Всероссийскому музыкальному конкурсу — 10 лет

Восхождение и возрождение
Всероссийскому музыкальному конкурсу — 10 лет

Всероссийский музыкальный конкурс отмечает первый солидный юбилей. Он был официально учрежден 10 лет назад, в марте 2010, Распоряжением Правительства Российской Федерации.

Учредители Конкурса — Правительство РФ и Министерство культуры РФ.

Организатор — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Росконцерт».

Времен связующая нить

История главного отечественного музыкального соревнования насчитывает почти столетие. Всероссийский музыкальный конкурс учрежден с целью возродить традиции Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, проводившегося с 1933 по 1991. Как отмечал министр культуры РФ (2008–2012) Александр Авдеев, одна из главных задач — «восстановить уже в новых условиях конкурс, подобный тому, что существовал в советское время».

А равняться Всероссийскому конкурсу, безусловно, есть на что и на кого. Его исторический предшественник — Всесоюзный конкурс — открыл миру плеяду талантливых музыкантов, ставших впоследствии выдающимися артистами планетарного масштаба, прославивших отечественную музыкальную культуру.

Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей состоялся в апреле 1933 в Москве. Его победителями стали: Эмиль Гилельс (фортепиано), Борис Фишман (скрипка), Герц Цомык и Святослав Кнушевицкий (виолончель), Елена Кругликова, Ольга Леонтьева, Зоя Гайдай (сольное пение).

«За всю свою пятидесятилетнюю музыкальную деятельность я впервые испытал такую большую радость, какую пережил, присутствуя на всесоюзном конкурсе исполнителей, инструменталистов и вокалистов, — писал М.М. Ипполитов-Иванов в газете “Известия”. — Конкурс всколыхнул нашу музыкальную ниву, показав, какой богатый запас кадров обеспечивает нам нашу музыкальную будущность. <…> Преподающий, замкнутый в свою профессиональную ячейку, годами работающий в одном, свойственном ему, его вкусам и пониманию направлении, невольно приобретает некоторую односторонность, и знакомство его с другими направлениями и приемами не только весьма желательно, но и необходимо. Широкий доступ к музыкальному образованию нашей молодежи открыл путь для стремительного потока молодых дарований, среди которых много исключительных».

На следующих конкурсах лауреатами становились:

пианисты Святослав Рихтер, Виктор Мержанов, Яков Зак, Яков Флиер, Мария Гринберг, Павел Серебряков, Владимир Нильсен, Исаак Михновский, Александр Иохелес, Игорь Аптекарев, Арнольд Каплан, Рудольф Керер, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев;

скрипачи Давид Ойстрах, Галина Баринова, Елизавета Гилельс, Марина Козолупова, Михаил Фихтенгольц, Борис Гольдштейн, Юлиан Ситковецкий, Михаил Вайман, Ирина Бочкова, Лиана Исакадзе, Борис Белкин, Илья Груберт;

альтисты Михаил Толпыго, Игорь Богуславский, Алексей Людевиг;

виолончелисты Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Федор Лузанов, Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Валентин Фейгин, Каринэ Георгиан, Александр Рудин, Александр Князев;

арфистки Вера Дулова, Надежда Толстая, Эмилия Москвитина;

исполнители на деревянных духовых инструментах Валерий Безрученко, Альберт Рацбаум, Лев Михайлов, Владимир Соколов, Рафаэль Багдасарян, Маргарита Шапошникова, Валентин Зверев, Валерий Попов, Олег Танцов, Алексей Уткин;

исполнители на медных духовых Валерий Полех, Тимофей Докшицер, Григорий Орвид, Арвид Клишан, Андрей Иков;

вокалисты Константин Лаптев, Соломон Хромченко, Борис Гмыря, Георгий Виноградов, Вероника Борисенко, Галина Олейниченко, Бэла  Руденко, Ермек Серкебаев;

дирижеры Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Александр Мелик-Пашаев, Константин Иванов, Марк Паверман, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев, Фуат Мансуров, Юрий Симонов, Максим Шостакович, Александр Лазарев, Владимир Нельсон, Валерий Гергиев, Гинтарас Ринкявичус;

Квартет им. Комитаса, Квартет ГАБТ…

С 1960 проводился Всесоюзный (затем Международный) конкурс вокалистов имени М.И. Глинки — спутник Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. В числе его лауреатов — Елена Образцова, Ирина Богачева, Нинель Ткаченко, Галина Писаренко, Ламара Чкония, Мария Гулегина, Галина Горчакова, Николай Охотников, Юрий Мазурок, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Сергей Лейферкус, Александр Ворошило, Владимир Чернов, Дмитрий Хворостовский…

Начиная с 1961, Всесоюзный конкурс был отборочным к Международному конкурсу им. Чайковского. По условиям, лауреаты первых премий Всесоюзного конкурса по специальностям «фортепиано», «скрипка», «виолончель» и «сольное пение» получали право участвовать в Конкурсе им. Чайковского без дальнейшего отбора. И это было оправданно. Например, победители конкурса 1961 — виолончелистка Н. Шаховская и скрипачка И. Бочкова — блестяще выступили на II конкурсе им. Чайковского в 1962, удостоившись, соответственно, I и II премии. Виолончелистка К. Георгиан — лауреат I премии Всесоюзного конкурса 1965 — выиграла III конкурс им. Чайковского (1966). Все победители конкурса 1977 во Львове — М. Плетнев, И. Груберт, А. Рудин и А. Князев — спустя год стали лауреатами VI конкурса им. Чайковского (Плетнев и Груберт завоевали первые премии, Рудин и Князев — третьи).

Впрочем, звание лауреата Всесоюзного конкурса в те годы значило не меньше, чем победа на многих международных: столь высоки были его уровень и конкуренция между претендентами на премии.

«Воспроизведение — второе творение»

Эти слова великого музыканта Антона Рубинштейна имеют непосредственное отношение к Всероссийскому музыкальному конкурсу. Он был задуман как преемник Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Среди его целей и задач — «сохранение и развитие лучших традиций отечественного исполнительского искусства; выявление молодых талантливых музыкантов во всех регионах России, привлечение внимания общественности к сфере музыкального искусства».

Конкурсное движение в новой России переживало разные этапы. В 1990-х годах была своеобразная эйфория от наступившей во всех отношениях свободы. Для исполнителей — свободы участвовать в любом конкурсе за рубежом, вплоть до самых престижных, минуя отбор на родине (подавай заявку, плати вступительный взнос и участвуй). Для организаторов — свободы и возможности учреждать и проводить конкурсы. Газета «Музыкальное обозрение» первой еще на советском, а затем на постсоветском пространстве начала изучать конкурсную ситуацию в стране и в мире. В «МО» впервые в истории СССР были опубликованы полные условия международного конкурса за рубежом (конкурс Вэна Клайберна в Форт-Уорте) , что вызвало шквал откликов.

Однако вскоре эйфория сменилась кризисными явлениями. Как грибы после дождя, возникли десятки, если не сотни конкурсов-«однодневок», «туристических конкурсов» и т.д., раздававших дипломы всем желающим. Качественный уровень большинства из них был откровенно низок, а звание лауреата — девальвировалось.

Как отмечал в беседе с В. Путиным тогдашний министр культуры РФ А. Авдеев, «рухнула единая государственная система отбора талантов по всей стране. Вакуум быстро заполнили различного рода псевдоконкурсы, критерии были размыты, появились псевдолауреаты. Конечно, сразу же уровень был занижен. Это дезориентировало и музыкальную общественность, и другие конкурсы».

В 2000 была создана Ассоциация музыкальных конкурсов России, структурировавшая систему российских конкурсов. У истоков АМКР стояли 18 наиболее известных и престижных конкурсов. Сегодня, в год 20-летия, в нее входят 200 конкурсов из 100 городов страны — большинство реально существующих в России музыкальных состязаний.

Конкурс для всех

Всероссийский конкурс, как и Всесоюзный, имеет четырехлетний цикл, в рамках которого ежегодно проводятся состязания по разным специальностям:

в первый год цикла соревнуются пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты (начиная со Второго конкурса, победители по этим специальностям имеют право без отбора участвовать в Конкурсе им. Чайковского);

во второй — камерные ансамбли (фортепианное трио и струнный квартет), хоровые и оперно-симфонические дирижеры;

в третий — исполнители на деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментах, квинтеты деревянных духовых и медных духовых, органисты и арфисты;

в четвертый — исполнители на народных инструментах (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, гусли), ансамбли народных инструментов, дирижеры оркестра русских народных инструментов.

В ходе конкурса в его структуру вносились изменения. Например, в 2012 проводился конкурс по специальности «медные духовые и ударные инструменты», а в 2016 они были разделены. В 2013 в программе конкурса была специальность «гусли». Спустя четыре года ее отменили, но появилась специальность «ансамбли народных инструментов».

В финальных прослушиваниях участвовали известные коллективы: хор им. А.В. Свешникова, Большой хор РГМЦ «Мастера хорового пения», АСО Московской филармонии, ГАСК России под управлением В. Полянского, ГСО «Новая Россия», оркестр «Русская филармония», Симфонический оркестр радио «Орфей», НАОНИР им. Н.П. Осипова, Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга.

Престижу конкурса способствует и солидный премиальный фонд. На первых двух конкурсах размер I премии был 240 тыс. руб., II премии — 180 тыс. руб., III премии — 100 тыс. руб., дипломанты получали по 25 тыс. руб. Начиная с Третьего конкурса, размер премий увеличен до 350 тыс., 250 тыс., 150 тыс. руб. соответственно, вознаграждение дипломантам — 50 тыс. руб.

Общий призовой фонд Третьего Всероссийского музыкального конкурса равен 4,3 млн. руб.    

Герои 2010-х

Задача-максимум Всероссийского конкурса — выдвижение и продвижение молодых музыкантов, поддерживающих высокую планку отечественной исполнительской школы на международной арене, на уровне искусства высших достижений. И за 10 лет конкурс открыл немало музыкантов, которые ныне хорошо известны и востребованы. Это, прежде всего, те, кто получил награды конкурса им. П.И. Чайковского:

Константин Емельянов — лауреат I премии Третьего Всероссийского музыкального конкурса (2018), лауреат III премии XVI конкурса им. Чайковского (2019);

Анастасия Кобекина — лауреат II премии Второго конкурса (2014), лауреат III премии XVI конкурса им. Чайковского (2019);

Дмитрий Маслеев — лауреат III премии Второго конкурса (2014), лауреат I премии XV конкурса им. Чайковского (2015);

Павел Милюков — лауреат II премии Первого конкурса (2010), лауреат III премии XV конкурса им. Чайковского (2015);

Мария Мотолыгина — лауреат I премии Третьего конкурса (2018), лауреат III премии XVI конкурса им. Чайковского (2019);

Александр Рамм — лауреат I премии Первого конкурса (2010), лауреат II премии XV конкурса им. Чайковского (2015);

Айгуль Хисматуллина — лауреат III премии Второго конкурса (2014), лауреат II премии XVI конкурса им. Чайковского (2019);

Федор Шагов — лауреат I премии Второго конкурса (2016), лауреат II премии XVI конкурса им. Чайковского (2019).

В числе лучших из 3000 участников и почти 200 лауреатов — пианист Олег Аккуратов, лауреат Премии президента РФ для молодых деятелей культуры;

скрипачи Дмитрий Смирнов, Елена Корженевич, Леонид Железный, Игорь Хухуа;

виолончелисты Алексей Жилин, Рустем Хамидуллин;

вокалисты Михаил Коробейников, Наталья Дмитриевская, Василиса Бержанская, Константин Сучков;

баянисты Иосиф Пуриц, Айдар Салахов, Владимир Ступников;

хоровой дирижер Тимофей Гольберг — художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного хора под управлением Владимира Минина;

дирижеры Димитрис Ботинис — художественный руководитель и главный дирижер АСО им. Сафонова Северо-Кавказской филармонии;

Валентин Урюпин — художественный руководитель и главный дирижер Ростовского симфонического оркестра;

Михаил Леонтьев — художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного симфонического оркестра в Хабаровске;

Станислав Кочановский — приглашенный маэстро ведущих оркестров России и многих зарубежных коллективов;

кларнетист Александр Васильев;

саксофонист Евгений Новиков;

домристка Екатерина Мочалова;

балалаечник Олег Пискунов.

Все они и многие другие лауреаты — обладатели наград на самых престижных международных конкурсах, солисты Большого, Мариинского и других ведущих российских театров, солисты филармоний, играют в лучших оркестрах: Госоркестре им. Е.Ф. Светланова, ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии, НФОР, Уральском филармоническом, Новосибирском симфоническом, ГАСК России под управлением В. Полянского, Musica Viva, НАОНИР им. Осипова и др.

В год 10-летия Всероссийского музыкального конкурса можно сказать, что он выполнил свою миссию, занял лидирующие позиции в российском конкурсном движении и уверенно смотрит в будущее.