«Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова: премьера на Каннском фестивале

«Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова: премьера на Каннском фестивале
"Жена Чайковского". Кадр из фильма

Несмотря на многочисленные призывы бойкотировать российское кино из-за спецоперации в Украине, Каннский кинофестиваль пошел на непростой компромисс, запретив участие в фестивале государственных делегаций и россиян, связанных с властью, но разрешив присутствие на фестивале отдельных кинематографистов. К участию в конкурсной программе фестиваля был отобран полнометражный фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». 18 мая на фестивале состоялась его мировая премьера.

Режиссеру пришлось долго дожидаться момента, когда он поднимется по лестнице Большого театра Люмьер в Каннах. Он не мог присутствовать на двух последних премьерах своих фильмов в Каннах («Лето» в 2018 и «Петровы в гриппе» в 2021) из-за того, что находился под домашним арестом, а затем отбывал условный срок по т. н. «делу Седьмой студии». 28 марта 2022 с него была снята судимость, на следующий день он уехал из России и обосновался в Берлине. Тем не менее, несмотря на долгожданное возвращение на самую большую киносцену в Каннах, режиссер настаивает: «Сейчас не лучшее время для торжеств».

«МО» публикует фрагменты статьи, вышедшей в американском еженедельнике Variety и включающей в себя интервью с Кириллом Серебренниковым. Оригинал см. здесь.

«Русская культура – о хрупкости жизни. О людях, которые находятся в угнетенном состоянии. О тех, кто борется за правду или справедливость. Это настоящая культура. Не идеологическая культура, не пропаганда. Я думаю, что бойкотировать такую ​​культуру неправильно», – подчеркивает Серебренников.

Российская спецоперация в Украине, начавшаяся 24 февраля, по словам Серебренникова, привела к «краху всей нормальной жизни» и ощущению бессилия у многих россиян. «Все ваши ценности раздавлены или уничтожены, и вы понятия не имеете, как жить, – говорит он. – Это [как] кошмар. Вы не можете жить. Вы не можете работать. Вы не можете делать то, что привыкли делать каждый день».

В «Жене Чайковского» Серебренников исследует бурные отношения между великим композитором Петром Чайковским и его женой Антониной Милюковой, которую композитор обвинял в своих несчастьях и в конце концов довел до безумия. Фильм является последней совместной работой режиссера с российской компанией Hype Film, спродюсировавшей его предыдущие фильмы «Студент», «Лето» и «Петровы в гриппе». Сопродюсеры – Charades Productions, Logical Pictures («Месть», «Удовольствие») и Bord Cadre Films («Монос») при поддержке фонда «Кинопрайм». Charades также занимается продвижением фильма за рубежом.

Серебренников говорит, что его привлекла история самого известного русского композитора из-за ее всеохватности: «Чайковский – это действительно вселенная. Он огромен. Его жизнь – это жизнь гениального русского художника. В то же время он принадлежит к европейской и даже к американской культуре».

Хотя композитор был известен по обе стороны Атлантики – в 1891 году он путешествовал в США на борту океанского лайнера «Бретань» и открыл Карнеги-холл исполнением своего «Торжественного марша», – жизнь Чайковского была мало известна его современникам. Так оставалось и после его смерти, когда правительство взяло под свой контроль историю жизни композитора, чтобы превратить его в икону советской идеологии. «Все упоминания о неоднозначных моментах в его жизни были запрещены, заблокированы, стерты», – отмечает Серебренников.

Эти «запреты» находят отклик у режиссера, чьи творческие провокации и стремление снять табу, вероятно, были причиной его проблем с российским государством. Пережитое режиссером, в сочетании с политическими и экономическими последствиями сегодняшней спецоперации в Украине, лишний раз подчеркивает, насколько трудно создавать независимое искусство в нынешней России.

В этой напряженной ситуации Серебренников получил помощь от неожиданных партнеров: например, от миллиардера Романа Абрамовича, который был подвергнут санкциям за свои якобы тесные связи с президентом Путиным, и в то же время его кинофонд Kinoprime выделил 100 миллионов долларов на финансирование фильмов «Жена Чайковского», «Петровы в гриппе» и множества других произведений русского артхауса.

«Роман Абрамович помог многим независимым российским фильмам, – говорит режиссер, защищая олигарха. – Он очень много сделал для независимого русского искусства. Он очень много сделал для современного искусства в целом. Он очень много сделал для меня лично, поддерживая меня в очень трудные времена».

Даже работая в изгнании, Серебренников настаивает на том, что в душе он русский художник, связанный – через культуру, язык, историю – со страной, которая – к лучшему или к худшему – сформировала его. «Я буду продолжать любить свою культуру. Любить Чайковского, Достоевского, Чехова, Булгакова, Тарковского и других гениальных художников, которые сделали меня тем, кто я есть, – говорит он. – Я не хочу их предавать».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм