«Вайнберг. Возвращение». Проект «Музыкального обозрения». Гастроли «Вайнберг-квартета». Комментарий Андрея Устинова

«Вайнберг. Возвращение». Проект «Музыкального обозрения». Гастроли «Вайнберг-квартета». Комментарий Андрея Устинова

14 октября Квартет имени Вайнберга (Rusquartet) отправился в гастрольный тур с новым именем и в обновленном составе.
Впереди обновление и расширение репертуара.
В планах «Вайнберг-квартета» — исполнить все 17 квартетов Мечислава Вайнберга.
Право на имя композитора Квартет получил от наследников — вдовы Ольги Рахальской и дочери Анны Вайнберг.

Комментарий Андрея Устинова:

«То, что российский струнный квартет взял себе имя мастера квартетного искусства, выдающегося советского и российского композитора Мечислава Вайнберга, я нескромно отнесу к результату почти десятилетней деятельности «Музыкального обозрения» по возвращению музыки Вайнберга в постоянный концертный репертуар.
Жизнь этого проекта я бы разделил на несколько этапов.

Первый — это подготовка и премьера первой в России театральной постановки оперы Вайнберга «Пассажирка» на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета в 2016 году. Я являлся куратором постановки и всего проекта, который включал не только премьеру, но и предпремьерные события, пиар-кампанию, разработку сайт, выставки, концерты, презентации, поездки, конференции, международные контакты. Новый для российской оперной сцены формат, которым театр потом воспользовался в следующих своих международных проектах

Второй этап — Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение», организованный и проведенный нами в 2017 году в Москве совместно с Большим театром, Государственным институтом искусствознания, Институтом Адама Мицкевича в Варшаве. Форум включал 4 оперных спектакля: «Пассажирку» в Москве (гастроли Екатеринбургского театра и премьера в Новой Опере), «Идиот» в Москве (премьера в Большом театре) и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, конференцию вайнберговедов Европы и мира, концерты, презентацию первого тома первого в России Собрания сочинений Вайнберга.

Третий этап — выпуск двух серий Собрания сочинений (1 — 13 томов, 15 тетрадей, 2 — 7 томов) и объявление плана третьей серии. В том числе изданы два квартета: № 5 и № 8 (совместный проект с издательством «Композитор • Санкт-Петербург»).

Четвертый этап — это «Год Вайнберга в России» (к 100-летию со дня рождения в 2019) и Всероссийский фестиваль «Вайнберг. Возвращение»: 60 концертов в которых прозвучало более 50 опусов композитора — треть его наследия.

Пятый — выход в 2021 книги польской исследовательницы Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров»: совместный проект «Музыкального обозрения» и польских коллег. На сегодняшний день это самая полная и достоверная биография композитора на русском языке. Книга — часть Библиотеки «Музыкальное обозрение».

Мы запустили процесс возвращения Вайнберга в России, и теперь этот процесс уже не имеет смысла делить на этапы.
Главный вывод, который мы можем сделать, и результат нашей работы —теперь музыка Вайнберга звучит постоянно в концертных залах, театрах, и включение российскими исполнителями произведений Вайнберга в репертуар стало обычным делом, а не героическим поступком (как это было 10–15 лет назад).
И как итог — имя Вайнберга взял струнный квартет (с 2001 по 2023 годы носивший название Rusquartet) в составе Ксении Гамарис (1-я скрипка), Анны Янчишиной (2-я скрипка), Ивана Агафонова (альт) и Петр Каретников (виолончель).
С этим именем квартет отправился в гастрольную поездку по городам Урала.
Впереди — две премьеры в Нижегородским театре оперы и балета: балет «Золотой ключик» и опера «Любовь д’Артаньяна». И наша совместная с Нижегородской оперой акция по представлению проекта «Вайнберг. Возвращение» для нижегородцев».

Андрей УСТИНОВ
Главный редактор газеты «Музыкального обозрения»,
куратор проекта «Вайнберг. Возвращение»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях