«Учение о гармонии» Адамса под управлением Леднёва в «Другом пространстве. Continuo» (8 декабря 2023, КЗЧ)

«Учение о гармонии» Адамса под управлением Леднёва в «Другом пространстве. Continuo» (8 декабря 2023, КЗЧ)

8 декабря в Концертном зале им. Чайковского в рамках абонемента №1 «Другое пространство. Continuo» прозвучит московская премьера «Учения о гармонии» Джона Адамса. В программе также – «Мрамор» Валерия Воронова (российская премьера) и Концерт для двух фортепиано с оркестром Лучано Берио. За пультом Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова –Фёдор Леднёв.

В центре программы – столичная премьера «Учения о гармонии» Джона Адамса (1985), одного из крупнейших современных композиторов, в минувшем году отметившего 75-летие. Этой дате была посвящена недавняя российская премьера оперы Адамса «Доктор Атом» в театре «Новая опера» под управлением Фёдора Леднёва.

«Учение о гармонии» – одно из ключевых произведений Адамса; его название восходит к одноименному трактату Арнольда Шёнберга. «Шёнберг был мастером в таком же смысле, в каком мастерами были Бах, Бетховен, Брамс, – говорит Адамс, – но, при всем уважении, звучание додекафонной музыки мне не нравилось. Именно с Шёнберга началась “агония современной музыки”, из-за чего наша аудитория сокращалась в течение всего ХХ века. Отречься от Шёнберга было для меня актом огромной силы воли… “Учение о гармонии” сочетает технику минимализма с гармонией и выразительностью позднего романтизма: обращение к прошлому в постмодернистском духе – но безо всякой иронии».

В начале вечера впервые в России прозвучит сочинение «Мрамор» Валерия Воронова (2004) – одного из основателей композиторского объединения «Сопротивление материала», победителя международных конкурсов в Варшаве, Вене, Штутгарте, Бранденбурге, Санкт-Петербурге.

Завершит программу Концерт для двух фортепиано Лучано Берио (1973), классика послевоенного авангарда; исполнение его сочинения Laborintus II стало кульминацией предыдущего концерта из цикла «Другое пространство. Continuo». Солистами выступят Юрий Фаворин и Николай Мажара.

«Я не верю, что в создании традиционного концерта сегодня есть смысл, – писал Берио. – Отношения солиста и оркестра – вопрос, который надо решить заново, пользуясь словом “концерт” лишь как метафорой. А вот солисты как таковые всегда меня интересовали, и этот мой концерт можно с тем же успехом назвать “концерты” во множественном числе: настолько переменчивые, разнообразные и неустойчивые отношения связывают пианистов как друг с другом, так и с солистами оркестра. Всем этим различиям сопутствует поиск объединяющего начала, что слышно уже в первых тактах концерта, когда играют только два рояля, словно сверяясь с картой перед путешествием».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.