Владимиру Юровскому – 50

Владимиру Юровскому – 50
Фото https://www.rsb-online.de/

4 апреля 2022 исполнилось 50 лет Владимиру Юровскому. Почетный профессор Московской консерватории (с октября 2021). Почетный дирижер Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова – вновь ставшего оркестром мирового уровня именно при Юровском, который возглавлял оркестр с 2011 по 2021, и благодаря ему (прошлой осенью ГАСО получил престижную премию в сфере классической музыки Gramophone Awards 2021). С 2014 – художественный руководитель Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», неоднократно отмеченного Премией «Музыкального обозрения» в номинации «Фестиваль года».

В 2016 по инициативе Владимира Юровского в Госоркестре появилась позиция «композитор-резидент»: им стал Александр Вустин (1943-2020).

Под управлением Юровского состоялись мировые премьеры произведений Александра Вустина, Юрия Буцко, других композиторов, а также российские премьеры сочинений Карлхайнца Штокхаузена, Валентина Сильвестрова и др.

«Обычно с первого раза не понимаешь практически ничего. Со второго понимаешь чуть больше. С третьего начинаешь слышать, что это музыка, а не просто набор звуков. С четвертого она может понравиться. Мой совет готовиться к концертам, не приходить на них как на легкое развлечение. Но и не бояться», сказал Юровский (цитата на сайте «Культура.РФ»).

«У него феноменальная память, природная склонность к анализу, и наиболее интенсивно он начал развиваться после приема в Мерзляковское училище при Московской консерватории», – говорил о Владимире Юровском его отец, дирижер Михаил Юровский (в 2022, незадолго до ухода Михаила Владимировича из жизни в издательстве «Музыка» вышла его книга «Династия Юровских: Больше века в музыке»).

Отучившись в Мерзляковке три курса (теоретическое отделение), Владимир Юровский продолжил обучение в Дрезденской высшей школе музыки (в 1990 семья Юровских переехала в Германию) в классе дирижирования Александра фон Брюка, затем в Берлинской высшей школе музыки (класс Рольфа Ройтера, на тот момент – главного дирижера Komische Oper Berlin, где Михаил Юровский с 1978 был постоянным приглашенным дирижером).

Именно Рольф Ройтер, по словам Михаила Юровского, «в дирижерском становлении Владимира сыграл очень большую, можно сказать, главную роль» (здесь и далее – цитаты из упомянутой выше книги М. Ю.). «И тогда я во второй раз взял его к себе в ассистенты в “Комише-опер” (ранее В. Юровский уже ассистировал отцу в дрезденской Semperoper, на постановке Петером Конвичным оперы Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». – «МО») на постановку балета “Три мушкетера” на музыку французского кинокомпозитора Жоржа Делерю. Из его музыки к “Трем мушкетерам” фактически сделали мюзикл – с разговорами, без пения, но с танцами. Ход был довольно интересный, хотя спектакль получился без особых изысков. Но для нашей семьи он вошел в историю как постановка, в которой Владимир впервые – 30 марта 1993 года оказался за дирижерским пультом».

«Вскоре после этого Владимир был избран главным дирижером Оркестра музыкантов-любителей имени Сибелиуса, который существовал еще в Западном Берлине, и проводил с ним концерты в Малом зале Берлинской филармонии. А еще раньше, летом 1993 года, он был приглашен выступить с сочинением Гии Канчели “Eхil” в Италии на фестивале в Ферраре. Именно там его и пригласила к сотрудничеству итальянская агентура, принесшая первый полноценный контракт: в 1995 году его плановым дирижерским дебютом явилась постановка “Майской ночи” Римского-Корсакова на Вэксфордском оперном фестивале в Ирландии».

С 1997 по 2000 Владимир Юровский занимал пост первого капельмейстера Komische Oper Berlin, в 1998 – ассистент Геннадия Рождественского на постановке «Евгения Онегина» в Баден-Бадене (Молодежная европейская оперная труппа), в 2000-2003 – главный приглашенный дирижер Teatro Comunale di Bologna, в 2005-2009 – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра, в 2001-2013 – музыкальный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, в 2015-2021 – художественный руководитель Международного фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте.

Осенью 2021 вступил в должность музыкального руководителя Баварской государственной оперы, оставив пост худрука Госоркестра имени Светланова и расставшись с Лондонским филармоническим оркестром, которым руководил с 2007. Однако сотрудничество Владимира Юровского с Госоркестром продолжилось и в сезоне 2021/2022: 4 октября он дирижировал в БЗК концертом к 85-летию ГАСО, а 13 ноября в КЗЧ – концертом к 90-летию Софии Губайдулиной (программа, как и всегда у Юровского, была составлена из раритетов, среди них – Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического; кроме того, состоялась российская премьера оркестрового сочинения Губайдулиной «Гнев Божий»). Напомним также, что еще в должности художественного руководителя ГАСО, в июне-июле 2021 Владимир Юровский провел в Московской филармонии цикл «Истории с оркестром», открывшийся Виолончельным концертом Мясковского и Пятой симфонией Прокофьева, а завершившийся «Неизвестным Гладковым» (как будет складываться судьба этого уникального просветительского проекта, покажет время).

24 октября 2021 Владимир Юровский дирижировал в Bayerische Staatsoper оперой «Нос» Дмитрия Шостаковича в постановке Кирилла Серебренникова. В январе-феврале 2022 прошли берлинские концерты Юровского с оркестром Берлинского радио (контракт с этим коллективом истекает у Владимира Михайловича в конце нынешнего сезона): “Der Garten der Träume” (оммаж Шостаковичу) Елены Фирсовой, “History of Russia in 4 anthems” Дмитрия Смирнова. 30 апреля в берлинском Концертхаусе впервые прозвучит Концерт для альта с оркестром Е. Фирсовой (солист – Нильс Мёнкемайер, дирижер – В. Юровский), а двумя неделями ранее, 13 апреля, в Royal Festival Hall (Лондон) Владимир Юровский продирижирует Лондонским филармоническим оркестром: в программе – Скрипичный концерт Эдуарда Элгара (солистка – Юлия Фишер) и Вторая симфония Джордже Энеску.

Но если все же возвратиться в Россию, начала 2022, то 21 января в КЗЧ Владимир Юровский предложил филармонической публике действительно великую трактовку 15-й симфонии Шостаковича (к 50-летию со дня ее премьеры в БЗК): техническое совершенство, идеальный звуковой баланс, превосходно выдержанная форма, etc. И если хронологически проект к 115-летию Шостаковича, несомненно масштабный событийно и сущностно (имеется в виду цикл «Все симфонии Шостаковича» в «Зарядье», отмеченный Премией «МО» за 2021 год в номинации «Проект года»), завершился в декабре 2021, то по ощущениям автора этих строк – настоящую точку в этом проекте поставил Владимир Юровский своим январским концертом.

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм