Вайнберг сегодня. Исполнение музыки Мечислава Вайнберга в Москве, России, мире (2023, 2024)

Вайнберг сегодня. Исполнение музыки Мечислава Вайнберга в Москве, России, мире (2023, 2024)
Сцена из спектакля «Идиот», ГАБТ. Фото Дамир Юсупов

Проект «Музыкального обозрения» «Вайнберг. Возвращение» продолжается. Вышла книга «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров», вторая серия Собрания сочинений композитора в 7 томах. Произведения Вайнберга постоянно звучат на концертных и театральных сценах.

3 февраля 2023 в Музее П.И. Чайковского в Москве, на концерте «Из истории вокального цикла» состоялась мировая премьера опуса 7 Мечислава Вайнберга – Трех романсов для голоса и рояля (1941) на стихи Александра Прокофьева и Елены Рывиной: это второй вокальный цикл Вайнберга – первый, op. 4 (1940), написан на слова польского поэта Юлиана Тувима. Также прозвучали Еврейские песни Вайнберга, первый цикл op. 13 (1943), на стихи Ицхока-Лейбуша Переца. Солисты: Евгения Афанасьева (сопрано), Владимир Байков (бас-баритон), Марина Белашук (фортепиано).

9 февраля в Камерном зале Московской филармонии на фестивале «Гудьба», проводимом Творческим объединением «Притяжение», звучало Трио для скрипки, альта и виолончели (op. 48, 1950).

31 марта в «ДК Рассвет» Полина Осетинская и солисты OpensoundOrchestra (Станислав Малышев, Инна Зильберман, Дарья Филиппенко, Ольга Калинова) исполнили Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели op. 18 (1944) и Арию для струнного квартета (op. 9, 1942).

28 апреля в Вене, в «Театре ан дер Вин» состоялась австрийская премьера оперы «Идиот» (op. 144, 1986-1987) в постановке Василия Бархатова. Музыкальный руководитель и дирижер – Томас Зандерлинг. Солисты: Мышкин – Дмитрий Головнин, Настасья – Екатерина Санникова, Рогожин – Дмитрий Чеблыков.

20 мая в Калининграде, на концерте «Музыкальная сборная России» в рамках Международного фестиваля «Русская музыка на Балтике», Софья Морозова и оркестр Калининградской областной филармонии (художественный руководитель и дирижер – Александр Андреев) исполнили Концерт № 1 для флейты с оркестром (op. 75, 1961).

7 и 8 июня состоялись показы оперы «Идиот» на Новой сцене Большого театра. Режиссер-постановщик – Евгений Арье. Дирижер – Филипп Селиванов.

24 сентября в абонементе СПб ГАСО «Золотая коллекция» звучал Концерт № 2 для флейты с оркестром (op. 148, 1987).

14 октября на концерте в Парке «Патриот» Квартет имени Вайнберга (Ксения Гамарис, Анна Янчишина, скрипки; Иван Агафонов, альт; Петр Каретников, виолончель) исполнил Струнный квартет № 8 до минор (op. 66, 1959).

С 16 по 24 октября Квартет имени Вайнберга выступает в городах Урала (концерты в Челябинске, Магнитогорске, Уфе, Ижевске, Воткинске, Перми). В программе всех концертов – Квартет № 8.

14 октября в Кисловодске, на концерте Санкт-Петербургского Дома музыки в Северо-Кавказской филармонии прозвучал Первый концерт для флейты с оркестром (солистка – Анна Комарова, лауреат XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского).

Также 14 октября Борис Андрианов и Новосибирский академический симфонический оркестр (дирижер – Феликс Коробов) исполнили в Новосибирской филармонии Фантазию для виолончели с оркестром (op. 52, 1951-1953).

15 октября в Саратовской филармонии, на открытии 78-го концертного сезона Академического симфонического оркестра состоялся саратовская премьера Концерта для флейты (номер концерта в афише не указан). Солист – Максим Рубцов. Дирижер – Александр Рудин.

25 октября в концерте фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 34» в Московском доме композиторов виолончелист Алексей Найденов и Московский Шнитке-оркестр под управлением Игоря Громова исполнят Фантазию для виолончели с оркестром, написанную композитором в 34 года.

Фантазия для виолончели с оркестром прозвучит 2 ноября в Московской филармонии на концерте XV Международного виолончельного фестиваля Vivacello. БСО имени П.И. Чайковского (главный дирижер – Владимир Федосеев, дирижер – Денис Лотоев). Солист – Борис Андрианов.

6 ноября в Концертном зале Мариинского театра – исполнение оперы «Идиот» (премьера в Мариинском театре 6 июля 2016, режиссер Алексей Степанюк, дирижировал Томас Зандерлинг).

12 ноября в Нижнем Новгороде, в концертном зале «Пакгаузы на Стрелке» Осип Чебурашкин и оркестр La Voce Strumentale (дирижер – Иван Великанов) исполнят Концерт для кларнета (A) и оркестра (op. 104, 1970).

17 ноября в Нижегородском театре оперы и балета в концерте «Нежная музыка» прозвучит Трио для флейты, альта и арфы (ор. 127, 1979). Исполнители – Марина Волкова (флейта), Маргарита Пичужкина (альт), Луиза Минцаева (арфа).

На ноябрь в Нижегородском театре оперы и балета намечена премьера балета М. Вайнберга «Золотой ключик».

26 февраля 2024 в концерте абонемента «Музыкального обозрения» и Московской филармонии «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» в Камерном зале МГАФ прозвучит Соната № 5 для скрипки и фортепиано Вайнберга (соч. 53, 1953), посвященная Д.Д. Шостаковичу. Исполнители – солистка Квартета имени Вайнберга Ксения Гамарис и пианист Андрей Диев.

23 марта 2024 в Ростовской филармонии, в заключительном концерте абонемента «Шостакович+» Ростовского академического симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер – Антон Шабуров) прозвучит Концерт № 1 для флейты с оркестром. Солист – Игорь Бабин. Дирижер – Михаил Леонтьев.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях