Зальцбургский фестиваль представил в Москве программу к столетнему юбилею

Зальцбургский фестиваль представил в Москве программу к столетнему юбилею
Фото Владимир Федоренко / РИА Новости
Презентация программы Зальцбургского фестиваля 2020 года прошла в театре на Малой Бронной. Президент фестиваля Хельга Рабль-Штадлер и ее интендант Маркус Хинтерхойзер рассказали о том, какие события фестиваль представит в свой юбилейный год. Он продлится с 18 июля по 30 августа и покажет всего 225 музыкальных и драматических событий.

В следующем году одному из крупнейших в мире оперных фестивалей исполняется сто лет. Как известно, он был основан в 1920 году композитором Рихардом Штраусом, режиссером Максом Райнхардтом и поэтом Хуго фон Гофмансталем как реакция на ужасы Первой мировой войны.

“К сожалению, тема мира до сих пор остается для человечества актуальной, – отметила Хельга Рабль-Штадлер. – А искусство – это именно тот мост, который позволяет сплотить самые разные народы, примирить их друг с другом”.

“Одна из основных тем юбилейного года – глубоко политическая, – рассказал Маркус Хинтерхойзер. – Мы представим историю о личном и коллективном в обществе, об индивидуальных стремлениях человека и о потребностях масс”.

Этот мотив проходит красной нитью через все премьеры фестиваля. В первую очередь это моцартовский “Дон Жуан”, история о человеческом цинизме и отсутствии любви, написанная накануне Великой французской революции: она будет представлена в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса и его оркестра и хора musicAeterna.

Другой премьерой станет “Электра” Рихарда Штрауса – душераздирающая история женщины, переживающей жестокое убийство отца – в прочтении режиссера Кшиштофа Варликовски и дирижера Франца Вельзера-Мёста: в главной роли – литовское сопрано Асмик Григорян, блиставшая в Зальцбурге в “Саломее”. Русская тема на фестивале представлена “Борисом Годуновым” Мусоргского в оркестровке Шостаковича: масштабное полотно российской истории будет воплощено на сцене режиссером Кристофом Лоем и дирижером Мариссом Янсонсом, а титульную партию споет Ильдар Абдразаков. В афише также заявлена необычная партитура второй половины XX века – сценическое произведение итальянского композитора Луиджи Ноно “Нетерпимость 1960” (“Intolleranza 1960”), призванное напомнить о сложной эпохе “бунтующих 60-х”: режиссером-постановщиком выступит Ян Лауэрс, а дирижером – Инго Метцмахер.

В программу включены также пуччиниевская “Тоска” в постановке Михаэля Штурмингера с Анной Нетребко в главной партии и сценическое воплощение моцартовской версии оратории Генделя “Мессия” (режиссер-постановщик – Роберт Уилсон, дирижер – Марк Минковски). Ноту светлого оптимизма в юбилейную афишу фестиваля внесет еще одна моцартовская опера – “Волшебная флейта” – в версии Лидии Стейер под управлением Джоаны Мальвиц, а также гостевой спектакль из афиши Троицкого фестиваля – “Дон Паскуале” Доницетти с Чечилией Бартоли и Хавьером Камарена (постановка Моше Лейзера и Патриса Корье, дирижер – Джанлука Капуано).

Частью афиши остается концертно-оперный формат, в котором прозвучат “Сицилийская вечерня” Верди и моноопера Мортона Фельдмана “Neither”. А помимо оперного жанра, в программе представлен обширный симфонический и камерный репертуар, в котором, к примеру, полный цикл фортепианных сонат Бетховена к 250-летию композитора в исполнении пианиста Игоря Левита. С симфоническими программами выступят такие дирижеры, как Риккардо Мути, Кристиан Тилеманн, Густаво Дудамель и многие другие.