Квартет имени Вайнберга (Rusquartet) отправился в гастрольный тур с новым именем и в обновленном составе

Квартет имени Вайнберга (Rusquartet) отправился в гастрольный тур с новым именем и в обновленном составе
Квартет им. М.С. Вайнберга. Ксения Гамарис, 1-я скрипка. Анна Янчишина, 2-я скрипка. Иван Агафонов, альт. Петр Каретников, виолончель

14 октября Квартет имени Вайнберга (Rusquartet) отправился в гастрольный тур с новым именем и в обновленном составе.
Впереди обновление и расширение репертуара.
В планах «Вайнберг-квартета» — исполнить все 17 квартетов Мечислава Вайнберга.
Право на имя композитора Квартет получил от наследников — вдовы Ольги Рахальской и дочери Анны Вайнберг.

Анна Янчишина, основатель квартета:

«Мы очень долго искали «своего» композитора. Брать название просто для того, чтобы быть квартетом «имени кого-то», казалось нечестным. Квартеты Вайнберга поразили нас чистотой, стройностью формы и невероятной глубиной музыкальной мысли. Чем больше мы погружались в его квартетное творчество, тем больше приходило понимание, что это совершенно удивительный композитор и его струнные квартеты — очень важная страница в истории мировой камерной музыки. Кроме того, не многие авторы создали целых 17 квартетов. Так пришло понимание, что это «наш» композитор».

Информационным партнером квартета стало «Музыкальное обозрение».

Гастрольный тур, октябрь 2023

16 — Челябинск, 18 — Магнитогорск, 20 — Уфа, 22 — Ижевск, 23 — Воткинск, 24 — Пермь
Программа гастролей
П. Чайковский. Струнный квартет № 2
Ф. Шуберт. Струнный квартет № 14 «Смерть и Дева»
С. Рахманинов. Струнный квартет № 1
И. Стравинский. Концертино
М. Вайнберг. Струнный квартет № 8
А. Чайковский. Струнный квартет № 7

Состав квартета имени Вайнберга:
Ксения Гамарис (1-я скрипка)
Анна Янчишина (2-я скрипка)
Иван Агафонов (альт)
Петр Каретников (виолончель)

Комментарий Андрея Устинова

«То, что российский струнный квартет взял себе имя мастера квартетного искусства, выдающегося советского и российского композитора Мечислава Вайнберга, я нескромно отнесу, в том числе, и к результату почти десятилетней деятельности «Музыкального обозрения» по возвращению музыки Вайнберга в постоянный концертный репертуар российских музыкантов.
Жизнь этого нашего проекта я бы разделил на несколько этапов.

Первый — это подготовка и премьера первой в России театральной постановки оперы Вайнберга «Пассажирка» на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета в 2016 году. Я являлся куратором постановки и всего проекта, который включал не только премьеру, но и предпремьерные события, пиар-кампанию, разработку сайт, выставки, концерты, презентации, поездки, конференции, международные контакты. Новый для российской оперной сцены формат, которым театр потом воспользовался в следующих своих международных проектах.

Второй этап — Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение», организованный и проведенный нами в 2017 году в Москве совместно с Большим театром, Государственным институтом искусствознания, Институтом Адама Мицкевича в Варшаве. Форум включал 4 оперных спектакля: «Пассажирку» в Москве (гастроли Екатеринбургского театра и премьера в Новой Опере), «Идиот» в Москве (премьера в Большом театре) и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, конференцию вайнберговедов Европы и мира, концерты, презентацию первого тома первого в России Собрания сочинений Вайнберга.

Третий этап — выпуск двух серий Собрания сочинений (1 — 13 томов, 15 тетрадей, 2 — 7 томов) и объявление плана третьей серии (сноска) В том числе изданы два квартета: № 5 и № 8 (совместный проект с издательством «Композитор • Санкт-Петербург»).

Четвертый этап — это «Год Вайнберга в России» (к 100-летию со дня рождения в 2019) и Всероссийский фестиваль «Вайнберг. Возвращение»: 60 концертов в которых прозвучало более 50 опусов композитора — треть его наследия.

Пятый — выход в 2021 книги польской исследовательницы Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров»: совместный проект «Музыкального обозрения» и польских коллег. На сегодняшний день это самая полная и достоверная биография композитора на русском языке. Книга — часть Библиотеки «Музыкальное обозрение».

Мы запустили процесс возвращения Вайнберга в России, и теперь этот процесс уже не имеет смысла делить на этапы.
Главный вывод, который мы можем сделать, и результат нашей работы —теперь музыка Вайнберга звучит постоянно в концертных залах, театрах, и включение российскими исполнителями произведений Вайнберга в репертуар стало обычным делом, а не героическим поступком (как это было 10–15 лет назад).
И как итог — имя Вайнберга взял струнный квартет (с 2001 по 2023 годы носивший название Rusquartet) в составе Ксении Гамарис (1-я скрипка), Анны Янчишиной (2-я скрипка), Ивана Агафонова (альт) и Петр Каретников (виолончель).
С этим именем квартет отправился в гастрольную поездку по городам Урала.
Впереди — две премьеры в Нижегородским театре оперы и балета: балет «Золотой ключик» и опера «Любовь д’Артаньяна». И наша совместная с Нижегородской оперой акция по представлению проекта «Вайнберг. Возвращение» для нижегородцев».

Андрей УСТИНОВ
Главный редактор газеты «Музыкального обозрения»,
куратор проекта «Вайнберг. Возвращение»

Квартет № 8 до минор ор. 66 был написан Вайнбергом в 1959, в год 40-летия, и посвящен Квартету им. Бородина (тогда в нем играли Р. Дубинский, Я. Александров, Д. Шебалин, В. Берлинский). 13 ноября 1959 года «бородинцы» исполнили премьеру Квартета в Малом зале Московской консерватории.

В том же году созданы Концерт для скрипки с оркестром, Соната № 2 для виолончели и фортепиано, Соната для двух скрипок, «Симфонические песни» для оркестра.

8-й квартет и тональностью, и общей атмосферой «рифмуется» с 8-м квартетом Шостаковича. Подобно сочинению Шостаковича, Квартет Вайнберга автобиографичен (как и в целом его творчество): вероятнее всего, он обращен к трагическим событиям войны и Холокоста, в котором погибли родители и сестра композитора.

Восьмой квартет — одночастное сочинение (в разных интерпретациях оно звучит от 15 до 18 минут), представляющее собой сжатый сонатно-симфонический цикл. Вступительная тема носит характер скорбной медитации. Тема главной партии написана в духе неоклассической арии (солирующая скрипка в сопровождении аккордов pizzicato). Побочная партия — скерцозный эпизод, основанный на мелодических и ритмических оборотах еврейской танцевальной музыки (фрейлехс); постепенно звучание приобретает все более и более трагическую окраску. В кратком заключительном разделе возвращается тема главной партии и настроение начала: наступает своего рода осмысление случившейся трагедии. Завершается Квартет характерным для Вайнберга приемом: музыка истаивает, растворяется в воздухе, уходит в небытие…

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях