Вышел № 2 (443, 444) 2019 газеты «Музыкальное обозрение»

<strong>Вышел № 2 (443, 444) 2019 газеты «Музыкальное обозрение»</strong>
Фото Андрей Устинов

В номере:

«1948. Запрещенная музыка» — Специальный номер «МО». Статья А. Устинова и П. Райгородского о многовековой истории запретов в музыкальном искусстве, в особенности в России;

Текст Постановления ЦК ВКП (б) «Об опере В. Мурадели “Великая дружба”». Стенограмма совещания деятелей культуры в ЦК ВКП (б) в январе 1948 года;

«За кремлевской стеной». Начал работу новый состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ;

«Ужель та самая Лючия»? Премьера оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Мариинском театре;

«Ах, маскарад, маскарад…» Самарский театр оперы и балета представил балетную мировую премьеру;

Академия Арт-журналистики. Совместный проект газеты «Музыкальное обозрение», VI Транссибирского Арт-Фестиваля, с участием Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ «Высшая школа экономики»;

«Большой видится на расстоянии»… Рецензия на книгу Соломона Волкова «Большой театр. Культура и политика. Новая история».

«Не забыть и не повторить». Совместный проект газеты «Музыкальное обозрение» и общества «Мемориал»

«Любовь, что движет солнце и светила». Памяти Светланы Виноградовой

«1948. Запрещенная музыка» — специальный номер «МО»

В феврале 1948 года было принято и опубликовано Постановление ЦК ВКП (б) «Об опере В. Мурадели “Великая дружба”», ставшее фактически началом кампании по разгрому современной академической музыки. «Такая музыка народу не нужна», «Народ не поймет», «Идеологически чуждая» — так «трактовали» лидеры СССР творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, М. Вайнберга и других композиторов.

Из статьи «Запрещенная музыка» (авторы А. Устинов, П. Райгородский): «Тема запретов в музыке жива, злободневна, востребована властью и пугает художников не одно тысячелетие. Еще древние евреи запретили музыкальные инструменты в службе. Их примеру последовали православная и католическая церковь. В православной церкви инструменты запрещены до сих пор (да и концерты не слишком желанны).

Фашисты объявили музыку, не вписывавшуюся в рамки официального «искусства Третьего рейха», дегенеративной (Entartete Kunst)…

Россия за свою историю накопила целый свод табу в музыке. А начинались они со скоморохов. Н.Ф. Финдейзен в статье «Скоморошье дело на Руси» пишет, что духовная власть приравнивала скоморохов «к разбойникам, татям и волхвам, как видно из приговорной грамоты Троице-Сергиевского монастырского собора 31 окт. 1555 г., о недопущении вредных людей иметь пристанище в Присецкой волости: “Не велели есмя им (крестьянам присецким) в волости держати скоморохов, ни волхвей, ни баб ворожей, ни татей, ни разбойников, а учнутъ держати и у которого сотского в его сотной выйдут скомороха… взяти пени десять рублев, а скомороха, или волхва, или бабу ворожею, бив да ограбив да выбити из волости вон; а прохожих скоморохов в волость не пущать…”».

В указе Алексея Михайловича верхотурскому воеводе (1649 г.) упоминалось о «богомерзких скоморохах с домрами и гуслями» и приказывалось «скоморохов присылать на расправу к воеводе, где на них налагали “заповедь” (штраф) и били батогами, а где объявятся домры и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе б то все велеть выимать,
и изломав те бесовские игры велеть жечь»…

Из стенограммы Совещания в ЦК ВКП (б) 9–11 января 1948 года:

В. Мурадели: «К нам приехал композитор Вейнберг, талантливый композитор с достаточной техникой, но воспитывавшийся в условиях западного буржуазного государства. Мы увидели его талант, его способности. Это молодой композитор, мы должны ему помочь. Но, вместо того чтобы сказать Вейнбергу о том, что у нас есть своя жизнь, что ты приехал в Советскую страну и учись отражать в музыке новых людей, новые условия, новые идеи, что ты должен учиться, чтобы претворить эту жизнь в творчестве, наши критики подняли вокруг него, если можно так выразиться, свистопляску: Вейнберг, мол, является нашим признанным выдающимся композитором, это звезда, которая должна взойти после Шапорина, Шостаковича, Мясковского н так далее.

Товарищи, зачем мы губим этого человека? Не является ли это низкопоклонством перед Западом, когда мы увлекаемся этой музыкой…? Не является ли увлечение Вейнбергом низкопоклонством перед Западом?»

В. Захаров: «Если просмотреть всю нашу симфоническую музыку, то окажется, что у нас постепенно утвердились крупные имена, очень известные и у нас и за рубежом. Но я должен сказать, что произведения этих композиторов для нашего советского народа являются чуждыми и совершенно непонятными. У нас еще идут споры о том, хороша 8-я симфония Шостаковича или плоха. По-моему, происходит что-то непонятное. Я считаю, что с точки зрения народа 8-я симфония — это вообще не музыкальное произведение, это «произведение», которое к музыкальному искусству не имеет никакого отношения. Но у нас не одно такое сочинение: подобных сочинений много. Такого рода сочинения нельзя ставить в качестве примера достижений советского музыкального творчества».

«За кремлевской стеной». Начал работу новый состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ

Предыдущий состав Совета работал с 2012 года. В новом составе ровно половина — 28 человек — остались из прошлого «созыва», остальные — новички или вернувшиеся в Совет после некоторого перерыва.

В статье «МО» подробно анализируется состав Совета, его функции, ротация членов Совета.

Как отмечается в статье, «не стоит рассматривать участие деятелей культуры, в том числе и музыкантов, в работе Совета как выражение гражданской позиции. <…> Совет — это совещательный и рекомендательный орган, своего рода Гайд-парк, некая декоративная институция, принадлежность к которой позволяет членам Совета скорее лоббировать себя и свою организацию, нежели беспокоиться о положении музыкального искусства в стране. Так что переоценивать роль Совета не стоит. <…> Членство в Совете можно считать, скорее, наградой, дополнением к статусу того или иного известного человека, деятеля культуры. Как еще одно почетное звание. Пребывание в Совете — скорее знак приближенности к высшему руководству страны. Исключение из Совета — с одной стороны, результат ротации, а с другой — может быть и признаком отдаления данной персоны от президента и властных структур».

«Симфоническая карта России»

Газета продолжает проект «Симфоническая карта России». Один из своих главных проектов — мониторинг симфонических оркестров России — «Музыкальное обозрение» исполнится с 2003, ровно половину из 30 лет своей деятельности.

Проект необычайно востребован всеми, кто имеет к нему отношение: оркестрантами, дирижерами, руководителями оркестров и филармоний, солистами. По сути, это барометр состояния симфонических оркестров России. То, что накоплено за 15 лет, можно назвать бесценным историческим документом. Это и хронограф, и всестороннее аналитическое исследование. Уникальность проекта в том, что он играет роль мощного фактора, объединяющего оркестровое и — в целом — все музыкальное пространство России. Как это уже 30 лет делает «МО» во всех своих направлениях и проявлениях.

В № 2 представлены сезоны Новосибирского академического симфонического оркестра и Симфонического оркестра Воронежского концертного зала.

«Ужель та самая Лючия?»

Музыкальный критик Екатерина Бабурина представляет премьеру оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Мариинском театре

Фото пресс-служба Мариинского театра

«Ах, маскарад, маскарад…»

Самарский театр оперы и балета представил мировую премьеру балета «Три маски короля».

Фото Виктория Назарова

Академия Арт-журналистики

С 8 по 13 апреля в Новосибирске пройдет Академия Арт-журналистики VI Транссибирского Арт-Фестиваля. Организатор Академии — газета «Музыкальное обозрение».

кликните, чтобы увеличить

Поступило более 100 заявок на участие из 30 городов и регионов. Слушатели Академии — журналисты печатных и электронных СМИ, студенты музыкальных и гуманитарных вузов, редакторы, пресс-секретари различных культурных институций (театров, филармоний, консерваторий, вузов культуры и искусства, творческих организаций и коллективов).

В программе Академии — «Школа креативных медиа», занятия которой (лекции, мастер-классы) проведут известные ученые, профессора и доценты НИУ «Высшая школа экономики», ведущие специалисты Центра цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ.

Состоятся творческие встречи с куратором Академии Андреем Устиновым «Музыкальное обозрение» — образ музыкального пространства России XXI века. К 30-летию газеты»; с композитором Александром Раскатовым (на фестивале прозвучит мировая премьера его Скрипичного концерта), скрипачом и дирижером Дмитрием Ситковецким, самым популярным тележурналистом России Владимиром Познером.

Состоится Круглый стол «Пресс-служба. Что, как и зачем?», по одной из самых животрепещущих тем современной культурной жизни.

Все слушатели Академии получат журналистскую практику: посещение концертов VI Транссибирского Арт-Фестиваля, с последующим написанием творческих материалов.

Книги

«МО» представляет книгу Соломона Волкова «Большой театр. Культура и политика. Новая история», вышедшую в 2018 в издательстве АСТ.

«Четыре части книги — «Становление Большого театра. Эпоха Верстовского», «Большой на переломе эпох: триумфы и испытания», «Сталин и Большой театр», «Большой от оттепели до наших дней» — почти двухвековая история одного из двух главных театров страны, сменившего за это время три названия. Типичный методологический прием — рассказ об эпохе через сплетение судеб главных персонажей — Николай I, Глинка, Верстовский; Шаляпин, Теляковский и Николай II; Ленин, Луначарский и Малиновская. Акцентируются, прежде всего, эпохи Верстовского и Сталина (именно он, фактически, руководил театром, а директора приходили и уходили, иногда — в небытие в самом прямом и зловещем смысле слова).

Цитаты из книги:
«Сталин словно вступал в соревнование с Николаем I, державшим под личным контролем таких титанов, как Пушкин, Глинка и Гоголь. <…> Как и Николай I, Сталин стремился к установлению личных контактов с теми деятелями культуры, которых он считал выдающимися фигурами своего времени. <…> Сейчас нелегко прикинуть, какое в точности количество деятелей советской культуры Сталин держал под личным контролем: предположительно, их было не менее тысячи.

Сталин старался быть в курсе всех значительных событий текущей художественной жизни: исправно посещал театральные премьеры, смотрел все новые художественные кинофильмы и большинство документальных, внимательно следил за новинками художественной литературы, а художественно-литературные журналы читал — или по крайней мере просматривал — от корки до корки…».

Книга памяти

«Не забыть и не повторить». Газета продолжает публиковать списки имен музыкантов, репрессированных в годы советской власти. Девятая публикация. Списки предоставлены обществом «Мемориал».

In memoriam

23 января 2019 на 93 году жизни скончалась выдающийся музыковед, на протяжении более 60 лет — лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

Вся ее жизнь была пронизана искусством, творчеством. Более 60 лет продолжалась ее подвижническая деятельность музыканта, артиста, просветителя — человека, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающего истинам и добру, образовывающего ум и сердце».

В последний раз она вышла на филармоническую сцену 23 декабря — ровно за месяц до ухода…

Конкурсы

Публикуются итоги и условия российских и международных конкурсов, проводимых в России в 2018–2019 года под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике