You have no items in your cart.
Запрещенная музыка
«А где объявятся домры и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные сосуды, все велеть выимать, и изломав те бесовские игры велеть жечь»
От иудеев до талибов
Тема запретов в музыке жива, злободневна, востребована властью и пугает художников не одно тысячелетие. Еще древние евреи запретили музыкальные инструменты в службе. Их примеру последовали православная и католическая церковь. Но в средние века в католическом храме появился орган, а ближе к Новому времени разрешалось звучание других инструментов. В православной церкви инструменты запрещены до сих пор (да и концерты не слишком желанны).
Фашисты объявили музыку, не вписывавшуюся в рамки официального «искусства Третьего рейха», дегенеративной (Entartete Kunst — «Дегенеративное искусство» — термин, употреблявшийся в фашистской Германии по отношению к искусству авангарда и модернизма). Некоторые ее авторы успели либо умереть (Шрекер в 1934), либо бежать из Германии и оккупированных стран (Хиндемит, Шенберг, Кшенек); те, кто не успел ни того, ни другого — окончили жизнь в концлагерях (Ульман, Шульхоф, Хаас, Краса).
***
Известно, что после прихода к власти в Афганистане в 1996, исламские фундаменталисты движения «Талибан» предприняли операцию по поиску и уничтожению музыкальных инструментов и кассетных плееров, которые изымали у населения и публично сжигали на кострах. Деревянные столбы украшались огромными мотками магнитной ленты из конфискованных аудио- и видеокассет. Музыкантов, пойманных «на месте преступления», избивали их же инструментами и сажали в тюрьму на 40 дней.
«…изломав те бесовские игры велеть жечь»
Как указывает доктор искусствоведения, профессор Марина Рыцарева, Россия за свою историю накопила целый свод табу в музыке.
А начинались они со скоморохов. Н.Ф. Финдейзен в статье «Скоморошье дело на Руси» приводит любопытные сведения и документы.
Например, он пишет, что духовная власть приравнивала скоморохов «к разбойникам, татям и волхвам, как видно из приговорной грамоты Троице-Сергиевского монастырского собора 31 окт. 1555 г., о недопущении вредных людей иметь пристанище в Присецкой волости:
“Не велели есмя им (крестьянам присецким) в волости держати скоморохов, ни волхвей, ни баб ворожей, ни татей, ни разбойников, а учнутъ держати и у которого сотского в его сотной выйдут скомороха… взяти пени десять рублев, а скомороха, или волхва, или бабу ворожею, бив да ограбив да выбити из волости вон; а прохожих скоморохов в волость не пущать…”».
***
«…забыть Бахов, Бетховена, Моцарта или Вагнера»
С началом Первой мировой войны цензурным запретам в России подверглись сочинения немецких композиторов — представителей вражеской державы. В программах концертов и в афишах оперных театров их, из патриотических побуждений, заменяли произведениями русских авторов.
Вот что писала «Русская музыкальная газета» Н. Финдейзена в 1914–1915:
«Дирекция Петроградских императорских театров решила заменить вагнеровский цикл операми Римского-Корсакова (“Садко”, “Сказание о граде Китеже”, “Снегурочка”, “Майская ночь”)» (1914, № 49).
«При ноябрьской постановке оперы “Фауст” Шарля Гуно в театре Зимина в Москве из четвертой картины исключаются шествие немецких войск и марш». (1914, № 46).
Бойкот композиторов — представителей стран антироссийской коалиции — продолжался и в дальнейшем.
***
«Эта музыка народу не нужна»
«Искусство, в его абсолютном смысле, как его понимает либеральная демократия, не имеет права на существование, — ответил Йозеф Геббельс на просьбу дирижера Вильгельма Фуртвенглера проявить умеренность в политике в отношении искусства. — Любая попытка пропагандировать такое искусство, в конечном итоге, приведет к тому, что люди потеряют свою внутреннюю связь с искусством, а художник изолирует себя от движущих сил эпохи и запрется в безвоздушной камере ради того, чтобы создавать “искусство для искусства”. Искусство должно быть прекрасным, но, что более важно, оно должно осознавать свою ответственность, быть авторитетным, близким к людям и боевым по духу».
Спустя 15 лет А. Жданов с трибуны совещания в ЦК ВКП (б) провозглашал: «Композиторы, у которых получились непонятные для народа произведения, пусть не рассчитывают на то, что народ, не понявший их музыку, будет «дорастать» до них. Музыка, которая непонятна народу, народу не нужна. Композиторы должны пенять не на народ, а на себя, должны критически оценивать свою работу, понять, почему они не угодили своему народу, почему не заслужили у народа одобрения и что нужно сделать, чтобы народ их понял и одобрил их произведения».
В идеологическом «котле» советских времен под зачистку попадало все, что было непонятно не только глазу, но и слуху тоже. Все, что «наверху» считалось «антинародным». Все, что имело несчастье не нравиться начальству. Все, что не соответствовало моменту.
Один из примеров — «Сказание о невидимом граде Китеже…» Римского-Корсакова. После Октября и вплоть до 50-х годов опера не раз попадала под запрет: за «мистицизм», «религиозные тенденции», которые «в нашем быту поднимают голову» (об этом пишет М. Раку в книге «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи»).
Статья размещена в сокращенном виде. Если вы хотите читать этот и другие материалы газеты “Музыкальное обозрение” в полном объеме, подпишитесь на газету. Этим вы поддержите не только газету, но и другие проекты «МО».