Юбилей Марины Рыцаревой

Юбилей Марины Рыцаревой
Марина Рыцарева. Фото из личного архива

16 апреля 2021 — юбилей Марины Григорьевны Рыцаревой — музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Бар-Иланского университета и Тель-Авивского университета (Израиль).

Марина Рыцарева — выдающийся ученый, один из крупнейших в мире специалистов в области русской музыки. В 1969 окончила Ленинградскую консерваторию. Музыкальному искусству русского барокко и раннего классицизма посвящены кандидатская (1973) и докторская (1989) диссертации, книги о Дмитрии Бортнянском (1979, 2-е изд. 2015) и Максиме Березовском (1983, 2-е изд. 2013), «Духовный концерт в России второй половины XVIII века» (2006), вышедшее в Англии обобщающее исследование Eighteenth-Century Russian Music (Ashgate, 2006), в котором предложена новая концепция этого периода.

Марина Рыцарева — автор популярной музыкальной энциклопедии для юношества «Музыка и Я», выдержавшей 5 изданий (1994, 1998, 2000, 2006, 2014), книги о Сергее Слонимском (1991), многочисленных статей, в том числе написанных специально для газеты «Музыкальное обозрение».

С 1990 по 2020 Марина Рыцарева жила в Израиле, работала в Бар-Иланском и Тель-Авивском университетах. В 2020 переехала в США. Сфера ее научных интересов в последние десятилетия — социо-антропологический анализ музыкального творчества, еврейская музыка, проблемы национальной культуры и музыкальной самоидентификации, музыкальная культура иммигрантских общин, музыкальная семиотика.

В 2014 в британском издательстве Ashgate издана книга Марины Рыцаревой о Шестой симфонии Чайковского: Tchaikovsky’s Pathétique and Russian Culture — практически единственное культурологическое исследование, вышедшее к 175-летию со дня рождения композитора. На русском языке это издание опубликовано в 2017 в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург» под названием «Тайна Патетической Чайковского (О скрытой программе Шестой симфонии)».

В 2016 в Израиле вышла книга «Иосиф Барданашвили: Жизнь в трех измерениях (3D). Беседы с композитором».

Андрей УСТИНОВ

Дорогая Марина!

Ты подружилась с газетой, а мы с тобой, фактически задолго до того, как «Музыкальное обозрение» появилось на свет!

С Петей Меркурьевым вы познакомились и подружились на всю жизнь еще подростками, а он познакомил меня с тобой. А спустя годы ты вместе с нами вынашивала идею и концепцию газеты, и в первый ее год – и в последний свой год жизни в СССР – успела почитать ее первые номера.

Сегодня вышло уже почти 500 номеров «МО», и нашу газету в последние годы невозможно представить без твоих превосходных статей, рецензий, интервью, эссе, размышлений на актуальные темы не только музыкальной науки, но и музыкальной практики, музыкальной — и не только музыкальной — жизни. Без твоих мыслей, идей, оценок и выводов — порой парадоксальных, но всегда точных, емких, глубоких.

Будь здорова, счастлива, удачлива еще долгие-долгие-долгие годы!

Будь с нами! Мы всегда тебе рады!

Твои

Андрей Устинов и «Музыкальное обозрение»!

Тарускин

Дорогой Марине,

которую я обнимал и целовал на трех континентах и которой я благодарен за многие добрые слова и ценные наставления,  мои самые сердечные поздравления с ее юбилеем.

Профессор Ричард Тарускин

vasiliev_pozdr

Глубокоуважаемая Марина Григорьевна!

Мы счастливы поздравить с днем рождения Вас — достойную воспитанницу наших выдающихся учителей, профессоров Ленинградской / Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Ваш профессионализм, увлеченность и преданность делу стали основой научных трудов высокого класса. Ваши исследования, посвященные отечественной музыке, более того, музыке, родившейся в нашем городе, — книги о Д.С. Бортнянском, М.С. Березовском, П.И. Чайковском, С.М. Слонимском — известны во всем мире. Ваши яркие выступления на международных форумах неизменно вызывают большой интерес у коллег, принадлежащих к самым разным исследовательским школам.

Дорогая Марина Григорьевна! В Вашу юбилейную дату мы все — ректорат консерватории и Ваши коллеги-музыковеды — желаем Вам неувядающего жизненного и творческого долголетия, увлеченности исследовательским поиском, новых свершений и открытий.

С уважением

Ректор
профессор, заслуженный артист РФ А.Н. Васильев

Проректор по научной работе
кандидат искусствоведения, доцент Т.И. Твердовская

canson_

Очень рад возможности публично поздравить с юбилеем выдающегося учёного современности – доктора искусствоведения, Заслуженного профессора Бар-Иланского университета, дорогую Марину Григорьевну Рыцареву, чья личность представляет собой редкую драгоценность, которая открывается одним волшебным ключом – нравственным чувством в отношении к людям, искусству и науке. Оно проявилось в принципиальной честности её работ, без навязывания материалу недостоверных интерпретаций, а, исходя из того, что показывает он сам. Необычайно деликатно она исследует идею атрибуции «Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения» (1878), отдавая должное и композитору Дмитрию Бортнянскому, и неким коллегам из его окружения, как, например, музыканту И.П. Турчанинову. В рецензии же на книгу А.И. Климовицкого «Петр Ильич Чайковский: Культурные предчувствия. Культурная память. Культурные взаимодействия», Марина Григорьевна, возводя автора на должный пьедестал, проявляет уважение и к коллекции «великолепных трудов о Чайковском», созданных другими исследователями. При этом, говоря о книге Климовицкого как о ценнейшем вкладе в «Чайковиану» по новизне подхода и особой ценности полученных Аркадием Иосифовичем результатов, Марина Григорьевна и сама здесь является автором многих открытий. И мне это особенно приятно как уроженцу Клина, неоднократно посещавшему дом Петра Ильича, где он прожил последние полтора года своей жизни.

Большое место в творчестве Марины Григорьевны занимает фольклорная тема разных стран, к изучению которой автор подходит с позиций своей собственной вернакулярной теории, дифференцированной на фило-вернакулярный (древний ритуальный тип) и онто-вернакулярный (городской, взаимодействующий с популярной музыкой). Кроме того, отдельное внимание в творчестве Рыцаревой уделено вопросам развития музыкальной культуры Израиля, в частности, успехам представителей вокально-эстрадного искусства страны на Евровидении.

В рамках небольшого поздравления невозможно, однако, раскрыть все достижения моего большого друга и мыслителя-диалектика, ведь сказанное не говорит ещё о главном его качестве – личном обаянии, проявившемся в наших встречах и беседах о музыке в Тель-Авиве.

Григорий Консон,
Доктор искусствоведения, доктор культурологии, профессор

tairova

Многоуважаемая Марина Григорьевна!

Дорогая, любимая Мариночка, как мы привыкли к Вам обращаться!

Ваши друзья из издательства «Композитор • Санкт-Петербург» от всей души поздравляют Вас с замечательным юбилеем!

В России и во всем мире Вас знают как крупного ученого с разносторонними научными интересами, прекрасного педагога, активного музыкально -общественного деятеля, переводчика. редактора. Вы один из авторитетнейших специалистов по русской музыкальной культуре, автор замечательных обобщающих трудов по русской музыке от Максима Березовского до Сергея Слонимского, музыкальной энциклопедии «Музыка и Я», многочисленных публикаций на самые различные темы (в том числе музыкально-культурологического плана), успешно выступаете в жанре музыкальной критики.

А для нас Вы еще и любимый автор, верный друг, эксперт и консультант. Мы гордимся тем, что Вы оказали нам честь быть издателями Ваших книг «Духовный концерт второй половины ХVIII века», «Максим Березовский», «Дмитрий Бортнянский», «Тайна Патетической Чайковского», признанная газетой «Музыкальное обозрение» книгой года.

Дорогая Мариночка, Вы являете собой, увы, не столь часто встречающийся сегодня образец ученого, сумевшего при любых обстоятельствах сохранять честь и достоинство.

Спасибо Вам!!

Мы желаем Вам новых творческих достижений, долгих лет, талантливых учеников, здоровья Вам и дорогим Вам людям!

Мы всегда с Вами!

Светлана Таирова,
Генеральный директор
издательства «Композитор • Санкт-Петербург»

ainbinder_

Поздравляю с юбилеем Марину Григорьевну Рыцареву! Ее вклад в музыкознание как ученого-русиста действительно велик и необычайно широк: от исследований, посвященных русской музыке XVIII века, которым она посвятила более 40 лет, до творчества нашего современника Сергея Слонимского. Большой неожиданностью и открытием стала ее книга, посвященная Шестой симфонии Чайковского!

Желаю крепкого здоровья, радости, новых идей и открытий!

Ада Айнбиндер
Кандидат искусствоведения
Заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского

kluchnik

Мне посчастливилось быть ученицей Марины Григорьевны в пост-докторнатуре Бар-Иланского университета. Она курировала мое исследование о проблеме национального в русской музыке. Меня поразило, с какой вовлеченностью и азартом она участвовала в расширении границ моей научной работы, предложив дополнительные ракурсы и указав на современные англоязычные культур-ориентированные исследования, обогащающие ее. Доброжелательность и интерес к точке зрения Другого – ее особые качества, связанные с научной этикой.

Марина Григорьевна – человек невероятной эрудиции, интеллектуал, владеющая искусством слова, причем на русском, английском языках и иврите. О чем бы она ни говорила в своих книгах и статьях – будь то рассуждения о феномене музыки, исследование о русском духовном концерте, биография Дмитрия Бортнянского, изучение творчества Иосифа Барданашвили или семантика Шестой симфонии Петра Чайковского – все это превращается в увлекательное повествование, с закрученной сюжетной линией и неожиданными разворотами на 180%. Академическая традиция и музыковедческая школа в ее исследованиях идут рука об руку с инновацией, жаждой новых знаний, междисциплинарными выходами за музыковедческие границы и легкостью литературного стиля. Она одна из первых стала активно изучать маргинальные феномены, например, русскую музыку XVIII века, открывая и вводя в научный обиход неизвестные документальные свидетельства и изменяя несколько пренебрежительное представление об этом периоде в отечественной культуре.

Последнее время мы разговаривали о перспективах развития музыковедения как науки, ее актуальности для современного общества. Несмотря на довольно скептические настроения на этот счет, Марина Григорьевна принялась за большое теоретическое исследование – о феномене  «vernacular» как о музыкальной «всеядной» среде, включающей в себя набор востребованных «живых» музыкальных диалектов, источников, в том числе фольклора, которые воспринимаются местной группой людей как «свои» («родные», «местные»). Этот социокультурный, историко-контекстный подход к пониманию процессов в живом музыкальном пространстве имеет большие перспективы и способен объяснить многие феномены, не помещающиеся в традиционные оппозиции – фольклор и академическая «высокая» культура, литургическая и светская традиции, «правильное» и «неправильное» искусства и т.д.

Желаю Марине Григорьевне завершить работу над этим научным проектом!

Многая лета! Крепкого здоровья и широких междисциплинарных связей с русским музыкальным пространством!

Екатерина Ключникова (Лобанкова),
кандидат искусствоведения