Волшебная палочка XI международного конкурса имени Арама Хачатуряна — в руках Армена Смбатяна

Волшебная палочка XI международного конкурса имени Арама Хачатуряна — в руках Армена Смбатяна
Советник президента Республики Армения, председатель Совета попечителей конкурса имени Арама Хачатуряна Армен Смбатян

В Ереване завершился XI международный конкурс имени Арама Хачатуряна (6—14 июня 2015) по специальности «Скрипка». Он проходил под высоким патронатом первой леди РА Риты Саргсян. Председатель совета попечителей конкурса Армен Смбатян сумел обеспечить нужные ему результаты.

Это музыкальное соревнование прошло с серьезными нарушениями необходимого для международного конкурса принципа прозрачности. Видеозаписи части участников конкурса не были показаны, а некоторые записи после временного показа не были размещены на официальном сайте конкурса. Пользоваться кнопкой, предусмотренной для голосования по призу зрительских симпатий, невозможно. Кроме того, до начала конкурса Иве Милетич была приписана вторая премия конкурса имени П.И. Чайковского.

Все это способствовало созданию той атмосферы коррумпированности, о которой музыкальная общественность, специалисты и участники стали говорить после первого же тура.

Согласно официальному сообщению организаторов конкурса, выступили 25 участников из 17 стран, пятерым из которых были вручены главные премии: Первая премия — Ива Милетич (Сербия); вторая премия — Давид Ардуханян (Россия) и Андреа Обисо (Италия); третья премия — Пьер Фрапье (Франция) и Мариам Варданян (Армения).

Двое из пяти победителей являются студентами членов жюри: Ива Милетич учится у Игоря Петрушевского, Давид Ардуханян — у Сергея Кравченко. Мариам Варданян — ученица матери Армена Смбатяна Татьяны Айрапетян. По мнению специалистов и почитателей музыки, которые были возмущены низким уровнем победителей, вручение Мариам Варданян третьей премии стало жестом уважения со стороны Армена Смбатяна своей матери. Вручение премии Пьеру Фрапье — компенсация за вручение в июне этого года Ордена искусств и литературы Франции сыну Армена Смбатяна, главному дирижеру Молодежного оркестра Армении Сергею Смбатяну. Ну, а присуждение третьей премии Андреа Обисост было выражение благодарности представляющему Сергея Смбатяна агентству IMG Аrtists, представителем которого был член жюри Паоло Петрочелли.

Таким образом, победа ни одного из получивших главные премии пяти участников не была случайной, а тем более справедливой, особенно учитывая тот факт, что их исполнительский уровень не соответствовал уровню победителей конкурса, входящего в Федерации международных конкурсов (IFMC), и вместе с тем значительно уступал исполнительскому уровню не прошедших в финал некоторых скрипачей – Меруерт Карменовой (Казахстан), Леона Николя (Венесуэла), Арега Навасардяна (Армения), Кима Йокюнга (Корея), Айко Камишикире (Япония), Елены Таросян (Россия) и др.

Уровень победителей конкурса был явно средним и ниже среднего. Выступления отличались технической неподготовленностью, серьезными ритмическими, интонационными и даже текстовыми ошибками, что недопустимо даже для студентов музыкальных училищ, не говоря уже об участниках международного конкурса. Так, уровень общемузыкальной подготовки получившей первую премию Ивы Милетич, которой 27 лет и которая, кстати, уже находится на последней стадии своей профессиональной карьеры, соответствует некоторым ее достижениям на состоявшихся до этого конкурсах, которые, однако, не входят в Федерацию международных конкурсов и не соответствуют первой премии конкурса имени Арама Хачатуряна, имеющего такой статус.

После первого тура, который отличился интонационными, ритмическими и стилевыми ошибками, последовал технический провал во втором туре — при исполнении виртуозной пьесы, а также незнание звуковых, стилевых законов и даже текста, что неприемлемо даже для конкурса среднего уровня. В качестве “награды” за провал во втором туре Милетич прошла в финал, чтобы удивить зрителей и международную общественность своей абсолютной неспособностью преодолевать технические задачи и трактовать музыкальный текст оригинала в Концерте для скрипки Моцарта, а также незнанием текста Концерта для скрипки Арама Хачатуряна. За все эти “достижения” Милетич вручается первая премия, 15 тысяч американских долларов и скрипка, предоставленая фондом “Дель Джезу”.

На фоне столь низкого исполнительского уровня скрипачки, получившей первую премию, средняя техническая подготовка и неинтересные исполнения удостоенного второй премии Давида Ардуханяна (25 лет), которые соответствуют некоторым его предыдущим достижениям на конкурсах среднего уровня, кажутся невинными упущениями.

Что касается Андреа Обисо (21 год), разделившего вторую премию с Давидом Ардуханяном, то, учитывая его яркую музыкальную индивидуальность и молодой возраст, этому скрипачу можно, наверное, простить некоторые технические недостатки, которые, однако, тоже недостойны столь престижных международных конкурсов.

Каждый конкурс, в том числе музыкальный, представляет собой сравнение, поэтому абсолютно средние исполнения удостоенного третьей премии Пьера Фрапье (25 лет), который до этого тоже не удостоился внимания на международных конкурсах, показались просто блестящими по сравнению с разделившей с ним третье место Мариам Варданян (17 лет).

Все выступления этой скрипачки, начиная с первого тура, не удовлетворяют критериям конкурса. Для конкурса скрипачей характерна проверка технической, ритмической и стилевой грамотности посредством каприсов Паганини, сонат или партит Баха. Между тем эти произведения продемонстрировали техническую неподготовленность Мариам Варданян (грубые интонационные, звуковые, ритмические, текстовые ошибки). Однако Мариам прошла во второй тур, чтобы вызвать у слушателей “восхищение” провальным исполнением сонаты Брамса и “Цыганки” Равеля в плане как технических, так и ритмических и стилевых ошибок и даже незнанием текста пьесы Хачатуряна. Излишне говорить о том абсолютном дилетантизме, о тех вопиющих текстовых ошибках, которые были продемонстрированы ею во время исполнения в финале концертов для скрипки Моцарта и Хачатуряна.

Двое членов жюри конкурса — Игорь Петрушевский и Сергей Кравченко — вместе с Арменом Смбатяном являются соучредителями и профессорами академии “Рихард Вагнер”, а Ино Миркович уже почти 15 лет сотрудничает с г-ном Смбатяном в качестве председателя комиссии на выпускных экзаменах Ереванской государственной консерватории. Профессором и деканом струнного факультета той же консерватории является и председатель жюри Эдуард Тадевосян. Непонятно, однако, какую выгоду преследует г-н Тадевосян, бросая тень на свой авторитет и на авторитет конкурса. Ведь его студентка Ани Парсаданян, которая – во всяком случае по сравнению с Мариам Варданяном – могла составить конкуренцию, не прошла в финал.

Совсем другое дело интересы Армена Смбатяна, Игоря Петрушевского и Сергея Кравченко, которые, как мы убеждены, может и обязано выявить проведенное даже на минимальном профессиональном уровне независимое изучение. Нетрудно догадаться, что присуждением первой премии студентке Академии “Рихард Вагнер” Иве Милетич, которая была этого недостойна, упомянутые члены жюри преследовали следующие цели: 1. с помощью рекламы обеспечить псевдоавторитет и студенческий контингент для своей новосозданой консерватории, которая получила статус лишь в сентябре 2013 г., 2. попытаться восстановить пошатнувшийся авторитет и профессиональную деятельность Игоря Петрушевского и рассеять связанные с с его именем скандальные слухи, которые возникли после того, как Лондонская Королевская Академия разорвала с ним контракт, 3. возможность распоряжаться в рамках Академии “Рихард Вагнер” скрипкой фонда “Дель Джезу”, 4. обеспечить для Ивы Милетич звание лауреата хотя бы одного конкурса, имеющего статус Федерации международных конкурсов, что ей не удалось на состоявшемся в 2014 г. международном конкурсе имени Энеску, на котором г-н Петрушевский не смог довести Милетич даже до финала.

Как видим, некоторые члены жюри молчат, другие явно выигрывают, но при этом все подписываются под постыдным безобразием, с которым предстал перед международной общественностью XI международный конкурс имени Арама Хачатуряна. По большому счету по всем вышеперечисленным пунктам в выигрыше остается Армен Смбатян, который обеспечивает свое благополучие и славу с помощью псевдорекламы и псевдолауреатов.

И опять по счетам Армена Смбатяна платим мы, налогоплательщики, из своего кармана, из госбюджета, ценой попрания наших национальных ценностей, традиций Арама Хачатуряна.

На фоне обобщения результатов конкурса абсурдно звучит пожелание Армена Смбатяна, адресованные участникам: “… победа, рожденная в достойной борьбе”. При наличии какого высочайшего залога или покровительства безнаказаности и вседозволенности г-н Смбатян мог сделать столь ответственное заявление, если имена трех из пяти прошедших в финал участников (Ива Милетич, Давид Ардуханян, Мариам Варданян) были известны не только армянским, но и широким музыкальным кругам еще с того момента, как были обнародованы имена 25 участников первого тура. То, что победители конкурса будут выявлены не в честной борьбе, эти круги знали еще раньше – с момента объявления состава жюри.

Советник президента РА Армен Смбатян и на этот раз сумел использовать волшебную палочку в угоду себе.

Источник публикации: Сетевое издание hetq. investigative journalists (Ереван, Армения), Левон Айрапетян