«Вайнберг-квартет» планирует исполнить все струнные квартеты композитора

«Вайнберг-квартет» планирует исполнить все струнные квартеты композитора

О квартетах Вайнберга

Мечислав Вайнберг — автор 17 струнных квартетов. Он писал в этом жанре на протяжении полувека: первый квартет был создан 18-летним композитором в Варшаве в 1938 году (он еще не знал, что через год будет вынужден бежать из Варшавы, спасаясь от нацистов), последний — в 1987-м; после этого композитором было создано менее 10 опусов. В 1985–1986 Вайнберг сделал редакции первых двух квартетов и дал им новые обозначения опусов.
Интерес Вайнберга к этому жанру не случаен. Его отец играл на скрипке, был дирижером и музыкальным руководителем еврейского театра в Варшаве. С детства Мечислав слышал звучание еврейских клезмерских инструментальных ансамблей, в которых струнные инструменты были на главных ролях, и сам в них играл. В конце жизни он вспоминал:
«Отец был скрипачом, композитором <…> ездил с труппами еврейских бродячих актеров, писал для них музыку. На спектаклях сидел за дирижерским пультом, играл на скрипке и дирижировал. <…> В десять или одиннадцать лет я уже играл у отца в театре на рояле».
Все это в значительной мере определило «квартетное» мышление Вайнберга и тяготение к тембрам струнных (немало произведений создано им для струнного оркестра и струнных инструментов: 2-я и 10-я симфонии, 4 камерные симфонии, симфониетта, сочинения для скрипки, альта, виолончели, контрабаса соло, в сопровождении оркестра и фортепиано, струнное трио, квинтет и др.).
Большую роль сыграли дружба и тесное общение Вайнберга с Д.Д. Шостаковичем, художественные и духовные переплетения и сближения с его творчеством. Интересно, что оба композитора не раз обращались к жанру струнного квартета в одни и те же годы, как будто соревнуясь друг с другом. Так, в 1944, вскоре после их знакомства, были написаны 2-й квартет Шостаковича и 3-й — Вайнберга; в 1946 — 3-й Шостаковича и 6-й Вайнберга (а годом ранее Вайнберг сочинил 4-й и 5-й квартеты). В 1956 Шостакович написал 6-й квартет, в 1957 появился 7-й квартет Вайнберга. В 1959 написан 8-й квартет Вайнберга, годом позже — 7-й и 8-й Шостаковича. В 1964 оба композитора создали свои квартеты № 10 (Десятый квартет Шостакович посвятил Вайнбергу), в 1966 — № 11; в 1970 появились 13-й квартет Шостаковича и 12-й Вайнберга.
На взаимосвязи квартетного творчества двух композиторов обратил внимание английский музыковед Дэниэл Эльфик, который в своем исследовании приводит любопытную периодизацию квартетов Вайнберга:
ранние квартеты — №№ 1–2;
«молодой мастер» — №№ 3–6;
«В тени Шостаковича» — №№ 7–9;
«квартетное соревнование» с Шостаковичем — №№ 10–12;
«пост-Шостакович» — №№ 13–15;
поздние шедевры — №№ 16–17.
Из 17 квартетов Вайнберга 14 имеют посвящения: № 2 — матери и сестре, № 4 — Квартету Большого театра, № 5 — Квартету им. Бетховена, № 6 — Георгию Свиридову, №№ 7 и 14 — Юрию Левитину, №№ 8, 13 и 17 — Квартету им. Бородина (который сыграл премьеры шести квартетов), № 10 — жене Ольге Рахальской, № 11 — дочери Виктории Вайнберг, № 12 — Вениамину Баснеру, № 15 — Московскому струнному квартету, № 16 — памяти сестры Эстер.

Квартет им. Бородина. Фото из личного архива М. Вайнберга, на фото надпись — "Дорогому Метеку! 17 ноября 1962"

Квартет им. Бородина с 1957 по 1981 сыграл премьеры шести квартетов композитора (№№ 7, 8, 9, 11, 13, 16). «Данель-квартет» (Бельгия) с марта 2006 по февраль 2009 гг. записал все квартеты на лейбле CPO, и в последующие годы не раз исполнял полный цикла квартетов Вайнберга (в Манчестере, Утрехте, Гейдельберге, Париже, Вашингтоне, Гамбурге, Амстердаме…).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях