодец — куратор важнейших культурных проектов, без ее участия и присутствия сегодня невозможно представить церемонии открытия театров и концертных залов, подготовку Конкурса им. Чайковского, политику в области художественного воспитания и образования (а это и Всероссийский детский хор, и выставка детских рисунков к Конкурсу Чайковского, и многое другое).

Под руководством главы Администрации Президента РФ С. Иванова разработан проект «Основ государственной культурной политики». Особо влиятельными персонами остаются В. Сурков (официально помощник Президента) и В. Володин (1-й зам. руководителя Администрации Президента). Оба в 2014 отметили 50-летие.

Министр культуры В. Мединский и Министерство культуры активно участвуют в формировании культурной среды, соответствующей сегодняшним идейным установкам. Программные заявления министра подкрепляются кадровой политикой и распределением финансовых потоков.

Авторитетной фигурой на культурном пространстве остается М. Швыдкой. Будучи спецпредставителем Президента по международному культурному сотрудничеству, он курирует крупные международные проекты (в частности, Перекрестные годы культуры). Он — признанный эксперт культурного сообщества, и его мнение всегда звучит весомо. Сейчас реализуются многие проекты, которые он начинал, закладывал, будучи министром культуры и председателем Федерального агентства по культуре и кинематографии в 2000-х: фестиваль «Золотая маска» в его нынешнем облике, биеннале современного искусства, обширная международная деятельность в области культуры и искусства.

Ощутимо было влияние С. Капкова в Москве — возможно, не столько на музыкальную жизнь, сколько на театральную, и вообще художественную картину столицы, особенно в работе с молодежью и в сфере современного искусства.

В культурную жизнь все больше внедряется и пытается ее формировать РПЦ: в частности, проведением фестивалей духовной музыки. А уже в новом году — в связи с премьерой «Тангейзера». «Дело» «Тангейзера» продолжается…

С каждым годом все заметнее воздействие — коллективное и индивидуальное — Союза концертных организаций России (президент А. Шалашов, вице-президент А. Колотурский, председатель Совета М. Бирман) на филармоническуюжизнь страны и формирование концертной афиши. Фактически сегодня СКОР действует как творческий союз.

А. Шалашов оказывает серьезное влияние на российскую музыкальную культуру и как генеральный директор Московской филармонии, ведущей концертной организации России. Открытие зала «Филармония-2» и Всероссийского виртуального концертного зала — достижения года. Как и выдающаяся по российским, да и европейским меркам афиша. Определяющую роль в ее формировании, в выработке творческой политики МГАФ играет ее художественный руководитель, композитор, профессор, зав. кафедрой композиции Московской консерватории А. Чайковский.

Фестиваль «Золотая маска» отметил 20-летие и за прошедшие годы стал важнейшим явлением театральной жизни, поистине «собирателем» российского театра. Руководители «Маски» закономерно отмечены Премией Правительства РФ.

Деятельность «Маски» как всероссийского проекта, ее итоги определяют мейнстрим современного музыкально-театрального процесса. Точнее сказать, на это претендует группа идеологов — режиссеров и критиков, утверждая, порой весьма жестко, критерии развития театрального искусства.

Как и на посту директора МАМТа, одной из самых влиятельных фигур музыкального театра остается гендиректор Большого театра В. Урин.

В вузовском сегменте неоспоримо лидерство Московской консерватории и ее ректора А. Соколова. МГК — флагман музыкального образования России, самый авторитетный музыкальный вуз в стране и один из самых авторитетных в мире. Консерватория — alma mater Конкурса им. Чайковского, готовится встретить 150-летие в обновленном и реконструированном комплексе зданий. Торжества намечены на 13 сентября 2016.

Все более уверенные позиции занимает директор МССМШ им. Гнесиных М. Хохлов, член Президентского совета по культуре и искусству. Он — лидер в отстаивании идеи непрерывного профессионального музыкального образования. Долгие годы Хохлов боролся за здание для своей школы на ул. Знаменка и добился его возвращения.

В ряд «персон влияния» входят и многие музыканты среднего поколения. В. Юровский во второй раз провел свой проект «Владимир Юровский играет и рассказывает» и впервые стал художественным руководителем фестиваля современной музыки «Другое пространство». За короткий срок он вернул славу Госоркестру, авторитет маэстро и оркестра чрезвычайно высок.

А. Сладковский вывел ГСО Татарстана в тройку ведущих нестоличных оркестров. Он проводит в Казани фестивали «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Конкордия» в честь С. Губайдулиной, «Казанская осень», «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие» с участием выдающихся музыкантов.

Среди лидеров музыкального процесса — Б. Березовский (проводит фестивали в Москве и в Екатеринбурге), В. Репин (проводит Транссибирский арт-фестиваль), член Совета по культуре и искусству при Президенте Е. Мечетина («Зеленый шум в Сургуте»), Б. Андрианов (VIVACELLO и «Поколение звезд»), Н. Луганский. Они активно участвуют в создании многоплановой карты современной музыкальной жизни.

В формировании российской музыкальной действительности велика роль газеты «Музыкальное обозрение». Своими материалами и проектами газета охватывает всю Россию. «МО» не только информирует и анализирует факты и события. Газета сама по себе — явление музыкального контекста, влиятельный фактор организации музыкального процесса. Свидетельство тому — Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение-25» — самый масштабный и значительный проект 2014 года, в ходе которого состоялось более 100 концертов в 60 городах.

И самая влиятельная персона — тот, кто объявил Год культуры и закончил его заседанием Госсовета и подписанием «Основ государственной культурной политики», кто принимает главные, судьбоносные решения — президент В. Путин.

Законотворчество

Новый Закон о культуре так и не был принят.

Государственная Дума приняла Закон о меценатстве. По мнению экспертов, это слишком общий документ, в котором сказано, что меценаты могут оказывать помощь любым организациям, а те вправе эту помощь принимать. Но механизм действия закона, конкретный порядок взаимодействия меценатов, государственных органов и учреждений культуры не прописан. Поэтому закон пока фактически не работает.

Министерство культуры в прошлом году внесло в Правительство 4 законопроекта (еще 10 находятся в стадии обсуждения). Один из них — «О внесении изменений в закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Предлагается разрешить библиотекам не маркировать издания согласно принятым в законе возрастным ограничениям 0+, 6+,12+, 16+, но при этом запретить детям находиться в помещениях, где размещены книги с маркировкой 18+ (т.е. для взрослых).

Резонный вопрос: не освободить ли и концертные залы от обязательной маркировки афиш? Почему на одних афишах Моцарт числится в категории 12+, а на других — 6+? Или почему Рахманинова относят к категории 12+, а Брамса —16+? Один известный пианист написал в фэйсбуке: «Впервые в жизни почувствовал себя вычеркнутым из интеллектуально-творческого процесса. На афише рядом с моей фамилией напечатано: 0+».

В 2015 предполагается внести в правительство три законопроекта. В том числе, о внесении изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ» в части, касающейся обязательной сдачи экзаменов по русскому языку и истории. Минкульт предлагает включить в список лиц с особым статусом, освобождаемых от данных испытаний, высококвалифицированных специалистов в области культуры и искусства.

Кадры решают… не всё

Кадровая политика последних лет на всех уровнях какое-то время была притчей во языцех, а теперь все уже привыкли к тому, что любой руководитель может быть уволен без объяснения причин (или с объяснением, но формальным).

Существенные изменения произошли в Министерстве культуры. Департамент поддержки современного искусства и народного творчества возглавила И. Тарасова, бывший министр культуры Астраханской области (прежний директор С. Апфельбаум ныне работает директором Российского академического молодежного театра). Во главе Департамента культурного наследия — М. Брызгалов, бывший гендиректор ВМОМК им. Глинки (в свою очередь, директором музея им. Глинки стал зам. Брызгалова В. Лисенко).

Назначен еще один заместитель министра — А. Журавский.

Сменились министры культуры Астраханской обл. (им стала Г. Зотеева), Рязанской обл. (В. Попов), Удмуртии (В. Соловьев), Якутии (В. Тихонов; его предшественник А. Борисов, занимавший пост министра культуры и духовного развития РС (Я) четверть века, стал советником Президента республики), Республики Коми (А. Прокудина), Калужской обл. (П. Суслов).

В Пермском театре оперы и балета директора А. Пичкалева сменила Г. Полушкина, поклонница Т. Курентзиса.

Сменились директора в ряде филармоний: в Новосибирске вместо многолетнего руководителя А. Назимко у руля встала бывший директор театра «Глобус» Т. Людмилина; в Иркутске место Д. Поблинкова занял Р. Мухамедьяров; в Рязанскую филармонию с поста министра культуры вернулась Г. Соколова; в Калуге директором стал композитор А. Типаков; в Омске на место В. Евстратенко (уволенного уже во второй раз) назначен А. Чувашов, ответственный секретарь Союза концертных организаций России, работавший заместителем директора Тюменской филармонии.

Не так много изменений в оркестрах. В Саратове вместо Е. Бушкова на должность худрука и главного дирижера приглашен Э. Ледюк-Баром. В Тихоокеанском оркестре (Владивосток) в результате конкурса руководителем выбран А. Тихонов. В Красноярске больше не работает М. Кадин, в симфоническом оркестре Крыма — И. Каждан (вместо него назначен А. Долинский).

В конце прошлого года в НСО Башкортостана уволен директор В. Рихтер (вместо него назначен А. Воронин), а уже в начале 2015 стало известно и об увольнении главного дирижера Р. Сулейманова, которого сменил Р. Якупов.

Опера

Если 2013 был для наших театров годом Верди и Вагнера, в меньшей степени — Бриттена, то в 2014 подобных «хедлайнеров» не было. И даже главные «оперные» юбиляры года Глюк (300 лет со дня рождения), Мусоргский (175) и Римский-Корсаков (170) не удостоились больших празднований. Доминировала веками проверенная классика.

Большой театр и другие

После бурь и революционных перемен 2013 (смена генерального директора, драма С. Филина и суд над П. Дмитриченко, демарши Н. Цискаридзе, уход В. Синайского и др.) прошлый год Большой театр провел в спокойном плавании. Укрепились позиции нового руководства. Главным событием стало назначение нового музыкального руководителя Т. Сохиева, который уже подготовил первую премьеру («Орлеанская дева» в концертном исполнении) и сейчас готовит «Кармен». И в целом театр делает упор на классику (в сезоне 2014—2015 — «Кармен», «Риголетто», «Пиковая дама», «Орлеанская дева», «Свадьба Фигаро», балет «Легенда о любви»).

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко также представлял классику: «Аида», «Дон Жуан», проект по операм Глюка «Китаянки» и «Исправившийся пьяница» — едва ли не единственное обращение к творчеству этого композитора в год его 300‑летия.

Новая Опера отметилась полудюжиной премьер, каждая из которых стала по-своему заметным, а часто и оригинальным событием: «Свадьба Фигаро»; «Ромео и Джульетта» Гуно; «DIDO» (опера Г. Перселла с прологом М. Наймана); «Школа жен» В. Мартынова, получившая дополнительный пиар в связи с участием/неучастием Ю. Любимова; «Щелкунчик. Опера» на музыку балета Чайковского. У Новой Оперы обширная фестивальная афиша, в которой выделяются «Крещенский фестиваль» и новые форумы «Вокальные перекрестки» и «Сад оперы», в 2014 посвященный современной музыке.

В афише Театра им. Б.А. Покровского снова появились раритеты. Весной, к 85‑летию Э. Денисова, поставлена опера Шуберта «Лазарь. Торжество воскрешения», оконченная российским композитором. Осенью — первая версия оперы Бетховена «Фиделио», под названием «Леонора»: обе постановки — российские премьеры (подробно см. в № 8—9, 2014). Кроме того, поставлена «Мавра» Стравинского (премьера — в день 60‑летия главного режиссера М. Кислярова, 3 июня 2014; к этой дате театр провел юбилейный фестиваль).

Театр им. Сац готовится отметить 50летие. Деятельность руководства во главе с Г. Исаакяном подчинена предстоящему празднику. Коллектив делает акцент не только на детскую тематику, но и на оригинальные, порой неожиданные проекты («Альцина» Генделя для будущих мам; «Репетиция оркестра»; «Кольцо нибелунга» Вагнера в концертной версии для юных слушателей: в конце 2013 поставлено «Золото Рейна», в марте 2014 — «Валькирия») и творчество современных композиторов (последняя премьера — мюзикл «Оливер Твист» А. Чайковского, имеющая успех).

 Театр готовится к реконструкции. Важными событиями для театра стала деятельность Ассоциации музыкальных театров России, которую возглавил Г. Исаакян. В рамках конференции АМТ в октябре прошло несколько проектов: ярмарка проектов российских музыкальных театров (копродукция) — презентация проектов спектаклей (премьер 2014—2017) театров‑членов Ассоциации; научно-практическая конференция музыкальных театров России, посвященная работе с детской аудиторией; презентация проектов молодых оперных режиссеров и композиторов.

Екатеринбургский театр оперы и балета каждый год выдает мощные премьеры и получает хорошую прессу. Начало 2014 — блистательный успех Екатеринбургского балетачетыре «Золотые маски» (лучший спектакль «Вариации Сальери», лучший хореограф В. Самодуров, лучший дирижер П. Клиничев, лучшая женская роль).

Балетные достижения продолжились триптихом В. Самодурова «Цветоделика» и его же балетом «Мимолетности» (удостоены Премии «МО» как события года в области балета).

Театр впервые в России представил уникальный проект — оперу «Сатьяграха» Ф. Гласса, а также «Евгения Онегина». Куратор проекта, директор ЕГАТОиБ А. Шишкин, также получил Премию «МО».

Федеральный «брат» Екатеринбургского театра — Новосибирский театр оперы и балета — готовится к 70‑летию. Отметился несколькими премьерами («Травиата» Верди; два проекта совместно с НГК им. Глинки: камерная опера М. Наймана «Человек, который принял жену за шляпу» и мюзикл А. Молчанова «Кентервильское привидение»; симфония Л. Десятникова «Зима священная 1949 года») и «прогремел» своей последней в году постановкой: «Тангейзером» (дир. А. Рубикис, реж. Т. Кулябин). Газета «МО» назвала «Тангейзер» спектаклем года, а директора Б. Мездрича — персоной года. Но последовало продолжение, и не самое приятное, уже в новом году. Никто не мог предугадать, что произойдет дальше, чем обернется эта постановка и само слово «Тангейзер» не только для Новосибирска; не только для музыкантов, но и для всего общества.

В Пермском театре оперы и балета сменился директор, но по-прежнему фигурой, определяющей работу театра и его присутствие на медийном поле, остается худрук Т. Курентзис и его команда во главе с генеральным менеджером М. де Мони. Курентзис — как граф Калиостро, способен к перевоплощению и «алхимической материализации». Он «пиарит» театр, себя и свои проекты. Тут и постоянные «громкие» интервью и высказывания, и многолетняя борьба греческо-подданного за российское гражданство, увенчавшаяся в 2014 успехом («Я люблю Россию. Когда все хотят уехать отсюда и получить иностранное гражданство, я осознанно хочу получить российское»).

И информация о приглашениях выступить по всему миру («Но я говорю им, что начал здесь делать большое дело, нужно его продолжать, дороги назад нет. И продолжать его я буду долго»). И информация об уходе директора А. Пичкалева из-за конфликта с Курентзисом, и слухи о том, что дирижера зовут в один из московских театров… И такие проекты, как «Королева индейцев» Перселла, оперная трилогия Моцарта — Да Понте (премьера последней из трех опер — «Дон Жуан» — состоялась в прошлом году), Дягилевский фестиваль, концерты с оркестром MusicaAeterna, опера «Носферату» Курляндского (мировая премьера — в 2014).

Пермский балет представил премьеры «Голубая птица и принцесса Флорина» (пост. А. Мирошниченко), «Рубины» Баланчина на музыку Стравинского, одноактные балеты «Классическое па-де-де» Дж. Баланчина на музыку Чайковского, «Когда падал снег» Д. Ли на музыку Б. Херманна, «Конькобежцы» Ф. Аштона на музыку Мейербера, «Тарантелла» Баланчина на музыку Л. М. Готтшалька.

Свою линию проводит в театре его главный дирижер В. Платонов, ориентирующийся, в первую очередь, на классику и традиционный репертуар, в т. ч. симфонический.

Много известий поступало из Приморского театра оперы и балета. Имея великолепное здание с уникальной акустикой, возведенное по лучшим зарубежным лекалам, присвоив себе громкое имя «Русский оперный дом», сегодня это даже не театр (хотя и представивший за год около десятка оперных и балетных премьер: «Кармен», «Евгений Онегин», «Паяцы», «Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.), а некая странная «агломерация», мультикомплекс; еще одна филармония во Владивостоке, которая проводит спектакли, фестивали, гастроли, симфонические и камерные концерты, да и живет в основном проектами. 15 симфоний Шостаковича, пять фортепианных концертов Прокофьева за один вечер, аналогично — все фортепианные сочинения Чайковского… Не совсем внятен феномен худрука театра А. Лубченко. К 30 годам он прославил себя так, как и не снилось большинству его коллег. История с отравлением оркестра Приморского театра по пути в Москву — яркий тому пример (см. «МО», 2014, № 11). Ходили слухи, что контракт с Лубченко продлен не будет, но в результате он остался на своей должности.

Лубченко — автор 7 симфоний, 4 опер и 4 балетов, Литургии, Мессы, Реквиема, 4 фортепианных концертов etc. Премьера оперы «Доктор Живаго» состоялась уже в 2015 в немецком городе Регенсбурге (п/у автора). Как дирижер тяготеет к монументальным жанрам и крупным циклам, подобно своему кумиру В. Гергиеву. Даже манерой дирижировать Лубченко старается походить на Гергиева. Но в творческом отношении ему еще очень далеко до кумира.

Выдвинулся в число ведущих в России Ростовский государственный музыкальный театр, в первую очередь, благодаря тандему директора и художественного руководителя В. Кущева — одного из элитных менеджеров на российском музыкально-театральном пространстве — и музыкального руководителя и главного дирижера А. Аниханова. Премьеры —«Паганини» Легара (реж. Г. Исаакян, постоянный партнер театра) и «Евгений Онегин» (А. Аниханов выступил в качестве режиссера-постановщика). А ежегодные выступления в Москве — показатель зрелости и больших возможностей коллектива, своего рода «знак качества».

No pasaran!

Немало откликов получила мировая премьера оперы-митинга «Крым» по опере М. Коваля «Севастопольцы» (написанной в 1944) в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» (реж. Ю. Александров). Режиссер действительно превратил постановку оперы, в которой повествуется об оккупации Крыма в 1941—1944, в митинг в поддержку присоединения Крыма. В финал оперы включена известная песня «Легендарный Севастополь» В. Мурадели и П. Градова. К сомкнутым рядам поющих присоединяются «подсадные» артисты, символизирующие единение народа, и сам художественный руководитель театра Ю. Александров — в камуфляжной форме, с выброшенным вверх в жесте «No pasaran!» кулаком — эффектное зрелище!

Опера “Тангейзер” Р. Вагнера в Новосибирском театре оперы и балета

.

Последним ярким художественным всплеском 2014 в опере стала премьера «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. Но уже в новом году новосибирский «Тангейзер» вызвал шквал страстей, став из культурного события — событием жизни общественной и политической.

Оркестр

После бурного 2013, когда в России, помимо многих других, побывали три лучших оркестра Европы — Венский филармонический с К. Тилеманом (все симфонии Бетховена), оркестр Баварского радио и Концертгебау с М. Янсонсом, — на «гастрольном фронте» наблюдалось затишье. Давно завершилась история некогда престижного Фестиваля симфонических оркестров мира, а занявший его место на концертной карте Москвы Фестиваль М. Ростроповича в последние годы (в т. ч. и в 2014) куда меньше, чем в предыдущие, радует симфоническими откровениями.

Зато состоялся, можно сказать, парад российских оркестров. Симфонический форум в Екатеринбурге, собственно, и стал таковым. В нем приняли участие Госоркестр п/у В. Юровского, оркестры Екатеринбурга (дир. Э. Инбал — выдающийся маэстро из Израиля — и Д. Лисс), Нижнего Новгорода (А. Скульский), Ярославля (М. Аннамамедов), Перми (MusicAeterna с Т. Курентзисом), Ростова (А. Поляничко). В Москве достойно выступили УАФО (Д. Лисс), оркестры филармоний Белгорода (Р. Нигаматуллин), Самары (М. Щербаков), Чувашская капелла (М. Яклашкин), камерный оркестр Тверской филармонии (А. Кружков). Обо всех этих событиях и концертах подробно писала «МО».

Госоркестр России во главе с художественным руководителем В. Юровским за три сезона превратилсяв безусловного лидера оркестрового процесса в России: и по качеству исполнения, и по самобытности и эксклюзивности программной политики. Фестивали и проекты В. Юровского (летний фестиваль «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает», «Другое пространство», эксклюзивные программы) — важнейшая составляющая концертной жизни, а его просветительская деятельность (вступительные слова перед концертом, комментарии к произведениям, встречи после концерта) стала в буквальном смысле возрождением лучших традиций нашей музыкальной культуры.

Плодотворный год провел Уральский филармонической оркестр под руководством Д. Лисса: концерты в Москве и Петербурге, гастроли во Франции и Японии, участие в III симфоническом форуме. Екатеринбург в последние годы справедливо считают одной из оркестровых столиц России, и во многом благодаря деятельности УАФО.

Четыре сезона руководит Государственным симфоническим оркестром Татарстана А. Сладковский. И за эти годы ГСО сделал гигантский рывок вперед, войдя в тройку лучших региональных оркестров страны (наряду с Уральским и Новосибирским). Как бы ни возражали противники подобной классификации — это объективная реальность. Оркестр и А. Сладковский, поддерживаемые президентом РТ, активно вышли на общероссийский уровень, ежемесячно выступают в Москве и Петербурге, провели абонемент в Пермской филармонии, стали партнерами компании Sony, проводят шесть фестивалей в Казани (основатель и художественный руководитель всех фестивалей — А. Сладковский), на которые приглашают солистов только топ-уровня. А. Сладковский — один из самых востребованных маэстро в России, постоянно дирижирует за рубежом: оркестром Национальной академии Santa Cecilia (Рим), Sinfonia Varsovia, Concerto Budapest, Maggio Musicale Fiorentino и др. В 2014 дирижер стал артистом агентства АМС (www.artistsmanagement.com)

О востребованности. В этом отношении никто не сравнится с дирижером Ф. Мастранжело! Сеньором Фабио. «Фабио здесь, Фабио там…»: главный дирижер симфонического оркестра Якутской филармонии; главный дирижер камерного оркестра «Новосибирская камерата» и главный приглашенный Новосибирского симфонического оркестра; художественный руководитель и главный дирижер Петербургского театра «Мюзик-холл» и камерного оркестра театра; главный дирижер и художественный руководитель оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», приглашенный дирижер театра Новая Опера (в ноябре поставил 1‑й спектакль — «Ромео и Джульетту» Гуно). В 2007—2009 — главный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета. Приглашенный дирижер Мариинского театра. Дирижировал всеми ведущими оркестрами Москвы, в т. ч. ГАСО им. Светланова, АСО Московской филармонии, «Новая Россия», «Русская филармония». Член жюри телеконкурсов «Большая опера» и «Щелкунчик». Дирижер-постановщик мюзикла «Мастер и Маргарита» в театре «Русская песня». Художественный руководитель фестиваль «Опера — всем», проходящего на открытых площадках Петербурга.

Если бы снимался сиквел или ремейк фильма «Новые приключения итальянцев в России», то лучшего героя, чем сеньор Фабио, для него не найти.

Похоже, руководители «Мюзик-холла» Ю. Стрижак и Ф. Мастранжело с пиаром определенно перестарались.

Конфликты

Их в прошлом году, как всегда, хватало.

Довольно долго обсуждались события в Московском камерном хоре п/у В. Минина: сначала в связи с тем, что коллектив лишился помещения, а затем в связи с конфликтом между руководителем и большинством хористов (см. «МО», 2014, № 3). Протестующие написали открытое письмо. Часть из них Минина была уволена, другим предложили либо уволиться, либо отказаться от своей позиции. Учредитель хора — Департамент культуры Москвы — вмешиваться в конфликт не стал. Последовали взаимные иски в суд. Все суды Минин и директор хора А. Дубильер проиграли: и о защите чести и достоинства по иску, поданному против газеты «Известия», и по искам, которые подали уволенные музыканты. По информации «МО», все уволенные были восстановлены, кроме председателя профкома Е. Гордеевой. Однако руководство не допустило их к работе, набрав других хористов. В этой ситуации все восстановленные артисты написали заявления об уходе по собственному желанию. В результате хор покинуло более 20 человек. Ремонты репетиционной базы хора продолжается уже 12 лет.

В начале года был уволен директор Новосибирской филармонии А. Назимко, вместо него назначена директор театра «Глобус» Т. Людмилина. Коллектив филармонии, недовольный новым директором, написал открытое письмо руководителям региона (см. «МО», 2014, № 3). Но никаких кардинальных решений не последовало. По прошествии года ситуация застыла. Людмилина и ее бывшие оппоненты остаются на своих местах, филармония работает «в штатном режиме».

Худрук и главный дирижер Красноярского симфонического оркестра М. Кадин долгое время конфликтовал с новым руководством филармонии и Минкультуры региона. В начале нынешнего сезона с ним не продлили контракт. Кадин обратился к новому губернатору края В. Толоконскому. Тот потребовал восстановить Кадина в должности, что и было сделано. Однако вскоре уже сам дирижер написал заявление об уходе.

В связи с переходом под юрисдикцию РФ в Крыму проведена реорганизация академического симфонического оркестра Крымской филармонии. Оркестр был расформирован, а во вновь создаваемом коллективе контракты были предложены не всем: руководство Минкультуры Крыма не продлило контракты с главным дирижером И. Кажданом, директором АСО Ю. Рыбчинским и 9 музыкантами. На должность худрука и главного дирижера приглашен дирижер из Донецка А. Долинский.

Возвращаясь к Т. Курентзису, можно напомнить о публичных переговорах с губернатором: то о строительстве нового здания театра, то о 50%-ном секвестре финансирования, то о вывозе спектакля «Носферату» в Москву на «Золотую маску»…

О конфликтных ситуациях в музыкальных организациях Башкортостана «МО» писала неоднократно. То, что происходит — в частности, бесконечные смены руководителей двух главных музыкальных организаций РБ, оперного театра и Национального симфонического оркестра, — можно назвать системным кризисом. Вернемся к этой теме в ближайших номерах «МО».

Наука и образование

Конфликты сотрясали и научное сообщество. На данный момент утихли страсти в Российском институте истории искусств в Петербурге (Зубовском). Напомним, что в 2013 увольнение директора Т. Клявиной и назначение О. Кох привело к глубокому конфликту и фактически развалу коллектива и всей научной и творческой работы. Продолжавшаяся 1,5 года борьба коллектива РИИИ во главе с профкомом за свои права, против этого назначения, за справедливое решение вопроса — пример мужественного противостояния в, казалось бы, неравной схватке. И эта борьба оказалась не напрасной. В октябре 2014 директором была назначена Е. Третьякова, чья кандидатура устроила всех: и сотрудников, и учредителя — Министерство культуры РФ.

Как быстро Третьяковой, известному театроведу, удастся в новом качестве преодолеть последствия «театра абсурда», долгое время царившего в Зубовском институте, покажет будущее.

В январе стало известно о ликвидации Российского института культурологии. Он был слит с НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, а более чем из 120 научных сотрудников РИК в Институт наследия были приняты на работу 20 (директор РИК К. Разлогов уволился еще в 2013). А в конце года Разлогов объявил о создании частного Нового института культурологии.

Не первый год продолжается конфликт интересов в вопросе сохранения статуса специальных музыкальных школ как профессиональных учебных заведений. Речь, по сути дела, о сохранении профессионального музыкального образования в том виде, в каком оно принесло славу, выдающиеся достижения и огромную пользу советской и российской музыке. Этому противодействуют чиновники. Их стремление начинать профессиональную подготовку музыкантов с 5‑го класса, а не с 1‑го, как было всегда (и за что выступает музыкальное сообщество), противоречит указаниям Президента.

Каждый год на заседаниях Совета по культуре и искусства, на встречах с В. Путиным известные мастера — Д. Мацуев, М. Хохлов — обращаются к нему с просьбой спасти от разрушения десятилетиями проверенную систему. Каждый год В. Путин прислушивается к мнению профессионалов и дает поручения об узаконивании особого статуса этих школ, которых в стране не больше дюжины. Но поручения и указания главы государства фактически саботируются.

Юбиляры

В 2014 исполнилось

90 лет: музыковеду Н. Шахназаровой, композиторам В. Рубину и А. Муравлеву, дирижеру А. Копылову.

85 лет: пианистке В. Горностаевой, органисту Г. Гродбергу, хоровому дирижеру В. Минину, певцу А. Масленникову, музыковеду М. Бялику, композиторам А. Пахмутовой, А. Луппову.

80 лет: композиторам В. Дашкевичу, Е. Крылатову, Ж. Металлили, певицам Г. Писаренко и Т. Милашкиной, кларнетисту И. Мозговенко, музыковеду Э. Барутчевой, скрипачке С. Безродной.

75 лет: композиторам Е. Бикташеву, Г. Белову, музыковедам В. Медушевскому, В. Калужскому, И. Медведевой, М. Савельевой, Е. Чигаревой, Л. Христиансен, Е. Трембовельскому, А. Мохонько, певцам В. Атлантову, Ю. Григорьеву, певицам Е. Образцовой, И. Богачевой, пианисту В. Троппу.

70 лет: пианистам А. Любимову, В. Постниковой, скрипачу и дирижеру В. Спивакову, певцу А. Ворошило, композиторам Т. Чудовой, М. Гагнидзе, пианисту И. Брилю, дирижеру П. Бубельникову, музыковедам Е. Левашеву, В. Рубцовой, С. Рыцареву.

65 лет: ректору Московской консерватории А. Соколову, музыковедам А. Селицкому, М. Мугинштейну, Н. Эскиной, Е. Петрушанской, В. Ниловой, композиторам Е. Подгайцу, Л. Бобылеву, Ю. Евграфову, Ж. Плиевой, Б. Франкштейну, дирижеру В. Полянскому, певцу Г. Беззубенкову, главному режиссеру театра «Зазеркалье» А. Петрову, пианисту В. Виардо, директору Татарского театра оперы и балета Р. Мухаметзянову, дирижеру С. Скрипке.

60 лет: главному режиссеру театра им. Покровского М. Кислярову, композиторам Т. Камышевой, А. Ларину, музыковедам И. Родионовой, А. Амраховой, А. Маклыгину, музыкальному деятелю Башкортостана В. Рихтеру.

55 лет: главному редактору «МО» А. Устинову, директору Екатеринбургского театра оперы и балета А. Шишкину.

50 лет: дирижеру А. Ведерникову, музыковедам Л. Купец, В. Давыдовой, С. Блиновой, директору Департамента культурного наследия МК РФ (а до этого генеральному директору ВМОМК им. Глинки) М. Брызгалову, композиторам М. Фуксману, Е. Латыш-Бирюковой, директору Саратовской филармонии С. Краснощековой.

45 лет директору театра Новая Опера Д. Сибирцеву.

40 лет скрипачу М. Венгерову.

Отметили юбилеи:

Государственный симфонический оркестр кинематографии (90), Уральская консерватория им. Мусоргского (80), Бурятский театр оперы и балета (75), РАМ им. Гнесиных (70), ГИИ искусствознания (70; среди проектов ГИИ — подготовка ПСС П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского), Ростовская организация СК РФ (75), Союзы композиторов Екатеринбурга (75), Дагестана (60), Кабардино-Балкарии (55), Орловская филармония (75), Тюменская филармония (70), Вологодская филармония (70), Московский государственный симфонический оркестр п/р Д. Орлова (25), национальная газета «Музыкальное обозрение» (25).

Памятные даты

После настоящего «девятого вала» громких и торжественных дат 2013 года (200‑летие Р. Вагнера, Дж. Верди, А. Даргомыжского; 100‑летие В. Лютославского, Б. Бриттена, Т. Хренникова), 2014 выдался не столь щедрым. В России прошло почти незамеченным 300‑летие К. В. Глюка (если не считать упомянутой дилогии в МАМТе и концертного исполнения «Орфея» силами оркестра Musica Viva) и совсем незамеченным — 300‑летие К. Ф. Э. Баха. 150‑летие Р. Штрауса было отмечено в основном в концертных афишах (симфонические сочинения композитора в последние годы все более популярны), а вот громких оперных постановок не было. 100‑летие со дня рождения К. Кондрашина было отмечено несколькими концертами и публикациями; наиболее полно жизненный и творческий путь дирижера был представлен в статьях «МО».

К 85‑летию Э. Денисова в Театре им. Покровского была поставлена опера «Лазарь. Торжество воскрешения», вышла книга Е. Купровской «Мой муж — Эдисон Денисов». Достаточно насыщенной и разнообразной была программа мероприятий к 80‑летию А. Шнитке в Москве и Саратове.

Многие музыканты оказались неравнодушны к такой дате, как 100летие начала Первой мировой войны. В частности, этому посвятили концерты Б. Березовский, Ю. Башмет и оркестр «Новая Россия»; В. Юровский и ГАСО им. Светланова. Однако была забыта другая дата: 1 сентября 1939, 75летие начала Второй мировой войны, принесшей человечеству несравнимо больше бед, страданий и жертв. Впрочем, об этой трагической дате не вспоминали ни политики, ни СМИ.

Утраты

В 2014 музыкальный мир потерял выдающихся дирижеров старшего поколения: К. Аббадо, Л. Маазеля (обоих многое связывало с Россией), Р. Фрюбека де Бургоса, легендарных мастеров аутентичного исполнительства Ф. Брюггена и К. Хогвуда, таких известных музыкантов и музыкальных деятелей, как Пако де Лусия, Ж. Мортье, Н. Гюзелев, П. Сигер.

Огромными потерями для российского музыкального сообщества стали кончины С. Бэлзы и В. Казенина. Скончались выдающиеся мастера, в свое время олицетворявшие советскую музыкальную культуру: А. Ализаде, К. Орбелян-старший, П. Ривилис, П. Сауль.

Умер Ю. Любимов — великий мастер не только драматического, но и оперного театра.

Ушли из жизни композиторы А. Флярковский, Ю. Рабинович, В. Темнов, Н. Лантуат, С. Терханов, В. Зырянов, С. Сиротин, дирижер В. Раевский, пианисты А. Наседкин, Н. Бендицкий, А. Розанов, М. Баранкина, И. Урьяш, Н. Рубцов, скрипач А. Буданицкий, альтист С. Кручинин, виолончелист и музыковед А. Ивашкин, гобоист А. Зайонц, балалаечник А. Тихонов, певцы В. Черноморцев, М. Попова, М. Ищенко, известные педагоги З. Глядешкина, Р. Диева, И. Лопатина, Н. Мельникова, Н. Тифтикиди, В. Гузий, С. Куцовский, Р. Гехт, музыковед, бывший ректор Петрозаводской консерватории В. Калаберда, режиссер А. Белинский, звукорежиссер Е. Кочетков, много лет работавший в Доме композиторов… Окончил свой жизненный путь один из основателей «МО» Б. С. Диментман, не доживший 9 дней до своего 85‑летия.

Светлая им память.

Год «МО»

Газета прожила уникальный год. Год четвертьвекового юбилея, которому были подчинены все усилия редакции. Юбилейный сезон наполнен невероятным числом событий, каждое из которых — отдельная глава в истории «МО».

Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение‑25», длившийся с марта по декабрь, охвативший 60 городов, более 5000 музыкантов и более 50000 слушателей. Этот форум объективно крупнейший и самый масштабный в России по протяженности, охвату территории, регионов, городов, количеству участников превосходящий все остальные, в т. ч. Пасхальный фестиваль В. Гергиева.

1 октября в КЗЧ состоялся главный юбилейный концерт-действо «OPUS 25». Он начался с единственного в своем роде флеш-моба «Я читаю газету “Музыкальное обозрение”» с участием 1500 зрителей!

Незадолго до 25‑летия открылся обновленный сайт www.muzobozrenie.ru.

Вышли в свет первые два тома Библиотеки газеты «Музыкальное обозрение»: «Конкурс им. П. И. Чайковского. Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии. 1994—2011» и альбом фотографий главного редактора «МО» А. Устинова «INSTRUMENTARIUM». Их презентации прошли в Зале им. Чайковского, Музее им. Глинки, книжном магазине «Москва».

В ВМОМК им. Глинки к 25‑летию «МО» прошла выставка «Окно в мир можно закрыть газетой».

В Вологде — Пятый юбилейный Фестиваль «Кружева» (худ. рук. А. Устинов).

По заказу «МО» написаны два сочинения: увертюра «Вологодские кружева» М. Броннера для фортепианного трио и ОРНИ (мировая премьера на фестивале «Кружева» 21.09.2014) и Kyrie eleison К. Бодрова для хора, симфонического оркестра и органа (мировая премьера 1.10.2014 на юбилейном концерте-действе OPUS 25 в КЗЧ; второе исполнение там же 19.12.2014).

По заказу «МО» поставлены два балета: «Посвящение» на музыку Шумана–Листа (хореограф Н. Малыгина) и «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева (хореограф В. Самодуров), их мировые премьеры состоялись 3.10.2014 в Екатеринбургском театре оперы и балета на концерте-перформансе «OPUS 25».

Выпущено 420 полос формата А3 — самый высокий показатель за все годы существования газеты.

Начат уникальный проект «Рифма в 100 лет» — по страницам «Русской музыкальной газеты» Н. Финдейзена, исторической предшественницы «МО».

В 11‑й раз осуществлен проект «Оркестровая карта России»; в 2014 в нем приняли участие 39 симфонических и 16 камерных оркестров.

По заказу Министерства культуры РФ проведен ежегодный мониторинг состояния конкурсного дела в стране. Газета проводит его совместно с Ассоциацией музыкальных конкурсов России, созданной в 2000 и объединяющей более 150 конкурсов из 50 городов.

В газете представлены десятки персон — как ушедших из жизни, так и ныне здравствующих: В. Путин, В. Толстой, В. Мединский, А. Иксанов, С. Бэлза, В. Урин, Д. Вишнева; композиторы Дж. Верди, Р. Вагнер, Р. Штраус, Б. Бриттен, А. Львов, Ал. Александров, Д. Шостакович, Т. Хренников, М. Вайнберг, В. Казенин, С. Губайдулина, В. Сильвестров, Э. Денисов, Ю. Каспаров, Ф. Караев, А. Кнайфель, А. Радвилович, К. Бодров, Андж. Чайковский, Ф. Гласс; дирижеры К. Кондрашин, К. Аббадо, Ф. Брюгген, Р. Баршай, Дж. Кахидзе, М. Янсонс, Р. Фрюбек де Бургос, А. Шароев, Ю. Симонов, В. Гергиев, В. Юровский, В. Андропов, В. Рылов, А. Сладковский, Т. Сохиев, О. фон Дохнаньи; режиссеры Т. Штрассбергер, М. Кисляров, Е. Василева; певицы Ч. Бартоли, Ю. Лежнева, М. Максакова; хореографы Дж. Ноймайер, Ж.-К. Майо; музыковеды Т. Чередниченко, Л. Кириллина, Л. Купец; солисты: Л. Ройзман, Г. Кремер, В. Репин, М. Култышев, А. Притчин, Ф. Рудин, Л. Винокур, А. Горбачев, В. Попов; деятели музыкальной культуры А. Губанков, М. Брызгалов, В. Гончаров, М. Бирман, А. Шишкин, Т. Людмилина, А. Парин; основатели «МО» П. Меркурьев, Б. Диментман…

На страницах «МО» — музыкальная жизнь 80 городов и 55 регионов России.

Освещены итоги и условия около 150 конкурсов, проходивших в России и за рубежом.

Опубликованы рецензии на несколько десятков оперных и балетных премьер.

В рубрике «Книги» представлено около 150 новых изданий о музыке.

Подготовлены семь специальных выпусков газеты: к 25‑летию «МО», к 70‑летию Тюменской филармонии, к 70‑летию Вологодской филармонии, театр Новая Опера, театр им. Б. А. Покровского, «Камерата России» (итоги сезона камерных оркестров), «Симфоническая карта» (итоги сезона симфонических оркестров).

2014 =>2015: трудности перехода

Премьера оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета стала своеобразным «мостом» из старого года в новый. Символическим, виртуальным «ящиком Пандоры», открыв который, мы словно заглянули… куда? В бездну? В светлое будущее?

Если прошлый год начался с вершин, с кульминационных моментов всеобщего единения и ликования (Олимпиада, Крым), а пришел к драматическим итогам в политике и экономике, то нынешний, наоборот, начался с драм и катастроф: расстрел редакции «Шарли Эбдо» и теракты в Париже, зверское, средневековое умерщвление 21 египтянина в Ливии и убийство Б. Немцова в Москве, уход из жизни Е. Образцовой и В. Горностаевой; войны, теракты…

Одна из реальных трагедий — пожар в библиотеке ИНИОН, такое страшное начало Года литературы — беда не только российского, но и мирового масштаба. Результат чьих-то ошибок, но, хочется надеяться, не злого умысла. Увы, мы знаем рукотворные трагедии подобного масштаба: зверства, совершаемые с холодной головой. Во все времена люди варварски уничтожали чужое и чуждое наследие — материальные и культурные ценности, жгли книги, разбивали памятники. Не щадили и носителей «чужого» и «чуждого». Уничтожали за веру. За идеи. За принципы. Так было в средневековой Европе и фашистской Германии. Сегодня то же самое происходит на Ближнем Востоке, в Африке, в цивилизованной толерантной Франции.

Новосибирский «Тангейзер» стал катализатором тектонического разлома. Сценические страсти спровоцировали реальную ситуацию, когда градус взаимной ненависти, как раковая опухоль, принялся разъедать и деформировать сознание общества. Вакханалия — не прекрасная сцена из оперы Вагнера, а безобразная картина нашей действительности. Вот уже опять: «свои — чужие», «очернительство», «богохульство», «надругательство над классикой», призрак цензуры. Некоторые СМИ и наши коллеги, похоже, пытаются тушить этот пожар керосином, нагнетая и без того раскаленную атмосферу.

При этом все ссылаются на Конституцию, на нормы правового государства, на законы, на недопустимость взаимных оскорблений, на то, что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого.

Ссылаются на подписанные Президентом «Основы государственной культурной политики», где с одной стороны, декларируется «свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность», а с другой — тезис о «понимании общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности».

Куда идем?

К чему придем?