«Андрей Волконский: на перекрестке судьбы»: Московская консерватория к 90-летию со дня рождения композитора (14 сентября 2023)

«Андрей Волконский: на перекрестке судьбы»: Московская консерватория к 90-летию со дня рождения композитора (14 сентября 2023)

14 февраля 2023 исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Волконского (1933-2008) композитора, клавесиниста, органиста, создателя ансамбля «Мадригал». Крупная дата, вокруг которой в российской музыкальной жизни, в общем-то, ничего не происходило – за исключением выхода в 2022 в петербургском издательстве Jaromír Hladík press (главный редактор – поэт и переводчик Игорь Булатовский) монументальной книги «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования» и это знаменательное событие, отмеченное Премией «МО» в номинации «Книга года». Собственно музыкальная жизнь, связанная с 90-летием Волконского, началась 13 июля 2023 в ДК Рассвет: пианист Алексей Любимов дал концерт в двух отделениях под названием «Строгая музыка». Продолжением станут посвященные Волконскому конференция и концерт в Московской консерватории, которые состоятся 14 сентября 2023.

Международная научная конференция «Андрей Волконский: на перекрестке судьбы» начнется в 10.00.

Основные направления конференции:

  • музыкальное наследие Волконского;
  • Волконский и западный авангард;
  • Волконский и советский авангард;
  • 12-тоновая техника и принципы ее «личностного использования» в творчестве Волконского;
  • Волконский – антитрадиционалист;
  • Волконский – антиавангардист;
  • Волконский-исполнитель;
  • творческое окружение Волконского: коллеги, друзья.

Вечером того же дня «Студия новой музыки» (дирижер – Игорь Дронов) даст концерт в Рахманиновском зале консерватории. В одной программе с произведениями Андрея Волконского прозвучат сочинения Уильяма Бёрда (ок. 1540 – 1623), Джулио Каччини (1551-1618), Орландо ди Лассо (ок. 1532 – 1594), Яна Свелинка (ок. 1562 – 1621), Самуэля Шайдта (1587-1654). Основав «Мадригал», Волконский считал главной задачей ансамбля исполнение музыки Средних веков и Возрождения. «Все знают имена Данте, Шекспира, Леонардо да Винчи. Но эпоха Возрождения дала и музыку, с моей точки зрения, такого же уровня, как живопись и поэзия. Она долгое время была забыта». (А. Волконский в упомянутой выше книге)

Исполнители:

  • Екатерина Кичигина (сопрано)
  • Юрий Мартынов (орган-позитив)
  • Александра Винник (клавесин)
  • Алексей Шевченко (клавесин)
  • Михаил Дубов (клавесин)

За неполные 30 лет жизни в Советском Союзе (Волконский родился в Женеве в 1933, семья переехала в СССР в 1947, а в 1973 Волконский из Союза уехал) Андрей Михайлович задал вектор развития важнейшим направлениям музыкальной культуры, связанным с современной и доклассической музыкой. Творческая эволюция Волконского шла от установки на «радикальный аналитизм» к концепции «радикальной анархии». Название последнего сочинения композитора – “Carrefour” («Перекресток») – может быть осмыслено как концептуальная модель, описывающая структуру его жизненного и творческого пространства, и как аллегория, помогающая принять неожиданные повороты его авторского пути – незавершенного, полного сомнений и рефлексии.

«Время от времени в истории появляются такие фигуры, деятельность которых становится просветляющими моментами жизни и людских дел, маяками, указывающими необходимый путь развития, маяками, без которых был бы совершен, может быть, совсем другой ход истории. И такие светящиеся маяки – это драгоценности, без которых невозможно было бы человеку осознать глубинный смысл феномена “жизнь” и ценность активности в ней». (София Губайдулина в книге «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования»)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях