Как мир и Россия отмечают 200-летие Шарля Гуно

В Фуле жил да был король
Как мир и Россия отмечают 200-летие Шарля Гуно
Шарль Гуно. Фото Palazzetto Bru Zane / fonds Leduc

Празднование круглых дат, связанных с великими композиторами — благодатное и благодарное занятие. С одной стороны, они дают повод искренне почтить память людей, которым мы обязаны великолепной музыкой, с другой — позволяют без усилий сделать репертуарные планы осмысленными, а то и устроить резонансный проект, чья актуальность не померкнет и после памятной даты.

На земле весь род людской…

Так, в 1991 Валерий Гергиев исполнил в Мариинском театре все оперы Сергея Прокофьева в честь столетия композитора. В 2006 в честь 250-летия Моцарта Зальцбургский фестиваль поставил все 22 его оперы и выпустил их на видео (проект «M22») — а поскольку у самых великих памятных дат как минимум две, то 225-летие смерти Моцарта отметила фирма Decca, выпустив полное собрание аудиозаписей его сочинений, которое побило рекорды продаж в 2016.

В 2013 весь мир с помпой отмечал 200-летие ровесников — Верди и Вагнера, и тогда, кажется, ни один оперный театр не остался в стороне; Театро Реджо в Парме начал готовиться заранее и за несколько лет поставил и заснял все оперы Верди, а также Реквием — они вышли в бокс-сете из 30 DVD-дисков «Tutto Verdi»; видеозаписи таких редкостей, как «Альзира» или «День правления», без этого проекта было бы не найти.

…Чтит один кумир священный

Ну а 2018 — год двойного юбилея композитора Шарля Гуно (1818–1893): 200 лет со дня рождения, 125 лет со дня смерти. Можно не знать ничего о его опере «Фауст», но нельзя не узнать музыку куплетов Мефистофеля и строчку «Люди гибнут за металл…».

Афиша к первой постановке оперы Ш. Гуно "Фауст" в Милане, 1863

По отечественной сцене «Фауст» шествует с 1866, когда в Большом театре состоялась первая русская постановка — еще в первой авторской версии, написанной в 1859 для парижского Лирического театра, с разговорными диалогами и без балетной «Вальпургиевой ночи». А уж когда в 1869 Гуно переработал «Фауста» для Гранд-Опера, опера стала мировым хитом. В 1883 ею открылась нью-йоркская Метрополитен-опера, в 1899 в ней дебютировал в Большом театре Федор Шаляпин (сохранились записи того, как он поет номера из партии Мефистофеля). В самой Парижской опере «Фауст» стал рекордсменом по числу представлений и начал потихоньку брать паузы в репертуаре только в XX веке, но даже сегодня в родной стране он на третьем месте по числу исполнений (после «Кармен» Бизе и «Сказок Гофмана» Оффенбаха). Вокруг «Фауста» вертится сюжет романа Гастона Леру «Призрак оперы», ставший основой самого популярного мюзикла всех времен и народов (правда, оперу Гуно композитор Эндрю Ллойд-Уэббер заменил на собственную стилизацию под итальянскую оперу).

Всего Шарль Гуно написал 13 опер, но более-менее известна еще только одна — «Ромео и Джульетта» (1873), тоже написанная для Лирического театра. Как и «Фауст», она ставилась в России — русскоязычные записи обеих опер с Иваном Козловским и Елизаветой Шумской в главных партиях выпускались на пластинках еще в 1940-е годы.

В 1914 образ Мефистофеля был увековечен горельефом на фасаде дома № 24 на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге. Говорят, что архитектор Александр Лишневский вдохновлялся при его создании сценическим образом Федора Шаляпина (впрочем, портретного сходства с певцом скульптура не получила). «Дом с Мефистофелем» — объект культурного наследия, памятник модерна — сто лет был достопримечательностью города, но в 2009 году напротив него начали строить церковь, и в период очередной активизации строительства, 26 августа 2015 года, горельеф сбили с фасада здания без какого-либо разрешения и согласования. Виновным в вандализме был призван православный предприниматель Василий Щедрин. Он оплатил стоимость восстановительных работ, но бюрократические проволочки до сих пор не позволяют вернуть скульптуру в прежнее состояние. По плану капитальный ремонт дома будет только в 2021, и даже ради 150-летнего юбилея Лишневского в 2018 городские власти торопиться не хотят.

Пляшут в круге бесконечном

Всего два хита и десяток проходных вещей — оперным театрам отмечать юбилей Гуно в общем-то и нечем, особенно если «Фауст» в репертуаре есть и так. А идет он повсюду, от Вены до перуанской столицы Лимы (хотя если на какой спектакль и ехать, то на постановку Филиппа Штёльцля (2015) в Немецкой национальной опере — с трогательными инфантильными героями, населяющими парк развлечений).

Конечно, в юбилейный год появляются и новые постановки «Фауста». Из них ближайшая к России — в Финляндии, на фестивале в Савонлинне, премьера 7 июля 2018; ставит местный режиссер Вилппу Кильюнен, дирижирует француз Филипп Оген. В Женеве в феврале появилась постановка режиссера Жоржа Лаводана и дирижера Мишеля Плассона, а в Чикаго в марте — постановка Кевина Ньюбери и Эммануэля Вийома с костюмами и декорациями Виты Цыкун.

Королевский театр в Мадриде открывает сезон 2018/2019 постановкой Алекса Олле и Дэна Эттингера с громкими именами в составе: поют Петр Бечала, Эрвин Шротт, Марина Ребека.

Новые «Ромео и Джульетты» специально в честь юбилея ставятся в Барселоне (премьера 14 февраля, режиссер Стивен Лоулесс, дирижер Хосе Понс), Афинах (25 февраля, режиссер Никос Масторакис, дирижер Лукас Каритинос), Пекине (18 июля, режиссер Стефано Пода, дирижер Патрик Фурнье); без привязки к юбилею — в Ницце (21 марта, режиссер Ирина Брук, дирижер Ален Гингаль) и на британском фестивале Гранж-Парк (23 июня, режиссер Патрик Мейсон, дирижер Стивен Барлоу).

Шарль Гуно, карикатура Этьена Карья, опубликовано в Le Boulevard (1862)

Окружая пьедестал

Будут вынуты из небытия и более редкие названия. Почти в самый день рождения композитора Лейпцигская опера показывает поставленную еще год назад оперу «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII» (режиссер Энтони Пилавачи, дирижер Давид Рейланд); «Сен-Мар» был написан Гуно в 1877 для Комической оперы по мотивам исторического романа Альфреда де Виньи о покушении на кардинала Ришелье.

Сцена из оперы «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII» (режиссер Энтони Пилавачи, дирижер Давид Рейланд), Лейпцигская опера

Оперу «Полиевкт» о раннехристианском мученике Полиевкте Мелитинском, которую Гуно сочинял в 1870 в Лондоне, где спасался от франко-прусской войны, ставят в Лондоне же силами оперы Университетского колледжа (премьера 19 марта, режиссер Томас Гатри, дирижер Чарльз Пиблз).

Парижская Комическая опера ставит совершенно не комическую, полную мрачной мистики оперу «Кровавая монахиня» (премьера 2 июня, режиссер Давид Бобе, дирижер Лоранс Экильбе); ее Гуно написал в 1854 для Парижской оперы на либретто Эжена Скриба.

Зато комическую оперу «Филемон и Бавкида» ставит опера города Тура (премьера 16 февраля, режиссер Жюльен Остини, дирижер Бенжамен Пьоннье).

Таким образом, в юбилейный год охваченной окажется только половина оперного наследия Гуно, и то в основном на его родине. А самый длительный французский проект в честь двухсотлетия Гуно проводит парижский хор «Схола Святой Цецилии», специализирующийся на церковной музыке: в течение года они будут петь литургические произведения композитора в даты церковных праздников и исполнят по нему его же собственный Реквием. Самая же разнообразная программа — у фестиваля в крошечном приморском городке Аркашон, где когда-то Гуно останавливался, сочинял музыку и даже выступал как органист. Даты фестиваля — с 13 мая по 16 июня, и включает он в себя три концерта (симфоническая музыка, органная, духовная музыка), научный доклад, выставку и костюмированные экскурсии.

Афиша фестиваля «Шарль Гуно — мистик или сенсуалист?», Венеция, 7 апреля - 5 мая, 2018

Самый же, пожалуй, масштабный проект, посвященный двухсотлетию композитора, проводит Центр французской романтической музыки, базирующийся в венецианском дворце Бру Дзане. В январе 2018 он выпустил мемуары Шарля Гуно на французском языке, а 7 апреля по 5 мая проводил в Венеции фестиваль «Шарль Гуно — мистик или сенсуалист?», в программе которого было девять концертов, в основном камерных; вокальная музыка Гуно и его современников в исполнении французских певцов; Вокальная месса а капелла и хоровое сочинение «Семь слов Христа на кресте» в исполнении хора Фламандского радио под управлением Эрве Нике; фортепианные сочинения в исполнении итальянских и французских пианистов; струнные квартеты в исполнении парижского ансамбля «Камбини»; кантата «Мария Стюарт и Риччо» в исполнении оркестра Падуи и Венето под управлением Марчелло Панни.

Этот же Центр посвятил Гуно большую часть программы своего шестого ежегодного фестиваля, проходящего во Франции. Фестиваль открывается 1 июня в театре Буфф-дю-Нор концертом струнных квартетов преимущественно французских композиторов — Гуно, Форе, Сен-Санса, Шоссона. Затем под его эгидой пройдут премьерные показы «Кровавой монахини» в Опера-Комик; 3 июня в Буфф-дю-Нор оркестр Фламандского радио повторяет свою венецианскую программу; 4 июня греческий баритон Тассис Христояннис исполняет программу французских песен-мелоди́, написанных Гуно, Сен-Сансом, Лало и другими композиторами.

C 4 по 6 июня в Зале Бизе Комической оперы пройдет научный симпозиум, посвященный истории постановок произведений Гуно. В театре на Елисейских полях 14 июня — концертное исполнение первой, не исполняемой сегодня версии оперы «Фауст» (1859), при участии ансамбля «Les Talens Lyriques» под управлением Кристофа Руссе; в партии Маргариты — Вероник Жан.

В канун дня рождения именинника, 16 июня 2018, в Аудитории Дома радио в Париже пройдет гала-концерт Национального оркестра Франции с программой сцен из опер и ораторий Гуно, включая такие редко исполняемые произведения, как «Сафо», «Царица Савская» и «Мирей».

Ко мне, злой дух, ко мне!

Если даже в родной Франции юбилей Гуно не вызывает ажиотажа, то что говорить о России, где в репертуаре прижился только «Фауст». Зато ставится он регулярно: в московской Новой опере идет спектакль Екатерины Одеговой (2016), в Санкт-Петербурге есть целых две постановки — Изабеллы Байвотер в Мариинском театре (премьера в 2013) и Юрия Александрова в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» (премьера в 2017); в 2015 году «Фауста» ставила Екатерина Василёва в Челябинске, в 2013 — Георгий Исаакян в Ростове, в 2012 — Игорь Селин в Новосибирске. «Ромео и Джульетта» встречается в следовых количествах — в афише Новой держится постановка Арно Бернара (2014).

Сцена из спектакля "Фауст" Челябинского театра оперы и балета, постановка Екатерины Василёвой, 2015

А раз все эти постановки уже есть, то и выходит, что юбилей отмечать театрам нечем. Да, Новая опера посвятила одно из представлений своего «Фауста» 200-летию композитора. Да, новой постановкой «Фауста» откроет сезон 2018/19 Башкирский театр оперы и балета (премьера 13 сентября, режиссер Георгий Исаакян). И да, в программах филармонических площадок попадаются мероприятия, приуроченные к 200-летию Гуно, но все это — проекты небольшие: оперные арии под рояль в Малом зале Филармонии Санкт-Петербурга в исполнении певцов Мариинского театра тенора Дмитрия Воропаева и сопрано Марии Баянкиной (2 апреля 2018); арии и сцены из опер Гуно в Филармонии Ростова-на-Дону с участием сопрано Гаянэ Джаникян, меццо-сопрано Надежды Карапетьян и других ростовских артистов; исполнение Второй Симфонии и мессы в честь Св. Цецилии в петербургской Капелле силами ее оркестра и хора (5 октября 2018).

Сатана там правит бал

Впрочем, один несценический проект вполне мог бы стать гвоздем юбилейного года Гуно в России — концертное исполнение «Фауста» в Зале имени Чайковского 15 мая 2018. Московская Филармония включила его в абонемент, от названия которого — «Оперные шедевры» — сводит скулы, зато программа которого великолепна хотя бы на вид. Ее разработал один из лучших работавших в России интендантов — Михаил Фихтенгольц, который сейчас является директором оперы в Цюрихском оперном театре, и в ее рамках в Филармонии выступают такие дирижеры, как Стефано Монтанари и Кристофер Мулдс, а в случае с «Фаустом» собралась команда не выступающих в России оперных звезд.

Титульную партию исполнял Стивен Костелло — американский тенор, до этого в России выступавший пару раз: в благотворительном концерте Дмитрия Хворостовского в 2016 и в партии Альфреда в «Травиате» Большого театра в 2017. Образ его доктора Фауста был одной из главных удач концерта: изображать дряхлого старика Костелло, которому нет сорока, не стал; было понятно, что его герой обладает яростной и беспокойной безвозрастной душой, по досадной необходимости запертой в негодном теле; омоложение, предложенное Мефистофелем, не производило в Фаусте переворота, а лишь восстанавливало должное. Свою вторую молодость Фауст прожигал со всем пылом — и с мощным звуком скорее драматического, чем лирического тенора. Верхние ноты Костелло тоже брал мощью, а не техникой, и держал с упорством, достойным лучшего применения.

Форсировать голос на концерте приходилось почти всем — оркестр «Новая Россия» под управлением Михаэля Гюттлера звучал чересчур плотно. Энергичное дирижирование Гюттлера сделало из «Фауста» остросюжетный экшн — и хотя опере это шло, баланс сил был слишком явно смещен в сторону оркестра и хора, а солисты были вынуждены спасаться как могли. В концерте участвовал хор имени Свешникова — и делал это с огромной отдачей и явным удовольствием.

Конечно, не всем нужно с боем пробиваться через массу звука, собранную Гюттлером. Маргариту исполняла Анита Хартиг, сопрано из Румынии, знакомая московским слушателям по концертам в 2013 и 2015, — ее голос летел над оркестром без усилий почти все время, но пропала как раз самая эффектная часть партии, колоратуры в арии с драгоценностями. И хотя Маргарита была нежной как зефир и местами звучала волшебно, от ученицы Иляны Котрубаш хотелось куда большего.

Шарль Гуно, архивное фото XIX в. (фрагмент)

Не стоит вызывать его из ада

А вот кто сдался оркестру Гюттлера без боя, так это бас-баритон Лука Пизарони, певший Мефистофеля. Пизарони приехал в Россию впервые; незадолго до него в Москве выступал его тесть, баритон Томас Хэмпсон, который зятю покровительствует и учит его, но за ручку не водит. Их совместные проекты — от самой первой работы в Зальцбурге в «Доне Жуане» Мартина Кушея в 2006 (часть того самого юбилейного «М22») до регулярно проводящихся концертов под заголовком «Тенорам здесь не место» — сплошная череда удач, но и сам по себе Лука Пизарони интересный артист. К сожалению, Москве он этого не доказал. Его аккуратная техника, подходящая к моцартовскому и россиниевскому репертуару, оказалась не рассчитана на то, чтобы соревноваться с праздничным буйством оркестра. Он попытался добрать актерской игрой, но переусердствовал — вместо черта его Мефистофель был чертиком из коробочки.

Бронзовый бюст Шарля Гуно работы Антонина Мерсье (1913), Сент-Реми-де-Прованс, Франция. Фото Spencer Means

Удачи и неудачи компенсировали друг друга весь концерт. Удачным был Зибель в исполнении украинской меццо-сопрано Александры Кадуриной — юный эмоциональный, бросающийся из крайности в крайность, красоту голоса приберегающий для Маргариты, а с мужчинами принимающий резкий тон. А вот чопорный Валентин в исполнении баритона Константина Шушакова впечатления не производил. И по сумме плюсов и минусов общее впечатление от концерта получилось нулевым — не спас даже катарсический финальный терцет: он вызывал бы свой эффект, кто бы его ни исполнял. Таким уж Гуно его написал. И не его вина, что спустя 125 лет после смерти кто-то не числит его в пантеоне великих.

Екатерина БАБУРИНА