Золтан Кодай – 140 лет со дня рождения

Золтан Кодай – 140 лет со дня рождения

16 декабря 2022 исполняется 140 лет со дня рождения Золтана Кодая (1882-1967) выдающегося венгерского композитора, исследователя-фольклориста, собирателя и публикатора, вместе с Белой Бартоком, венгерских народных песен, педагога, реформатора школьного и дошкольного музыкального образования.

«Цель – венгерская музыка. Средства – достижение всеобщей музыкальной грамотности через школу». (Из статьи Кодая «Столетний план»)

«Одной из причин того, что наша школа стала пустыней без музыки, является, несомненно, равнодушие наших профессиональных музыкантов. <…> Музыкальное воспитание в наших школах не может не создавать филистеров. Ибо кто же такой филистер, если не бесчувственный чурбан, перестающий видеть цену жизни там, где она для человека с душой только начинается».

«Для музыкального воспитания работа детского сада незаменима. Родители редко вовремя заботятся о развитии музыкальности, и даже наиболее внимательные и состоятельные из них не могут дать своим детям, при самом тщательном обучении музыке, коллективное воспитание, являющееся огромной помощью на начальном этапе музицирования. У большинства детей нет возможности развивать вовремя свое естественное музыкальное чутье. <…> Отсюда – безнадежное и гротескное занятие взрослых музыкой или их сетование на упущения молодости». (Статья «Музыка в детском саду»; эта, предыдущая и последующая цитаты из книги избранных статей З. Кодая, вышедших в переводе с венгерского в 1982 в издательстве «Советский композитор»)

«Заглянув в учебные программы, мы увидим: их творцы весьма далеки от греческого идеала воспитания, отводившего музыке центральное место. <…> Отсюда получается, что неосведомленность в области музыки часто производит крайне неловкое впечатление даже в наших образованных кругах. Литературной и художественной образованности сопутствует музыкальный инфантилизм, те же самые люди, которые правой рукой борются за все хорошее, левой рукой в области музыки поддерживают халтуру». (Статья «Детские хоры»)

«Кодай отчетливо видел связь судеб профессионального искусства со школьным воспитанием. Сделать всех людей музыкально грамотными – такова была его цель, и ее достижение он связывал с развитием слуха и умением читать ноты. С этой целью Кодай составляет сборники специальных упражнений, пишет к ним методические предисловия и постепенно приходит к обоснованию метода так называемой релятивной сольмизации, получившего широкой признание во всем мире». (И. Мартынов в предисловии к упомянутой книге)

«От наших маленьких мелодий до конкурсных пьес Парижской консерватории (Solfége de concours) с меняющимися ключами лежит дальняя дорога. Лишь профессиональный музыкант должен пройти ее до конца. Но профессионал и любитель музыки начинают одинаково, если начинают хорошо. Пока что я хотел помогать самым маленьким. Они могут быть и взрослыми, ибо, “кто в чем-нибудь неопытен, в том он и ребенок”». (Статья «333 упражнения в чтении нот»)

В 2016 «Метод Кодая» был включен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия.

Материал подготовил Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм