Торжественная месса Бетховена – концерт к 200-летию премьеры (2 марта 2024, Петербургская филармония)

Торжественная месса Бетховена – концерт к 200-летию премьеры (2 марта 2024, Петербургская филармония)
Лео Кремер, Камерный оркестр Заслуженного коллектива России. Большой зал Петерубургской филармонии. 5 ноября 2022. Фото Стас Левшин

2 марта 2024 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии прозвучит Торжественная месса Людвига ван Бетховена в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России АСО и Хора Санкт-Петербургской консерватории под управлением Лео Кремера. Сольные партии исполнят солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Дарья Рябоконь, Александр Тимченко, Илья Мазуров. Исполнение приурочено к двухсотлетию мировой премьеры: впервые в своей истории сочинение прозвучало в Петербурге 26 марта 1824.

Первое и единственное прижизненное исполнение «Торжественной мессы» состоялось благодаря князю Голицыну в Санкт-Петербурге 26 марта или, по новому стилю, 7 апреля 1824 г., в зале купца Кусовникова (ныне это Малый зал Санкт-Петербургской филармонии). Три части из «Торжественной мессы» (Kyrie, Credo, Agnus Dei) прозвучали месяц спустя, 7 мая 1824, в Вене в одном концерте с 9-й симфонией. Там они были названы «гимнами в церковном стиле», поскольку Австрии в то время нельзя было исполнить произведение с литургическим сакральным текстом вне стен храма: мессы, реквиемы не могли звучать в концертах.

«Всё сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники», – писал князь Николай Голицын Людвигу ван Бетховену после мировой премьеры Торжественной мессы.

Торжественная месса прозвучит в Большом зале филармонии в рамках абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющего великие сочинения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга. В предстоящих концертах исторического абонемента прозвучат, в частности, Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) в исполнении автора, симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» Арнольда Шенберга, исполненная в этом зале под управлением композитора.

Формально Петроградская филармония была образована в 1921 году, но все перечисленные концерты по праву считаются частью ее большой истории, которая неотделима и от истории образованного в 1882 году Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России), и от истории построенного в 1839 году зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты – ныне это здание – Большой зал Петербургской филармонии. Кроме того, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества, возникшего в 1802, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира»: это сочинение открыло программу исторического абонемента Петербургской филармонии в этом концертном сезоне.

Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В 1992-1994 возглавлял оркестр Эстонской филармонии. С 1995 является главным приглашенным дирижером оркестра филармонии в Минске. С 1991 сотрудничает с Санкт-Петербургской филармонией: одним из первых дал сольный концерт на новом органе Большого зала и является постоянным приглашенным дирижером Заслуженного коллектива России. С 1996 Кремер ежегодно проводит циклы концертов с Камерным оркестром филармонии и гастролирует с ним по городам Германии. В Санкт-Петербурге дирижер исполнил ряд крупных произведений Баха, руководил фестивалем «Бах – Мендельсон: преемственность традиции» и серией исторических концертов с музыкой Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Брамса.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях