Премьера оперы Верди «Бал-маскарад» в Большом театре

Премьера оперы Верди «Бал-маскарад» в Большом театре
Фото ГАБТ
20 апреля в Государственном академическом Большом театре России на Исторической сцене состоится премьера оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад».

Дирижер-постановщик — Джакомо Сагрипанти . Режиссер-постановщик и сценограф — Давиде Ливерморе. Режиссер — Алессандра Премоли. Художник по костюмам — Мариана Фракассо. Художник по свету — Антонио Кастро. Главный хормейстер — Валерий Борисов. Видеодизайн — D-wok. Разработка графического дизайна и сценографии осуществлена при поддержке компании GIÒ FORMA .

Премьерные показы спектакля также состоятся 21, 22, 24 и 26 апреля.

В случае убийства набирайте «Б-М» («Бал-маскарад»)

Три варианта либретто знает «Бал» к настоящему времени и, соответственно, три места действия – Бостон, Неаполь и Стокгольм. Спектакль в Большом выпускает постановочная группа, сплошь состоящая из соотечественников Верди (он их «коронный» автор), однако события этой кровавой истории они сосредоточили в Америке, как это и было на премьере оперы в присутствии самого композитора. И стало для них это место действия отправной точкой в «принятии» сценического решения. Давиде Ливерморе, режиссер-постановщик и сценограф, – знаток творчества не только Верди, но и Хичкока, великого мастера американского кино в жанре психологического триллера. Стилистику и саспенс его фильмов – вот что неминуемо должны ощутить зрители нашего «итальянского» спектакля с американским местом действия.

Давиде Ливерморе. Фото предоставлено пресс-службой ГАБТ

Давиде Ливерморе: Мы нуждаемся в страстях!

– Меня даже забавляет, что мы решили поставить именно «американскую» версию. Говорить сегодня о том, что власть не есть синоним вседозволенности, что она может знать, что такое этика, и быть способной на прекрасные поступки! Это так анахронично. Как будто речь идет об эпохе ранней римской республики. Но именно потому эта история и представляется мне столь актуальной. Именно потому, что мы живем в мире, в котором все кажется доступным, который дает иллюзию неограниченной свободы, но отбирает уменье и желание любить. А Верди, он – всегда за любовь, даже если она разрушительна, как цунами.

Наш «Бал» состоится в 50-е годы прошлого века и будет выдержан в духе кинематографа той поры. Альфреда Хичкока я выбрал потому, что эстетика его в высшей степени элегантна, а этика достаточно «опасна». Многие его фильмы фактически являются триллерами. И мы тоже рассказываем историю убийства — убийства главного героя его другом из-за женщины. Опасность нашей ситуации состоит в том, что эта женщина, которую любит наш герой и которая сама желает нашего героя, является женой его близкого друга. Фактически это «заход» на темную сторону человеческой души… Но! Никакой крови и насилия! Мы хотим направить внимание зрителя прежде всего в сторону психологической драмы. Именно поэтому эстетика Хичкока способна «визуализировать» партитуру «Бала».

Хичкок четко выстраивает конфликт между человеческой природой, внутренним «я» и правилами поведения согласно заранее предписанным обществом ролям. Мы следуем его принципам, что подчеркнуто уже самой сценографией. На сцене — типичный «дворец власти», яркий и репрезентативный. Он воплощает излюбленный в Америке архитектурный стиль, вдохновленный итальянской классикой, прежде всего Андреа Палладио. Люди, как муха о стекло, бьются, заточенные в пределы этой «структуры», которая в свою очередь почти осязаемо сжимает их самих, подобно чувству долга. В то же время этот стиль соответствует и романтической стороне нашей оперы, поскольку представление о романтическом всегда является частью этикета, которому эти люди привыкли следовать.

Колористика декораций и костюмов (художник по костюмам – Мариана Фракассо – ред.), ограничена тремя цветами – черным и белым (образ черно-белого кино), а также золотым — как атрибутом власти.

И очень важный наш помощник – видеопроекция. Мы воссоздадим игру, которой так увлекался г-н Хичкок: будем предвосхищать и нагнетать опасность, используя световые эффекты, максимальное увеличение, особые ракурсы. Он это делал просто фантастически! Одним из главных образов спектакля станет череп ворона (тот самый, что был воспроизведен на афише «Бала») – «Memento mori!», он призван постоянно напоминать о смерти. Это будет наваждение. Как и полет птиц, который прямо отсылает нашего зрителя к одноименному фильму («Птицы» – ред.). Все эти эффекты, точнее эффектные чудеса стали возможны благодаря участию в нашей работе удивительных мастеров своего дела — компаний Gio Forma и D-wok.

Мне очень важно показать эмоциональное состояние человека, почувствовавшего на своем лице дыхание смерти, тем более что это главный герой оперы, Ричард. Поэтому во время увертюры у нас пойдет пантомима: Ричарду снится ночной кошмар, видение собственного конца. И на последних ее тактах (sic!) прозвучит выстрел. В этот момент наш герой осознает, что кошмар может произойти на самом деле. И все три действия спектакля он живет с этим ощущением, ожидая этого и страшась.

Вообще «Бал-маскарад» — сверхромантическая опера, я считаю ее романтическим центром всей оперной вселенной Верди. Поразительно: происходят вещи сверхъестественные, совершенно невероятные – и в то же время эта история может случиться в реальной жизни и с любым из нас. Все мы в какой-то степени вовлечены в «Бал-маскарад»…

Джакомо Сагрипанти

На «Бал-маскарад» в Большой съехалась интернациональная команда исполнителей. Маэстро Джакомо Сагрипанти дебютировал в нашем театре оперой «Дон Карлос» Дж. Верди и поныне ведет этот спектакль. В партии Амелии выступит солистка Мариинского театра, украинская певица Оксана Дыка. Она часто поет Амелию в Италии – в миланском Ла Скала, театре Массимо в Палермо, Королевском театре Турина. Ульрику поет великолепная Надя Крастева (Болгария), блеснувшая в этой партии в Венской государственной опере, где она выступала с Дмитрием Хворостовским и Петром Бечалой (2016 г.). Зрителям Большого она запомнилась в заглавной партии в опере «Кармен» (постановка Д. Паунтни, 2008 г.). В партии Ричарда выступит итальянец Джорджо Берруджи, «специализирующийся» на операх Верди и Пуччини. Ричарда он пел, будучи солистом дрезденской Оперы Земпера. Владимир Стоянов, прославленный болгарский баритон с впечатляющей международной карьерой, занят в партии Ренато – одной из ведущих в его репертуаре. В настоящее время он исполняет ее в спектакле венецианского театра Ла Фениче.

В этой же постановке поет Ульрику молодая итальянская певица Сильвия Бельтрами, теперь дебютирующая в Большом. Партию Оскара исполнят Нина Минасян, выпускница нашей Молодежной оперной программы, а ныне приглашенная солистка Большого (в этой партии она недавно дебютировала на сцене Парижской национальной оперы) и Дамиана Мицци (Италия). Заговорщика Самюэля поет болгарский бас Деян Вачков, признанный исполнитель партий в операх Верди. Наряду с приглашенными артистами выступят ведущие солисты Большого. Анна Нечаева дебютирует в партии Амелии, в партии губернатора Бостона Ричарда занят Олег Долгов.

Источник публикации ГАБТ