«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова: Валерий Полянский – к 150-летию со дня рождения композитора (30 марта 2023, КЗЧ)

«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова: Валерий Полянский – к 150-летию со дня рождения композитора (30 марта 2023, КЗЧ)
Иллюстрация — Московская филармония, официальный сайт

30 марта 2023 в Концертном зале имени П. И. Чайковского Госкапелла России под управлением Валерия Полянского, меццо-сопрано Яна Усачёва и тенор Максим Калинин исполнят одно из важнейших произведений Сергея Рахманинова – «Всенощное бдение», к 150-летию со дня рождения композитора.

Полянского можно по праву назвать одним из лучших интерпретаторов «Всенощной». Он многократно исполнял это сочинение в различных пространствах, включая кафедральный собор Смоленска, где в 1986 была произведена запись (Государственный камерный хор Министерства культуры СССР; солисты – Ирина Архипова, Виктор Румянцев).

Премьера «Всенощной» состоялась 23 марта 1915 в Колонном зале Благородного собрания в Москве (Синодальным хором дирижировал Николай Данилин). Свою новую партитуру, пришедшуюся на первый год войны, Рахманинов посвятил памяти директора Синодального училища Степана Смоленского, который вел также в Московской консерватории курс истории русского церковного пения.

«Рахманинов был не единственным, кто обратился к этому жанру – первую попытку объединить наиболее устойчивые песнопения Всенощного бдения (в православии – богослужение, совершаемое накануне воскресных дней и великих христианских праздников) в самостоятельный музыкальный цикл, используя подлинные мелодии распевов или проникнутые интонациями распева, сделал П. Чайковский (1882). За ним последовали Всенощные М. Ипполитова-Иванова (соч. 43), С. Панченко (соч. 45), А.  Никольского (соч. 26), В. Ребикова (соч. 44), А. Гречанинова (соч. 59), П. Чеснокова (соч. 44), А. Архангельского, А. Кастальского. Однако для большинства из них, представителей “новой московской школы”, обращение к церковным песнопениям было продиктовано стремлением возродить древнерусские распевы, представив их в виде обработок, заключавшихся, в основном, в незамысловатой гармонизации и нетрудном полифоническом оформлении. Но музыкальный стиль, найденный Рахманиновым, уникальный сплав текста и  музыкальных интонаций, сам дух Всенощной, позволяют этому произведению и по сей день оставаться вершиной в развитии жанра, и вряд ли композитора вела только личная интуиция».

Наряду с записью «Всенощного бдения» Валерием Полянским хорошо известна и запись Государственного академического русского хора СССР под руководством Александра Свешникова (солисты – Клара Коркан, Константин Огневой), 1965, выпущенная годы спустя на компакт-диске.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм