15 июня — 175 лет со дня рождения Эдварда Грига

15 июня — 175 лет со дня рождения Эдварда Грига
175 лет назад, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ — композитор, пианист, дирижер, основоположник норвежской классической музыки.

Григ родился в городе Бергене. Окончив Лейпцигскую консерваторию, вернулся в родной город. Затем на пять лет уехал в Копенгаген — центр художественной жизни Скандинавии. В 1868 году Григ с женой, певицей Ниной Хагеруп, вернулся Норвегию и поселился в Христиании (ныне Осло). Он был близко знаком и дружен с классиками норвежской литературы Генриком Ибсеном и Бьернстьерне Бьернсоном. Творчество этих трех художников определило выдающийся расцвет норвежской культуры во второй половине XIX века.

С конца 1870-х годов Григ вновь жил в Бергене, а с 1885 до смерти 4 сентября 1907 года — на вилле Тролльхауген неподалеку от родного города.

В числе сочинений Грига — музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт», фортепианная, виолончельная и три скрипичные сонаты, струнный квартет, многочисленные фортепианные пьесы (в основном объединенные в циклы «Лирических пьес»), песни и романсы, «Симфонические танцы» для оркестра.

Эдварду Григу посвящена новелла Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Одно из самых популярных сочинений Грига — Концерт для фортепиано с оркестром ля минор ор. 16, написанный им в 25 лет, в 1868 году. К этому времени Григ был уже известным в Норвегии и за ее пределами композитором: автором фортепианной и двух скрипичных сонат, первой тетради “Лирических пьес” для фортепиано, других фортепианных миниатюр, оркестровых пьес, популярных песен и романсов на стихи Гейне, Андерсена, Ибсена.

10 апреля 1868 года родилась единственная дочь композитора — Александра. Вдохновленный этим радостным событием, переполненный новыми яркими чувствами и впечатлениями, композитор воплощает их в венок прекрасных мелодий.

Рождение шедевра

Григ сочинял Концерт всю вторую половину 1868. Сначала в Дании, в крошечном поэтичном местечке Сёллерёд на острове Зеландия, где были все условия для творчества, он основательно проработал фортепианную партию и набросал эскизы инструментовки. Затем — осенью и зимой, вернувшись с семьей в столицу Норвегии Кристианию — инструментовал Концерт и закончил партитуру.

«Стояла невыносимая жара, но все же я с радостью вспоминаю это время (речь идет о летних днях в Сёллерёде)… Я <…> ощущал, что именно сейчас надо взяться за дело; в этих условиях и был мной написан Концерт для фортепиано с оркестром, который, по-моему, содержит хорошие места…», — писал Григ датскому композитору Нильсу Равнкильде.

Помощь Григу в сочинении Концерта оказал его друг пианист Эдмунд Нойперт.

Помощь Листа

Вдохновило Грига и письмо, полученное накануне 1869 от Ференца Листа:

«Мне очень приятно сообщить Вам о том искреннем удовольствии, какое я испытал, читая вашу сонату ор. 8. Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретательном, превосходном по качеству композиторском даровании, которому остается только идти своим, природным путем, чтобы достигнуть высокого совершенства. Льщу себя надеждой, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и поощрением, которых вы заслуживаете. Впрочем, и за ее пределами вы в них не будете нуждаться.

Благоволите, сударь, принять уверение в моем искреннем уважении и почитании».

Благодаря содействию Листа, Григ наконец получил государственную стипендию, которой добивался несколько лет.

Рояль Рубинштейна

Премьера Концерта состоялась 3 апреля 1869 в Копенгагене. Сольную партию исполнил Нойперт, оркестром дирижировал Хольгер Симон Паулли. На премьере присутствовал Антон Рубинштейн, гастролировавший в то время в Дании. Он предоставил для исполнения рояль, который возил с собой.

Триумф

Сразу после первого исполнения Григ получил немало восторженных отзывов.

Датский писатель Беньямин Феддерсен, которому посвящена Первая скрипичная соната, писал автору: «…В то время как мои уши были целиком поглощены твоей музыкой, глаза я не отрывал от ложи со знаменитостями, я следил за каждой миной, каждым жестом и смею утверждать, что Гаде, Хартман, Рубинштейн и Виндинг были преисполнены радости и восхищения твоей работой. <…> Это необычное произведение <…> будет значительно способствовать признанию тебя в качестве одного из самых гениальных композиторов современности. <…> Рояль Рубинштейна <…> способствовал успеху своим несравненным насыщенным и красочным звуком».

Спустя три дня Григ получил письмо от Нойперта: «В минувшую субботу Ваш божественный концерт прозвучал в зале “Казино”. Триумф, выпавший на мою долю, был поистине велик. Уже после каденции первой части в публике разразилась настоящая буря. Три опасных критика — Гаде, Рубинштейн и Хартман — сидели в ложе и аплодировали изо всех сил.

От Рубинштейна я должен передать Вам привет и сказать, что он воистину был поражен, услышав такое гениальное произведение, он предвкушает радость от знакомства с Вами. Он высказался очень тепло и о моем исполнении… Гаде <…> высказался о произведении с большой теплотой. Старый Хартман был в восторге, Феддерсен, сидевший на балконе, проплакал весь концерт…».

Радость, счастье, любовь

Так Концерт Грига начал свое триумфальное шествие, войдя в репертуар, без преувеличения, всех великих пианистов мира. Секрет его славы и популярности, в общем-то, прост. На редкость щедрая эмоциональная палитра, в которой лирико-драматические образы первой части сменяется безмятежным северным пейзажем Adagio, одним из гениальных откровений композитора: по мнению критиков, здесь он «сумел заглянуть в вечность»; финал — россыпь народных норвежских интонаций и танцевальных ритмов — завершается кульминационным проведением темы, которую называют «темой Родины». Очаровательные мелодии, запоминающиеся мгновенно и надолго. Виртуозная сольная партия, доступная, впрочем, и начинающим пианистам. Но главное — общее настроение радости, счастья, любви, открытости миру («О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!» — эти строчки Александра Блока могли бы стать эпиграфом к Концерту), которым наполнена партитура 25-летнего Эдварда Грига.

(МО, 2014, № 7)