Возвращение домой

Возвращение домой
Фото Алексей Лепилин

В 2014—2015 учебном году совпало несколько событий  и дат в истории школы: 120 лет Гнесинскому Дому, 60 лет директору МССМШ  им.  Гнесиных Михаилу Хохлову, 25 лет директорства. Завершение реконструкции исторического здания стало главным подарком к его юбилеям.

Истоки и история

Первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных» — одну из маленьких музыкальных частных школ в Москве — 15 февраля 1895. Слова известного музыковеда, профессора консерватории Н. Кашкина, сказанные сестрам Гнесиным: «Смело беритесь за дело и открывайте школу. Вначале у вас будет 30 учеников, по‑ том 60, а затем 100!», оказались пророческими. Цифры «60» Гнесины достигли уже через пять лет.

В 1919 Училище Гнесиных стало государственным, а еще через год разделилось на две ступени — детскую школу и техникум (училище). К 30‑летию, в 1925, им было присвоено имя Гнесиных. В 1944 был создан Музыкально‑педагогический институт, ныне Российская академия музыки, а в 1946 — спецшкола‑десятилетка (ныне Колледж), которую по поручению Е. Ф. Гнесиной возглавил ее ученик З. И. Финкельштейн.

Зиновий Финкельштейн (1910—1989) — первый директор МССМШ им. Гнесиных. В 1934 окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу фортепиано Е. Ф. Гнесиной, в 1953 — Музыкально- педагогический институт им. Гнесиных. Педагогическую работу начал вести с 1932 в музыкальной школе им. Гнесиных. Вместе с Е. Ф. Гнесиной принимал активное участие в организации МССМШ им. Гнесиных, в 1946— 89 директор школы (в 1952—56 зам. директора). Руководил оркестровым классом и классом ансамбля. Вел методическую работу по вопросам музыкального образования, по составлению учебных программ для музыкальных школ. Заслуженный работник культуры РСФСР (1979).

Почти за 70 лет МССМШ им. Гнесиных окончили более 1700 человек. Среди них — победители престижных международных исполнительских конкурсов, профессора российских и европейских консерваторий, солисты крупнейших оркестров мира, создатели и руководители музыкальных фестивалей, агентств, образовательных центров и школ на всех континентах.

В Гнесинской десятилетке учились: дирижер Г. Рождественский, композитор Д. Тухманов, А. Батагов; пианисты Ю. Авдеева, Б. Березовский, Н. Демиденко, А. Диев, Е. Кисин, М. Лидский, К. Лифшиц, Д. Трифонов, В. Тропп; скрипачи Б. Гарлицкий, И. Медведева, В. Пикайзен; виолончелисты Б. Андрианов, А. Князев, И. Монигетти, К. Родин, А. Рудин, Н. Шаховская; флейтисты М. Ворожцова, О. Ивушейкова; гобоисты Д. Булгаков, Е. Изотов, А. Огринчук; кларнетист И. Федоров.

В разные годы в школе преподавали сестры Гнесины: Ольга Александрова‑ Гнесина (класс фортепиано), Елизавета Гнесина‑Витачек (класс скрипки); пианисты А. Иохелес, А. Кантор, В. Тропп, Э. Федорченко; скрипачи М. Гарлицкий, Е. Гилельс, Э. Грач, Д. Ойстрах, В. Рабей, М. Фихтенгольц, А. Ямпольский, Ю. Янке‑ левич; виолончелисты В. Берлинск ий, А. Георгиан, А. Стогорский, А. Федорчен‑ ко; контрабасист Л. Раков; флейтисты Ю. Должиков, А. Корнеев; гобоист И. Пушечников; саксофонистка М. Шапошникова; трубач Т. Докшицер; арфистка К. Эрдели; композитор Н. Пейко.

Дом на Знаменке

В 1962 музыкальной школе‑десятилетке имени Гнесиных был выделен особняк на ул. Фрунзе, 12 (до 1925— ул. Знаменка). Усадьба по адресу Знаменка, 12 построена в середине XVIII века графом Апраксиным. В начале 1760‑х ее владельцем стал граф Воронцов, при котором в пристроен‑ ном к главному дому деревянном помещении давались театральные представления. После пожара 1812 была существенно перестроена, приобрела яркие черты классического дворца с восьмиколонным портиком на главном фасаде. Затем здание принадлежало Гагариным и Бутурлиным. В 1840 в доме жил известный филолог Буслаев, там была и последняя московская квартира философа Трубецкого. Вначале XX века сдавался под гимназию Е. Кирпичниковой. В первые годы советской власти здание отдали под квартиры военным — он назывался 3‑м (позже 4‑м) до‑ мом Реввоенсовета. После смерти М. Фрунзе в 1925 Знаменку переименовали в улицу Фрунзе. Историческое имя было возвращено ей в 1990. «Усадьба Апраксиных‑Бутурлиных» — объект культурного наследия федерального значения.

Вокруг Кремля

Дом на Знаменке расположен в самом центре Москвы, в 500 метрах от Кремлевской стены. Кремль окружен учреждениями и памятникам культуры, причем разных эпох и стилей — от баженовского Дома Пашкова до «Дома на Набережной» 1920‑х гг. (арх. Б. Иофан) и галереи А. Шилова. В шаговой доступности — ГМИИ им. Пушкина, Библиотека им. Ленина, галерея И. Глазунова (бывший Дом науки и техники на Волхонке), Архитектурный музей им. Щусева, Московская консерватория, РАМ им. Гнесиных, литературные музеи Пушкина, Толстого, неподалеку через мост — Третьяковка, а чуть подальше — новое здание ГТГ на Крымском валу. В общем, один из самых престижных кварталов и главных культурных центров привлекательное и для бизнеса, и для госструктур.

Борьба за возвращение школы

За два с половиной века усадьба неоднократно перестраивалась, но полный капитальный ремонт не проводился. Состояние усадьбы стало аварийным. В 2000 мэр Москвы Ю. Лужков принял решение о том, что необходима срочная реставрация и реконструкция и расширение школьных площадей.

Однако в течение 10 лет строительные работы почти не велись. Ходили слухи, что на особняк претендовали олигархи: Е. Батурина, В. Вексельберг, В. Батурин.

Занятия МССМШ им. Гнесиных проходили в трех зданиях в разных районах Москвы. По словам М. Хохлова, разрушалась сама идея специальной музыкальной школы, где дети в одном месте профессионально занимаются музыкой и получают общее образование. А в связи с долгостроем гнесинская 10‑летка фактически превратились в обычную школу, где эти процессы разделены.

Школа более 10 лет боролась за восстановление единого учебного комплекса. В 2008 была организована акция «В защиту Гнесинки»: администрация, педагоги, родители в оранжевых строительных касках вышли с плакатами и требованиями вернуть здание школе. Фотографии тех событий можно увидеть на выставке, открытой в МССМШ им. Гнесиных.

Интенсивные работы начались только в 2012, после прихода новой администрации Москвы во главе с С. Собяниным. За два года были полностью восстановлены главное здание (1 корпус) и флигель, а также переданные школе еще два строения.

В том, что школе удалось отстоять свои позиции и историческое местоположение — заслуга, прежде всего, директора М. С. Хохлова.

Реконструкция «Гнесинки» в датах

2000 — посещение школы мэром Москвы Ю. Лужковым. Принято решение о необходимости срочного проведения реставрации и реконструкции зданий школы с расширением площадей.

2001 — постановление Правительства Москвы о проведении реставрации, реконструкции и строительства комплекса зданий школы в 2001—2003.

2003 — многократные обращения дирекции школы в Правительство Москвы, Московскую городскую Думу, Федеральное собрание РФ, Администрацию Президента РФ по поводу невыполнения решений Правительства Москвы.

2004 — новое Постановление Правительства Москвы о проведении реставрации, реконструкции и строительства комплекса зданий школы в 2004—2006.

2005 — на встрече с Президентом России В. Путиным ситуации со школой изложили бывшие выпускники А. Огринчук, Б. Андрианов и И. Федоров.

2006 — обращение Е. Кисина к В. Путину с просьбой помочь школе.

27 октября 2006 — поручение Президента России В. Путина председателю Правительства РФ М. Фрадкову и Ю. Лужкову решить вопрос о реконструкции школы как важного объекта культуры.

2008, февраль — митинг родителей учащихся МССМШ, возмущенных ситуацией с затягиванием реконструкции. Заметка в «Известиях» «Купит ли Батурина Гнесинку?»

2011, осень — подрядчик, который вел реконструкцию комплекса зданий школы, отстранен от работ.

2012, март — к строительству приступил новый подрядчик (управляющая компания «ИНТЭКС», принимавшая участие в реконструкции Большого театра).

Итоги реконструкции

Новый 2014 —2015 учебный год МССМШ им. Гнесиных встретила в отремонтированном и отреставрированном особняке на Знаменке, 12.

2 сентября 2014 состоялся концерт оркестра школы «Гнесинские виртуозы», посвященный завершению реконструкции главного корпуса. Это было первое после 10‑летнего перерыва выступление учащихся МССМШ им. Гнесиных на своей сцене.

М. Хохлов: «Главная проблема старого здания — существующие строительные нормы и нормы для учебных заведений, которые должны были жестко соблюдаться. Это и количество квадратных метров «на душу населения», и освещенность помещений, вентиляция, количество туалетов, ширина пожарных проходов, высота ступеней лестницы и т. д. и т. п.

При сохранении внешнего вида главного здания проведена реконструкция с расчетом на дальнейшую эксплуатацию в течение 300 лет. Восстановлены интерьеры XIX века. Но за ними — современные конструкции.

Своды XVIII века разобраны, укреплены и собраны из того же кирпича. Колонны при входе, которые держали полностью сгнившую балку, были аккуратно распилены, разобраны, в них вставлено что-то вроде штифтов, после чего они собраны обратно».

17 ноября 2014 мэр Москвы С. Собянин побывал в реконструированном здании МССМШ им. Гнесиных. «После реставрации город получил современную школу с достойным оборудованием, — отметил мэр. — Закончена работа в трех исторических корпусах. В ближайшее время закончатся строительные работы в еще одном корпусе, который позволит увеличить площадь школы почти в три раза».

В главном (первом) корпусе расположены Органный концертный зал, учебные классы начальной школы, классы для индивидуальных занятий. Во втором корпусе — классы для индивидуальных занятий. В третьем корпусе — учебные классы основной школы, библиотека, фонотека, оркестровый класс, медицинский и стоматологический кабинеты. Столовая и физкультурный зал оборудованы в четвертом корпусе. Корпуса соединены переходами, в первом корпусе (историческое здание) установлен лифт для маломобильных групп населения, в третьем корпусе (семиэтажное здание) есть грузовой и пассажирские лифты.

После того как в эксплуатацию будет введено общежитие на 62 места (в третьем корпусе), увеличится число иногородних учащихся. В общежитии будут жить и профессора, приезжающие в Москву на мастер-классы.

Гордость обновленной школы — Органный концертный зал на 130 мест: универсальная концертная площадка с великолепной акустикой и техническим оснащением. В зале установлен немецкий орган «Glatter Götz» (фирмы, изготовившей органы для Большого театра и Московского международного Дома музыки). Плазменные панели, размещенные в боковых частях сцены, дают возможность для мультимедийного сопровождения концертной программы: воспроизведение в режиме online действия, происходящего на сцене или в зале. Фойе предназначено для презентаций и фотовыставок. В Мемориальной комнате‑ музее представлены артефакты бытовых предметов XVIII—XIX веков, найденные при раскопках фундамента школы, и архивные фотографии семьи Гнесиных.

В МССМШ — собственная студия звукозаписи, оснащенная звукорежиссерским пультом, микрофонами, мониторами, звукозаписывающим оборудованием, компьютерами и программным обеспечением для обработки звука.

Инструментарий

Для школы приобретено около 200 инструментов всех групп симфонического оркестра (все струнные, духовые, различные ударные); 19 электронных инструментов струнной группы (скрипки, альты, виолончели); два рояля «Fazioli», молоточковое фортепиано «Нойперт» (J. C. Neupert) эпохи Моцарта, дисклавир «Yamaha», немецкий одномануальный клавесин и концертный двухмануальный клавесин из парижского ателье «Reinhard von Nagel».

Главное приобретение — около 100 инструментов семейства «Steinway & Sons».

«Наши прежние инструменты пришли в полную негодность еще лет 10 назад, и последние годы мы играли на инструментах, не поддающихся восстановлению, — рассказывает М. Хохлов. — Правительство Москвы пошло на беспрецедентный шаг, выделив огромный бюджет — около 350 млн. руб. на покупку инструментов. Из них 285 млн. руб. — на покупку роялей и пианино».

Снова на Знаменке

29 сентября 2014 состоялась пресс-конференция, посвященная возвращению Гнесинской 10‑летки в своей дом. В ней приняли участие М. Хохлов, генеральный директор компании Steinway Russia В. Росляков, представитель фирмы «Glatter Götz», представители компании ИНТЭКС.

1 октября 2014, в Международный день музыки, прошла «Ночь музыки на Знаменке» — фактически официальная церемония открытия школы. Был выбран уникальный формат Skype-концерта: известные пианисты — Е. Кисин, Б. Березовский, К. Лифшиц, Ю. Авдеева, А. Кобрин, Э. Кунц, Н. Токарев, Д. Трифонов — исполнили по одной пьесе из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. При этом на сцену вышли только Березовский и Токарев. Остальные участники концерта заранее записали свои выступления на дисклавире и на видеокамеру: на больших экранах проецировались синхронизированные с живым звучанием дисклавира видеозаписи пианистов. Связующие элементы «Картинок с выставки» исполнил камерный оркестр «Гнесинские виртуозы» под руководством М. Хохлова, который оркестровал музыку Мусоргского.

Дис́клавир (англ. Disklavier) — марка клавишных музыкальных инструментов, принадлежащая компании Yamaha. Дисклавир — разновидность фортепиано, который с помощью электромеханических соленоидов (разновидность катушки индуктивности) и оптических датчиков, подключенных к светодиодам, позволяет приводить в движение механические части инструмента (клавиши, педали) и воспроизводить музыкальные композиции в виде «живого звука» без участия исполнителя (в т. ч. по интернету)

Во втором отделении публика в режиме Skype-конференции общалась с выпускниками школы, находящимися в разных точках земного шара.

МССМШ сегодня

В 2014—2015 учебном году в школе учатся 360 человек. Обучение ведется по 17 специальностям на трех отделениях:

— фортепиано (116 чел.);

— оркестровые струнные (123 чел.): скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа;

— оркестровые духовые и ударные инструменты (121 чел.): флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, саксофон, труба, тромбон, туба, ударные, орган.

М. Хохлов: «У нас стопроцентное поступление в вузы. Не все, кто поступает в нашу школу, доучиваются до конца; часть детей отсеивается, на их место приходят более успешные и талантливые. Но все, кто оканчивает школу, продолжают профессиональное образование».

В МССМШ им. Гнесиных — 145 преподавателей, в т. ч. 16 профессоров, 13 доцентов, 1 доктор и 9 кандидатов искусствоведения. Почетные звания имеют 30 педагогов. Многие преподают также в консерватории, РАМ им. Гнесиных, ГКА им. Маймонида. В числе преподавателей — пианисты М. Воскресенский, Т. Зеликман, Я. Кацнельсон, Т. Шкловская; скрипачи А. Анчевская, Т. Беркуль, В. Иголинский, Ю. Красько; альтистка Е. Озол, виолончелист В. Тонха; контрабасист А. Бельский; флейтисты А. Гофман, О. Ивушейкова, В. Кудря, О. Худяков; гобоист Д. Булгаков; кларнетисты И. Мозговенко и М. Безносов; трубач В. Пушкарев; арфистка М. Агазарян; музыковед Т. Цареградская; композитор В. Довгань.

Директор

Михаил Сергеевич Хохлов род. в Москве в 1955. В 1974 окончил МССМШ им. Гнесиных (фортепиано, класс В. Аристовой), в 1981 — МГК им. П. И. Чайковского (класс проф. В. Горностаевой), в 1983 — ассистентуру-стажировку. Посещал классы симфонического дирижирования Ю. Симонова и Д. Китаенко. Выступал как пианист в городах Советского Союза, в Англии, Австрии, Германии, Израиле, США. В 1990 записал сольный лазерный диск. С 1983 преподавал фортепиано в МГПИ им. Ленина, МГУ культуры и искусства, преподавателем и концертмейстером в ДМШ.

С 1987 — в МССМШ им. Гнесиных, в 1988 назначен заместителем директора по воспитательной работе, в 1989 избран директором.

В 1990 М. Хохлов организовал камерный оркестр «Гнесинские виртуозы». С 2001 выступает как пианист в составе созданного им «Пьяццолла-квинтета». Входит в состав жюри исполнительских конкурсов, проводит мастер-классы. Заслуженный артист РФ (1997), заслуженный деятель искусств РФ (2007), лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства» (2001), удостоен почетного знака Минкультуры СССР «За отличную работу», награжден медалью «В память 850‑летия Москвы» (1997). В марте 2015 удостоен премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Награда была вручена в Кремле 25 марта, в День работника культуры.

Михаил Сергеевич Хохлов род. в Москве в 1955. В 1974 окончил МССМШ им. Гнесиных (фортепиано, класс В. Аристовой), в 1981 — МГК им. П. И. Чайковского (класс проф. В. Горностаевой), в 1983 — ассистентуру-стажировку. Посещал классы симфонического дирижирования Ю. Симонова и Д. Китаенко. Выступал как пианист в городах Советского Союза, в Англии, Австрии, Германии, Израиле, США. В 1990 записал сольный лазерный диск. С 1983 преподавал фортепиано в МГПИ им. Ленина, МГУ культуры и искусства, преподавателем и концертмейстером в ДМШ.

С 1987 — в МССМШ им. Гнесиных, в 1988 назначен заместителем директора по воспитательной работе, в 1989 избран директором.

В 1990 М. Хохлов организовал камерный оркестр «Гнесинские виртуозы». С 2001 выступает как пианист в составе созданного им «Пьяццолла-квинтета». Входит в состав жюри исполнительских конкурсов, проводит мастер-классы. Заслуженный артист РФ (1997), заслуженный деятель искусств РФ (2007), лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства» (2001), удостоен почетного знака Минкультуры СССР «За отличную работу», награжден медалью «В память 850‑летия Москвы» (1997). В марте 2015 удостоен премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Награда была вручена в Кремле 25 марта, в День работника культуры.

М. Хохлов активно участвует в борьбе за то, чтобы принятый в 2013 Закон об образовании не разрушил систему музыкального образования, которая сложилась в нашей стране в течение десятилетий и принесла колоссальные результаты:

«Я смотрю на афишу лучших концертных залов мира. Возьмем только солистов. И только Гнесинку. Кисин — мировая звезда. Березовский, Авдеева, Трифонов, Лифшиц. Все они начинали профессиональное обучение музыке с пяти лет. Если бы они не учились с первого класса — вряд ли Россия гордилась бы такой афишей во всем мире.

Озвучивается такая точка зрения: вы не можете отобрать детей в 5 лет и точно сказать, что они станут профессионалами. Не можем! Но если мы их не будем учить так, как сейчас, то они профессионалами наверняка не станут — вот это мы можем сказать точно».

Некоторые положения Закона об образовании в его нынешнем виде грозят вымыванием профессионального музыкального образования. Если следовать букве закона, то профессиональное музыкальное образование должно начинаться с 5 класса, с 11—12 лет. До этого возраста музыкальное образование в специальных музыкальных школах фактически имеет статус дополнительного, а значит, необязательного, по сравнению с такими предметами как математика, русский язык и даже физкультура. А ведь именно в раннем возрасте закладываются все профессиональные навыки: и принципы мышечной работы, и память, и мышление, и отношение…

Почему-то никому в голову не приходит проводить такие же «эксперименты», например, с гимнастами, профессиональную подготовку которых начинают чуть ли не с 3‑х лет, потому что потом начинать уже поздно.

Эту проблему трижды поднимал Д. Мацуев на заседаниях Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, обращаясь непосредственно к В. Путину с просьбой узаконить особый статус специальных музыкальных школ, которых по стране не более 10, с тем, чтобы начинать профессиональное музыкальное образование с 5—6 лет, а не с 11—12, как предписывает закон. На заседании Президентского совета 25.09.2012 между ними состоялся такой диалог:

Д. Мацуев: «Если начинать, скажем, играть на рояле в 12 лет, то последствия могут быть плачевными, потому что если нет плавного, постепенного…

В. Путин: Я по себе это знаю, я начал поздно, последствия ужасные. <…>

Д. Мацуев: Стандарт новый, третий стандарт.

В. Путин: Я не очень понимаю, как этот стандарт повлияет на эти школы, но, если он их убивает, он абсолютно неприемлем. Я обращаю на это внимание министра культуры. Значит, нужно в индивидуальном порядке этот стандарт как-то изменить, применительно к этим школам. Так называемые десятилетки, если они умрут, — все, мы невозвратно потеряем то, чем гордимся столетиями, я полностью согласен».

М. Хохлов: «Однако и Минобрнауки, и Минкультуры делают вид, что все в порядке и в 1—4 классах школ-одиннадцатилеток можно заниматься профессиональной музыкальной подготовкой детей в рамках внеурочной деятельности. Это абсурд! Почему они так упорно хотят срубить на корню это плодоносящее дерево? Или речь идет уже не о здравом смысле, а о чести мундира? Мне кажется, чтобы его сохранить, нужно выполнить поручение Президента».

«Концерты мэтров»

В афише МССМШ регулярно можно встретить имена известных исполнителей. 1 ноября в Органном зале МССМШ им. Гнесиных состоялся сольный концерт профессора МГК им. П. И. Чайковского Михаила Воскресенского.

3 ноября в рамках ежегодной московской акции «Ночь искусств» прошли встречи с пианистом и композитором Антоном Батаговым и дирижером Теодором Курентзисом.

24 декабря выступил пианист Николай Демиденко, который с 1990 живет в Англии и редко бывает в России. Концерт, как и выступление яркого пианиста Эдуарда Кунца 26 марта 2015 года, был благотворительным: собранные средства пошли на создание памятника первому директору Гнесинской десятилетки З. И. Финкельштейну.

23 января прошел концерт одного из самых востребованных пианистов мира, артиста Steinway Б. Березовского. По итогам 2013 Березовский назван «Персоной года» в ежегодном рейтинге «Персоны и события» национальной газеты «Музыкальное обозрение».

24 февраля состоялся концерт также выпускника школы, замечательного скрипача, профессора Парижской консерватории Бориса Гарлицкого.

11 марта в Органном зале выступил один из лучших органистов мира Томас Троттер.

Мастер-классы

28 ноября состоялся мастер-класс известного гобоиста Н. Дойча, профессора Лейпцигской высшей школы музыки и театра.

22, 23 и 25 февраля, к 100‑летию выдающегося скрипача и педагога М. Гарлицкого в МССМШ им. Гнесиных прошли три мастер-класса его учеников: Э. Борока, В. Данченко и Б. Гарлицкого.

2 марта мастер-класс и творческую встречу провел трубач С. Накаряков.

13 марта в МССМШ им. Гнесиных с мастер-классом побывал А. Хаскин, солист-регулятор Катарского филармонического оркестра и артист фирмы флейт Burkart.

2 апреля в Мемориальной комнате МССМШ им. Гнесиных состоялся мастер-класс лауреата международных конкурсов Н. Борисоглебского. В мастер-классе приняли участие ученики Т. Беркуль, у которой учился Н. Борисоглебский.

Фестивали

Детский фестиваль искусств «Январские вечера» — проект МССМШ им. Гнесиных и ГМИИ им. А. С. Пушкина, созданный Михаилом Хохловым в 2007 году как продолжение «Декабрьских вечеров» Святослава Рихтера. Основная идея фестиваля — творческое образование детей и выявление их талантов через синтез искусств: музыки, живописи, литературы, театра.

IX фестиваль искусств «Январские вечера» прошел с 24 января по 1 февраля. Его тема — «Двенадцать месяцев: звук — слово — образ». Юные участники и зрители встретились с героями словацкой сказки про двенадцать братьев‑волшебников, а в программу фестиваля (в преддверии Года литературы в России), вместе с музыкой и живописью вошла поэзия. Среди участников — учащиеся МССМШ им. Гнесиных, воспитанники детского Центра «Мусейон» ГМИИ им. Пушкина (творческая мастерская А. Вихровой) и юные художники, приславшие свои рисунки-иллюстрации на заданную тему. Московская часть фестиваля традиционно состояла из четырех мероприятий в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В этом году к городам — постоянным участникам «Январских вечеров» (Москва, Екатеринбург, Оренбург и Казань), присоединился Зеленодольск (Татарстан) и несколько городов Свердловской области.

Музыкальная академия «Троицк Арт» — новый культурно-образовательный проект, который реализует МССМШ им. Гнесиных на территориях Новой Москвы. «Троицк Арт» — это возможность для музыкально одаренных москвичей 7—16 лет получить серию мастер-классов у известных исполнителей и ведущих педагогов, а также особо ценный для каждого юного музыканта опыт игры в оркестре и выступления на большой сцене. Проект был инициирован художественным руководителем и дирижером «Троицк Арт» М. Хохловым в 2013 году и проведен на территории ТиНАО уже дважды. В 2014 состоялись открытые мастер-классы по 18 специальностям, а также девять концертов в Троицке, Московском, Красной Пахре, Щапово, Ватутинках, Коммунарке и Мосрентгене.

Абонементы

В сезоне 2014—2015 проходит десятый, юбилейный сезон музыкального абонемента МССМШ им. Гнесиных «Классика — детям и взрослым». Все предыдущие годы концерты абонемента проводились в Центре Славянской культуры и письменности. Теперь же, после реконструкции Дома на Знаменке, концерты проходят в Органном зале. Для юных музыкантов абонементный цикл — прекрасная возможность выступить на публике и обыграть новую программу. Для слушателей представляет интерес разнообразный репертуар: от барочной музыки до современных опусов; звучат сочинения крупной формы (сонаты, сюиты, концерты) и миниатюры.

По традиции, концерты проходят один раз в месяц по средам. Даты прошедших и будущих концертов 10‑го абонемента — 22 октября, 19 ноября, 17 декабря 2014, 21 января, 18 февраля, 18 марта, 22 апреля, 20 мая 2015. Постоянная ведущая цикла — А. Занкова (зам. директора школы, кандидат искусствоведения).

Школа «Steinway»

15 февраля, в день 120‑летия Гнесинского Дома, МССМШ им. Гнесиных был присвоен международный статус «All-Steinway School» («Школа Стейнвей»).

Основные критерии определения «Школы Стейнвей»:

  1. Школа должна располагать инструментами семейства «Steinway & Sons» — Steinway, Boston, Essex в количестве не менее 85% от общего числа акустических фортепиано.
  2. Фортепиано семейства «Steinway & Sons» должны находиться в концертных залах, учебных студиях и классах школы.
  3. Сильное фортепианное отделение. Значительный процент выпускников‑пианистов школы должен поступать в музыкальные училища, быть лауреатами конкурсов.
  4. Высокий уровень преподавания. Профессора и преподаватели фортепианного отделения школы должны иметь высшее консерваторское образование.

После присуждения высокого международного статуса «All-Steinway School» (важного для характеристики качества и условий образования в школе), раз в год школу посещают настройщики фирмы, проводят профилактику и осмотр инструментов.

Среди «Школ Стейнвей» — Йельская школа музыки (Yale School of Music, USA), Королевский колледж Холлоуэй Университета Лондона (Royal Holloway College, UK), Международная школа музыки Амадеус (Amadeus International School of Music, Austria).

Сегодня в МССМШ — 56 роялей «Steinway & Sons», в т. ч. три концертных рояля; 12 роялей и пианино «Boston», 30 пианино «Essex».

М. Хохлов: «Впервые я играл на этом инструменте, когда учился в Московской консерватории. В его механике есть определенные особенности. Нельзя долгое время учиться на «Bechstein» или «Bluthner», а потом выйти на сцену к «Steinway» и сразу раскрыть все богатство его тембровых возможностей. Только осваивая с детства этот инструмент, которым оснащены все ведущие мировые концертные площадки, можно по-настоящему овладеть всей красотой его звучания. Понимая это, я хотел, чтобы дети, которым приходится выступать на концертных площадках, где установлены рояли «Steinway», были готовы к нему, чтобы он их не пугал, и они смогли максимально раскрыть свои творческие возможности, предварительно освоив инструмент в классе с педагогом».

На торжественной церемонии, проходившей в Органном зале Гнесинки, М. Хохлов отметил, что важную роль в приобретении инструментов «Steinway» сыграло Правительство Москвы — его поддержка стала одним из решающих факторов для присвоения учебному заведению высокого статуса. «Это событие, важное не только для нас, но и для России в целом», — подчеркнул директор. Перед вручением сертификата «All-Steinway-School» с официальной речью выступил президент корпорации «Steinway & Sons» в Нью-Йорке M. Суини, рассказав, что компания знает о выдающихся музыкальных достижениях выпускников музыкальной школы им. Гнесиных. На церемонии присутствовали В. Росляков, генеральный директор Steinway Russia, и А. Вильхельм, представитель Гамбургского отделения «Steinway & Sons».

В честь присвоения статуса «Школа Стейнвей» в Органном концертном зале установили 8 роялей этой фирмы, на которых в 16 рук сыграли ученики МССМШ им. Гнесиных. В их числе — А. Малофеев, победитель VIII Международного юношеского конкурса им. Чайковского (2014), обладатель Гран-при и лауреат первых премий международных конкурсов и фестивалей. Программа мероприятия продолжилась во дворе школы, где гостей угощали горячим чаем и блинами с вареньем.

В финале церемонии под взрывы хлопушек и фейерверков на фасаде здания был открыт почетный знак «All-Steinway School».