Возродившиеся из пепла

Саратовская филармония вернулась в свой старый новый дом
Возродившиеся из пепла
Фото Андрей Бартенев

Известие об открытии в Саратове реконструированного здания областной филармонии обрадовало музыкантов города, региона, России. После пожара 2006 — восемь лет простоя, ремонт и реконструкция. И, наконец, филармония обрела крышу над головой.

Саратов культурный и музыкальный

На Саратовской земле родились А. Шнитке, С. Кнушевицкий, Ю. Симонов, Б. Тевлин, другие выдающиеся музыканты.

Филармония (основана в 1937) — один из столпов, на которых стоит Саратов музыкальный. Это и театр оперы и балета (ведет отсчет своей истории с 1875); и третья по рождению консерватория, отметившая в 2012 100-летие. В 1946 создан симфонический оркестр. Большую роль в музыкальной истории Саратова сыграло пребывание здесь в годы войны Московской консерватории, ее ведущих профессоров.

Саратов входит в число городов, обладающих полной музыкальной инфраструктурой (кроме, Москвы и Петербурга — Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Ростов, Красноярск, Уфа).

Саратовские музыканты всегда хранили и хранят сегодня дух культурного первенства, высокий творческий потенциал, осознание своей миссии и предназначения как лидеров культурной жизни, носителей славы и традиций. В городе всегда были яркие личности, музыканты и руководители российского масштаба, способствовавшие сохранению и развитию этих традиций, поддерживавшие реноме Саратова на музыкальной карте России.

Эпоха тяжких перемен

В постперестроечные годы саратовская культура, в т.ч. музыкальная, столкнулась с очень серьезными экономическими и финансовыми проблемами. И хоть «бедность не порок», существовать в эпоху перемен, вписаться в нынешние реалии, когда творческие достижения напрямую зависят от финансового благополучия, музыкальным организациям Саратова — особенно трудно. В наихудшем положении оказалась филармония, в одночасье лишившаяся своего здания в результате пожара.

«Погорелое место»

Здание Саратовской областной филармонии (Соборная площадь, 9) расположено на месте, пережившем за век четыре пожара. В свое время здесь находился сад Очкина (Григорий Очкин и его сын Николай — известные саратовские коммерсанты конца XIX–начала ХХ вв.). К 1885 относится первое упоминание о театре Очкина, каменное здание которого было выстроено на территории Сада, на южном обрамлении Соборной площади. В 1901 театр сгорел.

В 1903–1904 было построено новое здание по проекту архитектора А. Климентьева: большой каменный дом с трехъярусным залом на 900 мест. С 1917 он функционировал как театр «Советской оперы». В 1920 частично сгорел. В сохранившейся части здания позже размещался клуб работников управления НКВД, а затем — пожарной охраны.

В новогоднюю ночь 1947 здание клуба было повреждено в результате взрыва, вызванного утечкой газа, а затем снесено. На его месте было построено и в сентябре 1958 открыто новое здание Саратовской областной филармонии (архитектор Л. Ячин).

Кстати, в двух шагах от не раз горевшего дома еще с дореволюционных времен располагается пожарная часть (настаринных фотографиях хорошо видна каланча).

Черный вторник

21 ноября 2006 в филармонии произошел пожар. Как рассказывал худрук СОФ, профессор консерватории, пианист Анатолий Катц, репетировавший в тот момент на сцене, неожиданно взорвался один из софитов, и огонь перекинулся на легковоспламеняющийся сценический задник.

Полностью выгорели сцена и зал, уничтожены большая часть кровли, аппаратура, оркестровые инструменты, рояли Bluthner и Steinway стоимостью не менее 4,5 млн. руб. каждый.

Как пожару, так и обновленному залу в шутку присвоили имя А. Катца.

Годы мытарств

Филармония все же продолжила работу. Залы для концертов предоставили консерватория, театры, учебные заведения, музеи, библиотеки, Дом работников искусств. Основной площадкой для симфонического оркестра на годы стал концертный зал Саратовской консерватории.

Был объявлен сбор средств на ремонт и восстановление здания. Спектакль в пользу филармонии дал театр оперы и балета, благотворительные концерты дали дирижеры Ю. Симонов (уроженец Саратова), М. Аннамамедов (в 1990-х худрук и главный дирижер АСО), пианист Д. Крамер.

Планировалось восстановить здание за два года. В 2007 был разработан проект, а в 2008 принято решение о выделении первого транша на реконструкцию.

Но грянул кризис, который в Саратове ощутили особенно остро. Речь уже не шла ни о реконструкции, ни даже о косметическом ремонте: финансировалась только зарплата и «коммуналка». Репетиции приходилось проводить в неприспособленных помещениях, в разных концах города.

«Был момент, когда, казалось, нам придется закрываться вообще, даже на ГСМ не было денег», — говорила в начале 2009 в интервью «МО» тогдашний директор филармонии (с 2003 по 2012), а ныне министр культуры региона Светлана Краснощекова. Пришлось отказываться от некоторых проектов, именитых гастролеров.

Лед тронулся

За те годы, что здание филармонии оставалось в нерабочем состоянии, в регионе сменились два губернатора (П. Ипатов, В. Радаев), три министра культуры (М. Брызгалов, В. Синюков, С. Краснощекова), два директора филармонии (Краснощекова, Е. Ченченко). В оркестре поменялись три главных дирижера: в 2003–2007 им руководил Линь Тао, в 2009–2012 В. Вербицкий, в 2013–2014 Е. Бушков.

Только в 2011, незадолго до 75-летия СОФ, дело сдвинулось. Филармония была включена в перечень объектов Концепции Государственной программы «Культура России» на 2012. В 2011 был разработан проект реконструкции концертного зала стоимостью 342 млн. руб. В 2012 были выделены 300 млн. руб. из федерального бюджета (хотя филармония — организация областного подчинения). Деньги поступили в 2013. Областной бюджет выделил около 80 млн.

Реконструкцию предполагали завершить к концу 2013. Но в итоге восстановленный зал был готов к эксплуатации весной 2014. От старого здания фактически остался лишь фасад, а вся «начинка» была сделана заново.

Вместимость зала — 654 места (увеличилась на 112 мест за счет расширения коробки и строительства балкона). Высота зала увеличена на 3 метра. На 3-м этаже теперь Камерный зал на 150 мест, а на 4-м — Театральный зал на 70 мест.

В цокольном этаже и в пристроенной части под сценой разместились репетитории, кладовые инструментов и декораций, электрощитовая, насосная станция пожаротушения, тепловой узел. Перепланированы гардероб и туалетные комнаты, увеличена их площадь. Предусмотрено комфортное пребывание для зрителей с ограниченными возможностями.

Комплекс инженерного оборудования включает в себя сценическое оборудование (механика сцены, звукоусиление, световое оборудование, светодиодный экран 6×8 м), систему вентиляции, кондиционирования, дымоудаления, автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, компьютерные сети.

Общая площадь филармонии увеличилась почти в два раза и превысила 5000 кв. м.

Концерт-открытие

Открытие зала стало первостепенным событием музыкальной жизни Саратова и области. Присутствовали и выступали вип-персоны и министр культуры региона.

Программа, однако, больше напоминала концерт в оперном театре. В первом отделении звучали увертюры, арии и дуэты из опер итальянских композиторов. Во втором — Чайковский: сцены из опер и балетов и единственное симфоническое произведение, «Франческа да Римини». Исполнители — АСО Саратовской филармонии и солисты Центра оперного пения Г. Вишневской Ирина Морева и Александр Алиев. Впервые в качестве нового художественного руководителя и главного дирижера за пультом был назначенный в августе Эммануэль Ледюк-Баром.

Филармонические программы обычно строятся иначе: в I отделении увертюра и инструментальный концерт; во II — симфония. Или в I — симфония, а во II кантата или оратория (благо, в городе прекрасные хоры). Тем более что это был концерт-открытие не только зала, но и нового филармонического сезона, и представление нового дирижера.

В год 80-летия А. Шнитке на открытии нового зала филармонии, носящей имя композитора, могло бы прозвучать одно из его сочинений.

Программу сопровождал видеоряд: маска и перчатки со стразами как рефрен; во время исполнения «Франчески» — картина Ари Шеффера «Появление призраков Паоло и Франчески да Римини перед Данте и Виргилием». Взгляд дирижера, как и Данте с Вергилием, был устремлен на обнаженное женское тело, страстную эротическую сцену.

Все это показалось неким реверансом в сторону не самой просвещенной части саратовской публики.

Филармонии предстоит не только обживать, но и возрождать свою ауру, эстетику, культуру. Обновленный зал должен как можно скорее стать намоленным местом, знаковым для саратовцев, для города и региона.

Сезон 2014-2015

В новом сезоне Саратовская филармония предлагает 8 абонементов для детей разных возрастов и традиционный цикл «Встречи у рояля с Анатолием Катцем». В концертах АСО примут участие пианист Н. Мндоянц, скрипачи А. Баева, А. Тростянский, виолончелисты А. Рудин, Н. Гутман, С. Словачевский, кларнетист И. Федоров, саратовские солисты.

Дирижировать, помимо Э. Ледюк-Барома и второго дирижера АСО Е. Хилькевича, будут М. Аннамамедов, Д. Ботинис, Е. Бушков, В. Вербицкий, М. Леонтьев, Линь Тао, А. Поляничко, А. Скульский, А. Чернушенко, Энхэ.

1 октября, в Международный День музыки, состоялся концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение-25», посвященный 25-летию «МО».

Среди ярких событий сезона: концерт «Сказки с оркестром» («Василиса прекрасная», чтец П. Любимцев, дирижер И. Манашеров); концерт ГАСК п/у В. Полянского «Посвящение А.Г. Шнитке» (прозвучат II часть его Концерта на стихи Г. Нарекаци и кантата «История доктора Иоганна Фауста», а также хоры Рахманинова и Танеева); концерт АСО «Посвящение А.Г. Шнитке», в котором прозвучат Концерт для скрипки с оркестром Бетховена, In memoriam Шнитке (впервые в Саратове), Симфония № 7 Сибелиуса (солист А. Тростянский, дирижер Э. Ледюк-Баром).

В программах оркестра — симфонии № 97 Гайдна, № 38 Моцарта, № 6 Бетховена, № 9 Шуберта, «Фантастическая симфония» Берлиоза, Симфония Бизе, № 4 и «Манфред» Чайковского, № 4 Танеева, № 2 Рахманинова, № 1 Элгара, № 7 Шостаковича, впервые в Саратове — «Симфония псалмов» Стравинского.

16 сентября прошла презентация одного из трех новых роялей Steinway. Первый концерт сыграла Элисо Вирсаладзе. 3 октября выступил Николай Луганский.

12 декабря — концерт дуэта Александр Гиндин — Екатерина Мечетина. Гостями Саратова станут фортепианный дуэт Н. Луганский – В. Руденко, ансамбль ударных М. Пекарского, Камерный оркестр джазовой музыки им. О. Лундстрема, скрипач А. Баранов, Д. Крамер и братья Бриль, аккордеонист Н. Власов.

В марте – апреле 2015 пройдет фестиваль «Приношение Кнушевицкому», на котором выступят дуэт А. Бузлов (виолончель) — С. Тарасов (фортепиано), правнук С.Н. Кнушевицкого виолончелист С. Суворов, АСО филармонии п/у М. Леонтьева.