Алексей Жемчужников – 200 лет со дня рождения

Алексей Жемчужников – 200 лет со дня рождения

«…Вид символа мира им сладок и мил, / По мне – это чуть ли не розга; / Где крепость им чудится нравственных сил, / Там мне – размягчение мозга…»

23 февраля 1821 в городе Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии родился Алексей Михайлович Жемчужников (1821-1908), будущий мистификатор, гетеронимных дел мастер, один из создателей (с братьями Александром и Владимиром и двоюродным братом Алексеем К. Толстым) запомнившейся многим фигуры Козьмы Пруткова, что, впрочем, никак не противоречит личному вкладу Алексея Жемчужникова в русскую поэзию и русскую культуру: мыслью и остротой слова он был, бесспорно, одарен (см. вступление к этому тексту).

Но – не откажем все же себе в удовольствии процитировать, сперва, мудреца Пруткова:

«Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы». Или, скажем, такое:

«У всякого портного свой взгляд на искусство!» Ну и, наконец: «В спертом воздухе при всем старании не отдышишься». А это уже из самого Жемчужникова:

О, скоро ль минет это время,
Весь этот нравственный хаос,
Где прочность убеждений – бремя,
Где подвиг доблести – донос;
Где после свалки безобразной,
Которой кончилась борьба,
Не отличишь в толпе бессвязной
Ни чистой личности от грязной,
Ни вольнодумца от раба;
Где быта старого оковы
Уже поржавели на нас,
А светоч, путь искавший новый,
Чуть озарив его, погас;
Где то, что прежде создавала
Живая мысль, идет пока
Как бы снаряд, идущий вяло
И силой прежнего толчка;
Где стыд и совесть убаюкать
Мы все желаем чем-нибудь
И только б нам ладонью стукать
В «патриотическую» грудь!..

1870

КОМЕДИЯ РЕТРОГРАДНЫХ ПУБЛИЦИСТОВ И ТОЛПА

На сцене – бред и чепуха;
Но пусть комедия плоха
И пусть все эти скоморохи,
Ее ломающие, плохи:

Не в пьесе и не в них беда.
Я глупых пьес видал немало,
Но «публика» не раздражала
Меня так больно никогда.
Какой безвкусия избыток!
Какой в смышлености изъян!
Она не видит белых ниток
И грубый чествует обман…
Но в чем же суть? Дела какие
Внушить нам авторы хотят?
Предмет комедии: Россия.
Ее заглавие: «Назад!»
И вот – дитя их измышлений,
Какой-то злобствующий бес,
А по афише добрый гений –
Нас вводит в область превращений
И фантастических чудес.
На безобразной пьяной тризне,
При реве диких голосов,
Там погребают полных жизни
И воскрешают мертвецов.
Герой из времени былого,
Теперь одетый в куцый фрак,
Пришел грозить народу снова
Опричник, земства лютый враг.
И что ни речь, что ни картина –
Жизнь опрокинута вверх дном;
Шут носит званье гражданина,
А гражданин слывет шутом.
Нелепость творческой задачи
Доходит в пьесе до того,
Что люди в ней затылком зрячи,
Вперед не видя ничего.
Таких чудес на сцене много;
И тайну авторских затей
В нравоученьях монолога
Разоблачает лицедей:
«Назад! Долой с пути успеха,
С пути гражданственных начал!
В них – благоденствию помеха,
В них гибнет русский идеал».
За край родной стоит от грудью;
Он – патриот, и потому
Враждой пылает к правосудью,
К свободе, к слову и к уму…
«И смерть судам! И гибель школам!» –
Кричит он, злобою дыша;
И, словно неким ореолом,
Нахальным светит произволом
Невежды рабская душа.
Всем проявленьям высшим духа,
Всему, чем жизнь для нас свята,
Со сцены шлется оплеуха
Иль комом грязным клевета.
А между тем толпа немая
За речью тщательно следит,
Удары дерзкие обид
Беспрекословно принимая.
Он ей внушил холопский страх;
Вели ей верить он, что прочно
Земля стоит на трех китах, –
И, в вольнодумстве безупречна,
Она ответила б: «Так точно!»

Вот держит речь другой актер.
Другие формы и приемы.
Ему салонный разговор
И нравы светские знакомы.
«Несправедливо за корысть
Нас подвергают укоризне, –
Мы просто из любви к отчизне
Рекли: “Да будет мрак!” И бысть!
О, воскресим то время оно,
Блаженной памяти тот век,
Когда ни права, ни закона
Не ведал русский человек!
И будет Русь нам благодарна
За свой покой внутри и вне.
Позвольте несколько вульгарно,
Но ясно выразиться мне:
У нас народ своеобычен;
Сам зная чем себе помочь,
Он не бежит от зуботычин,
Да и от порки он не прочь…»
Тут раздались рукоплесканья.
Толпе внушила эта речь
Неодолимое желанье
Или побить, или посечь…

Толпа, толпа!.. С негодованьем
Я говорю: как ты тупа!
Не нищей, черни, чуждой знаньям,
О нет! людей с образованьем
Пустая, темная толпа!
За козни злобные обмана,
За убыль смелой правоты,
За мрак ума в ответе – ты,
А не фигляры балагана.
Не будь тебя, для мест пустых,
Поверь, что даже лбы из меди
Не создавали бы таких
Непозволительных комедий.

1894
Москва

P.S. Хотите поспорить?