Транссибирский Арт-Фестиваль привез премьеру Софии Губайдулиной в Вену

Транссибирский Арт-Фестиваль привез премьеру Софии Губайдулиной в Вену
Фото Александр Иванов
16 июня в венском зале Концертхаус состоялся концерт, на котором в присутствии автора прозвучала европейская премьера скрипичного концерта Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты» в исполнении Вадима Репина и Симфонического оркестра австрийского радио Вена под управлением Андреса Мустонена.

Мировая премьера сочинения была представлена 2 апреля 2018 года Вадимом Репиным, Андресом Мустоненом и Новосибирским академическим симфоническим оркестром в Новосибирске.

«Это сочинение рождено гением, и я приложу максимум усилий чтобы убедительно воплотить его на сцене, – рассказывал Вадим Репин, художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля перед мировой премьерой – Название «Диалог: Я и Ты» дано потому, что у произведения двойное посвящение: написано оно для фестиваля, а посвящено солисту и дирижеру, мне и Андресу Мустонену».

София Губайдулина, одна из крупнейших ныне живущих композиторов, поясняет: «Название этого сочинения обязано моему восторгу при чтении книги Мартина Бубера «Я и Ты». Он пишет: “Мир для человека двойствен, в соответствии с двойственностью основных слов, которые он может произносить. Основные слова суть не единичные слова, а словесные пары. Одно основное слово – это пара: Я – Ты; другое: Я – Оно. <…> Два главные метакосмические движения в мироздании – экспансия и притяжение, стремление к единству – находят свою человеческую реализацию, свою высшую духовную форму в этом отношении: Я – Ты”. При чтении таких размышлений меня восхищает то, что все это имеет непосредственное отношение к искусству Музыки, к жизни звучащей материи. Двойственность. Ее стремление расшириться до бесконечности, а, с другой стороны, – неизбывное желание сосредоточиться вокруг некоего центра и утвердить его. Двойственность желаний самой звучащей ткани и драма внутри звучащих форм. Вот что для меня очевидно. Счастливым образом все эти мои волнения совпали с инициативой двух великих музыкантов нашего времени, Вадима Репина и Андреса Мустонена – создать совместно вещь для скрипки и оркестра. Это инициатива попала в самую горячую точку всех размышлений о диалогической антропологии Мартина Бубера. Создать диалог. Диалог между “Я” солиста и “Я” дирижера оркестра».

В венском концерте также прозвучали «Поэма-сказка» для симфонического оркестра Губайдулиной и Симфония № 8 («Неоконченная») Шуберта. Концерт в знаменитом венском зале Концертхаус – это второй концерт за всю историю Фестиваля в Европе. Первый состоялся 24 апреля 2017 года в зале Европарламента в Брюсселе. Европейская программа VI выпуска Транссибирского форума включит в себя также концерт 23 июня в Концертхаусе, где будет представлена программа из камерных сочинений Брамса и Дворжака в исполнении Вадима (скрипка), Репина, Никиты Борисоглебского (скрипка), Максима Рысанова (альт), Александра Князева (виолончель) и Дениса Кожухина (фортепиано). В дексабре запланированы концерты в Германии и Франции.