В Нижегородском оперном театре — новое руководство

В Нижегородском оперном театре — новое руководство
Фото https://www.culture.ru
С 1 июля директором-художественным руководителем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина назначен Александр Топлов.
Его заместители:
по художественному руководству оперной труппой — Дмитрий Белянушкин;
по художественному руководству балетной труппой — Морихиро Ивата.

Предыдущий директор театра Анна Ермакова занимала этот пост с 1986 года по январь 2018-го. Последние полтора года исполняющим обязанности директора был ее заместитель Владимир Быков.

Новых руководителей представила коллективу театра министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная.

42-летний Александр Топлов — дирижер, хормейстер, пианист. Окончил с отличием училище им. Гнесиных (1996), Московскую консерваторию (2001, класс проф. Б. Тевлина) и аспирантуру (2004) по специальностям «хоровое дирижирование» (класс Б. Тевлина) и «музыкальное искусство». За плечами Топлова — более 20 лет творческой деятельности и организационной работы:

2001–2002 гг. — зав. музыкальной частью театра «Современник».

2001–2014 гг. — хормейстер и дирижер МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко. При его участии были поставлены спектакли «Фауст», «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Золотой петушок», «Майская ночь», «Травиата», «Кармен», «Москва-Черемушки», «Евгений Онегин».

с 2013 г. — главный хормейстер Госхора им. А.В. Свешникова.

С 2003 г. преподает дирижирование и чтение хоровых партитур в Московской консерватории.

Выступает как пианист и дирижер. Занимается научной работой, исследует проблемы психологического контакта между дирижером и хором.

В 2005 г. на базе Государственного специализированного института искусств поставил оперу С. Фоминой «Дикие лебеди» (музыкальный руководитель и дирижер).

В 2014–2015 гг. — главный хормейстер концертных проектов: «Великие шедевры музыки» (ММДМ); «Герой нашего времени» (историческая сцена ГАБТ); «К Победе» (Большой зал Санкт-Петербургской филармонии). В ноябре 2015 г. подготовил с Госхором антологию хоровой музыки А. Журбина и продирижировал ее в Малом зале ММДМ.

С 1982 по 2000 г. занимался спортивными бальными танцами, имеет звание кандидата в мастера спорта.

Дмитрий Белянушкин родился в 1988 г. в Саранске. В 2012 г. окончил ГИТИС (факультет музыкального театра, мастерская А. Тителя и И. Ясуловича) и поступил в аспирантуру. Сейчас работает преподавателем в ГИТИСе в мастерской А. Тителя и И. Ясуловича.

Обладатель Гран-при Первого Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-опера» (2013 г.).

В 2011 г.  поставил оперу Монтеверди «Коронация Поппеи» в учебном театре ГИТИСа.

С 2011 г. сотрудничает с МАМТом им. Станиславского и Немировича-Данченко. В рамках проекта «Опергруппа» поставил на сцене МАМТа оперный диптих «Песни у колодца» Е. Лангер (мировая премьера), «Слепые» Л. Ауэрбах (российская премьера).

В 2012 г. поставил оперу Ф. Пуленка «Человеческий голос» в Воронежском театре оперы и балета.  В 2013 г. — «Пиковую даму» Чайковского в Государственном музыкальном театре им. Яушева (Саранск).

В 2013–2014 гг. осуществил три проекта в Екатеринбургском театре оперы и балета: два Рождественских концерта и концерт-действо к 25-летию газеты «Музыкальное обозрение»).

С 2013 г. сотрудничает с Большим театром России. Поставил спектакли «Свадьба Фигаро» Моцарта (semi-stage), «История Кая и Герды» С. Баневича, «Байки о лисе, утенке и Балде» (на музыку Прокофьева, Стравинского и А. Праведникова), «Каменный гость» Даргомыжского, праздничный концерт «В ритме сердца», концерт артистов Большого театра к 870-летию Москвы (2017), совместно с артистами ГАБТа — специальный проект к фестивалю «Путешествие в Рождество» (2018).

В 2016 г. поставил оперу Леонкавалло «Паяцы» в театре «Геликон-опера» и «Кармен» Бизе в Башкирском театре оперы и балета.

В 2018 г. осуществил постановку «Севильского цирюльника» Россини в НОВАТе.

Морихиро Ивата родился в 1970 году в японском городе Иокогама. В конце 1980-х – начале 1990-х г. учился в хореографических училищах Ленинграда и Москвы. Окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа. Работал в труппах Большого театра России, театра «Русский балет» под руководством В. Гордеева. С 2012 г. художественный руководитель балетной труппы Бурятского театра оперы и балета им. Цыдынжапова. Обладатель Гран-при конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь, 1992), I премии и золотой медали Международного конкурса артистов балета в Москве (1995). Награжден Орденом Дружбы РФ. Обладатель приза журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца». Лауреат художественной премии Министерства культуры Японии и премии Кабинета министров Японии «Японцы, прославляющие Японию в мире».

«Для меня большая честь возглавить этот театр, театр с большой историей, значимый не только для города, но и для всей страны, — сказал на первой встрече с труппой А. Топлов. Он отметил, что уже успел ощутить «нацеленность нижегородского региона на культурное развитие. Но время не стоит на месте, и, опираясь на существующие здесь культурные традиции, необходимо двигаться вперед. Для меня в театре важно все — это моя основная концепция театра. Что касается репертуарной политики, то на рельсах классического театра мы будем стремиться вводить и современные постановки… Моя команда — это не только коллеги, которых вам сегодня представили и которых я давно знаю, но и все вы с сегодняшнего дня».

Морихиро Ивата отметил высокий профессионализм нижегородской балетной труппы и огромное желание работать у местных артистов. Среди главных своих задач он назвал воспитание молодого поколения нижегородских артистов балета, улучшение костюмерной и оформительской базы театра и условий труда творческих работников.

Как сказал Дмитрий Белянушкин, его главная задача — «сделать Нижегородский театр узнаваемым, со своим почерком, и привлечь в театр молодое поколение зрителей».

МО