Валерий Полянский и оркестр Московской консерватории: Рихард Штраус, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке (18 апреля 2022, БЗК)

Валерий Полянский и оркестр Московской консерватории: Рихард Штраус, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке (18 апреля 2022, БЗК)

Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича, симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Смерть и просветление», Концерт для фортепиано и струнных Альфреда Шнитке – такова программа выступления Валерия Полянского и симфонического оркестра Московской консерватории 18 апреля в БЗК. Солистка – Татьяна Полянская.

В своей книге о Рихарде Штраусе (М.: Издательство «Музыка», 1961) немецкий музыковед Эрнст Краузе пишет о «Смерти и просветлении» (1888-89), в частности, так: «Впервые композитор создал свою новую “симфоническую поэму для большого оркестра” не на основе чувственных восприятий или литературного произведения. Сюжет, идея сочинения, которому всегда обеспечен большой успех, принадлежали Штраусу. В нем показаны страдания и умирание стремящегося к избавлению от мучений героя, перед глазами которого проходят неотвязные картины горя и счастья, пережитых в молодости. <…> Штраус описывал не только смерть, но и процесс умирания. <…> C клинической точностью описывал композитор борьбу со смертью. Смысл медлительно стучащего ритма начальных тактов предельно ясен. Галлюцинации и бред больного воспроизводятся с такой убедительностью, что кажутся физически ощутимыми. Комфортабельное симфоническое смертное ложе, подле которого развивается музыкальная драма, оставляет у слушателя до некоторой степени неприятное чувство».

Одночастный Концерт для фортепиано и струнных Альфреда Шнитке написан в 1979. Премьера состоялась в декабре того же года в Ленинградской филармонии. Солировал Владимир Крайнев. В книге «Монолог пианиста. Кого помню и люблю» (М.: Музыка, 2011) он говорит и о Фортепианном концерте Шнитке: «О [нем] я стал просить Альфреда после исполнения Импровизации и фуги. Мы регулярно встречались, я все напоминал ему про концерт и наконец перестал. К тому же он говорил, что плохо знает рояль. И вдруг летом 1979 года Альфред неожиданно принес клавир нового сочинения. <…> В сентябре 1979 года я сыграл концерт Альфреду, он внес поправки, а на I фестивале Московская осень планировалась премьера. Было две репетиции с оркестром, дирижировал Эри Клас, но ему стало плохо: предполагали инфаркт и исполнение отменили. Поэтому премьера прошла не в Москве, а 10 декабря в Ленинграде под управлением Александра Дмитриева. <…> Сам Альфред мне [концерт] почти не комментировал; лишь сказал, что там звучит тема “Господи, помилуй”».

О Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, написанной в 1943 и посвященной Евгению Мравинскому (премьера – 4 ноября 1943 в БЗК; Госоркестром СССР дирижировал Е. Мравинский) писал в том числе и польский музыковед, композитор Кшиштоф Мейер: «Музыка Восьмой симфонии является одним из наиболее личных высказываний художника, потрясающим документом явной вовлеченности композитора в дела войны, протеста против зла и насилия». (Из книги К. Мейера «Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время» / Пер. Е. Гуляевой. СПб.: Композитор (СПб.), 1998)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм