Оперные хроники. Москва + Мариинский

Ведущие театры двух столиц в 2020 году и в сезоне 2020/2021: summary
Оперные хроники. Москва + Мариинский

Несмотря на продолжающуюся пандемию, ведущие театры Москвы и Санкт-Петербурга вступили в новый сезон. Премьеры, гастроли, отставки и назначения, потери и приобретения: обо всем этом в наших кратких оперных хрониках. Расширенная версия — в № 1 «МО» за 2021 год (Большой театр, стр. 3-5,  МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, стр. 6-7, Новая Опера им. Е.В. Колобова, стр. 8-9, Мариинский театр, стр. 10-13,  Геликон-опера, стр. 14-15, Музыкальный театр имени Н.И. Сац, стр. 16).

Большой театр

Первым ощутив на себе ограничения, связанные с пандемией, вынужденно отменив еще до карантина мартовские гастроли во Францию, Большой театр достойно выдержал прошлый год и, полный идей и планов, с премьерой вошел в нынешний.

25 февраля 2021 на Исторической сцене была впервые показана опера «Саломея» Рихарда Штрауса в режиссуре Клауса Гута (известного, в частности, своей постановкой «Свадьбы Фигаро» на Зальцбургском фестивале 2006, музыкальным руководителем которой был Николаус Арнонкур, а главную партию исполнила Анна Нетребко).

17 марта на Камерной сцене состоится премьера оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» (1958; либретто Владимира Масса и Михаила Червинского; первое исполнение – 24 января 1959 в Москве) в постановке Ивана Поповски. Иван Поповски (1969, Македония) – режиссер Мастерской Петра Фоменко, в Большом театре ставил «Войну и мир» Сергея Прокофьева (сезон 2005/06).

24 марта 2021 художественный руководитель Балета Цюриха Кристиан Шпук представит на Новой сцене премьеру балета «Орландо» (либретто Клауса Шпана; на музыку Антонина Дворжака и Макса Рихтера). Это не первая постановка Шпука в Москве: 15 июля 2016 в МАМТе была показана его «Анна Каренина».

21 апреля 2021 на Новой сцене – новая постановка «Тоски» Пуччини (дирижер-постановщик Даниэле Каллегари; режиссер, сценограф, художник по свету Стефано Пода). Это уже не первый опыт работы Даниэле Каллегари с Большим театром: 18 ноября 2010 он дирижировал в Концертном зале Чайковского «Маленькой торжественной мессой» Джоаккино Россини.

6-8 мая 2021 на Камерной сцене премьерные показы (в одном вечере) одноактных опер «Дневник Анны Франк» (1969) Григория Фрида (1915-2012) и «Белая Роза» (1986) Удо Циммермана. Режиссер спектакля «Дневник Анны Франк. Белая Роза» – Ханс-Йоахим Фрай (в 2011 ставил в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского оперу «Царь и плотник» Альберта Лорцинга). Продирижирует постановкой Филипп Чижевский – художественный руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica.

Владимир Урин, Генеральный директор Большого театра

23-27 июня 2021 – премьера оперы Чайковского «Мазепа» («отзвук» 180-летия со дня рождения композитора). Режиссер Евгений Писарев – художественный руководитель Московского драматического театра имени Пушкина. Дирижер – Туган Сохиев.

21 июля 2021 на Новой сцене Большого театра – премьера оперы Генделя «Ариодант» в постановке Дэвида Олдена (в 2016 на Новой сцене в его постановке шла опера «Билли Бадд» Бриттена, свшая лауреатом премии «Золотая маска» 2018).

1-4 июля 2021 на Новой сцене ГАБТа – мировая премьера балета «Чайка» (хореограф-постановщик – Юрий Посохов; композитор – Илья Демуцкий). Это уже третья работа Демуцкого в Большом театре. В 2015 Кирилл Серебренников совместно с Юрием Посоховым поставил в ГАБТе балет «Герой нашего времени» на музыку Демуцкого (спектакль получил в 2016 «Золотую маску»), а в 2017, также совместно с Ю. Посоховым – балет «Нуреев» (эта работа была отмечена премией газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год).

Среди крупных событий 2020 – фестиваль к 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, проходивший с сентября по декабрь на всех сценах Большого; серия показов оперы Дворжака «Русалка» (режиссер – Тимофей Кулябин, ставивший в 2016 в Большом «Дона Паскуале» Доницетти; дирижер Айнарс Рубикис, в 2015 дирижировавший в ГАБТе «Борисом Годуновым» Мусоргского, – его дирижерская работа в «Русалке» была отмечена премией «Золотая маска» 2020); юбилейный вечер Майи Плисецкой; премьеры опер «Садко» Римского-Корсакова (постановка Дмитрия Чернякова; лауреат премии «МО» 2020, номинант «Золотой маски» 2021) и «Искатели жемчуга» Бизе (постановка Владиславса Наставшевса; спектакль отмечен премией газеты «Музыкальное обозрение» за 2020 год).

Мариинский театр

Ощутил на себе пандемию и Мариинский театр. Как и все театральные и концертные организации России и мира, он был закрыт со второй половины марта 2020. Но как только были объявлены небольшие послабления режима, художественный руководитель-директор Мариинки Валерий Гергиев публично попросил для своего театра привилегий лично у президента: это случилось во время онлайн-встречи Владимира Путина с деятелями культуры в Пушкинский день России (6 июня).

Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Путин отреагировал, и меньше, чем через месяц открылся организуемый Гергиевым фестиваль «Звезды белых ночей», который (несмотря на коронавирус) длился до 6 сентября. А 27 июля, когда для всех остальных (за исключением Дениса Мацуева) границы были закрыты, оркестр Мариинского театра выступил на фестивале в Равенне (организаторы – Риккардо и Кристина Мути), а 29 июля принял участие в знаменитом фестивале в Равелло, «фестивале Вагнера».

Одновременно со «Звездами белых ночей» Гергиев провел на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» (14 августа – 6 сентября), о котором также докладывал Путину на июньской онлайн-встрече. А одновременно с Международным Дальневосточным фестивалем Гергиев и оркестр Мариинки были в гастрольном туре (9-20 августа) по 16 городам России, приуроченном к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Премьера «Огненного ангела» Прокофьева (23-24 августа; возобновленная постановка Дэвида Фримана 1991 года) совпала со вспышкой коронавируса в балетной труппе, а открытие сезона (7 сентября; «Снегурочка» Римского-Корсакова в постановке Анны Матисон, супруги Сергея Безрукова) пришлось на новую вспышку ковида в Мариинке. Но это не помешало Валерию Гергиеву и его оркестру снова отправиться на гастроли (на сей раз по Италии и Швейцарии: Римини, Мерано, Лугано и Базель).

2 октября в Мариинском-2 была показана опера Родиона Щедрина «Лолита» (перенос спектакля с 22 апреля; режиссер-постановщик Слава Даубнерова; две премии «Золотой софит» 2020), после чего оркестр Мариинского театра вновь уехал на гастроли (Люксембург, Париж: выступления под эгидой международного культурного проекта «Русские сезоны»).

24 ноября на Концертной сцене Мариинского театра состоялась мировая премьера нового сочинения Родиона Щедрина «Приключения обезьяны» по рассказу Михаила Зощенко, который любила Майя Плисецкая. Полное название: «Музыкальное прочтение по одноименному рассказу М. Зощенко, концерт для рассказчика, трубы, валторны, флейты, арфы и двух исполнителей на ударных инструментах в сопровождении струнного оркестра и чембало в память Майи Плисецкой, так любившей этот рассказ».

Вслед за мировой премьерой «Приключений обезьяны» состоялась их московская премьера – на II Международном фестивале «Зарядье» (15-29 ноября), придуманном Валерием Гергиевым. Также в «Зарядье» была исполнена расширенная версия оратории Софии Губайдулиной «О любви и ненависти» (2016; российская премьера – 17 ноября 2018 в Концертном зале Мариинского театра), были показаны балеты «Семь сонат», «Лунный Пьеро», «Concerto DSCH» Алексея Ратманского и «Дафнис и Хлоя» Владимира Варнавы.

В 2020 фестиваль «Зарядье» делался «с колес»: его открытие (да и проведение) пришлось на период жестких правил, введенных московскими властями – о заполняемости залов 25%, вместо прежних 50%. Но качество показанных работ оказалось на высоте.

8, 9, 11, 12 декабря в Мариинском театре был показан целиком оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Сценическое решение менялось по мере подготовки цикла к исполнению. Первые две оперы поставили Готфрид Пильц и Йоханнес Шааф, но от их концепции Мариинский впоследствии отказался, и все четыре оперы в итоге были объединены замыслом сценографа Георгия Цыпина (который уже оформлял в Мариинке «Кольцо нибелунга» в 2003).

Валерий Гергиев, Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра. Фото Mike Vichuk, предоставлено пресс-службой Мариинского театра

26 декабря в Мариинском театре состоялась премьера оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк, в прошлом главный режиссер Челябинского театра оперы и балета и Новосибирского театра оперы и балета. Перед Петербургом «Летучая мышь» «залетела» в Москву: 23 декабря в Концертном зале имени П. И. Чайковского Валерий Гергиев продирижировал полусценической версией оперетты (ее также подготовил А. Степанюк).

В январе 2021 в Санкт-Петербурге состоялся VIII Международный органный фестиваль «Мариинский». Руководитель фестиваля – французский органист и композитор, профессор Парижской консерватории Тьерри Эскеш.

А прямо перед Новым годом, 30 декабря, был опубликован новый вариант Постановления Правительства РФ «О ежегодных размерах грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства», с изменениями, касающимися отдельных получателей грантов. Согласно этому документу, размер гранта Мариинскому театру с 2021 равен 810,6 млн. рублей (предыдущий грант, утвержденный в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017, равнялся 535 млн. рублей).

МАМТ и Новая Опера

Жизни двух театров оказались в последние месяцы тесно переплетены ввиду перехода Антона Гетьмана из Театра Станиславского в Новую Оперу. В театральных и околотеатральных кругах было известно, что в МАМТе сложилась сложная ситуация, которая выражалась в противостоянии гендиректора Антона Гетьмана и художественного руководителя оперной труппы, главного режиссера Александра Тителя. В течение четырех лет две модели театра не могли ужиться друг с другом: «театр-дом» и «театр-прокатная площадка» («театр интенданта Гетьмана»). Периодически «вулканы» выбрасывали «лаву» в информационное пространство.

Моско́вский академи́ческий Музыка́льный теа́тр и́мени К.С. Станисла́вского и Вл.И. Немиро́вича-Да́нченко

«Победила» в итоге модель Тителя («театр-дом»), и вряд ли в российских условиях могло быть иначе. В кулуарах обсуждались разные кандидатуры на место Гетьмана. Говорили про первого заместителя генерального директора МАМТа Андрея Черномурова. Говорили про Андрея Борисова, на тот момент – генерального директора Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского: довольно скоро эти слухи оправдались. Сначала, 6 ноября, и.о. гендиректора МАМТа был назначен Черномуров, а 16 ноября московская мэрия назначила гендиректором МАМТа Андрея Борисова.

По Москве поползли слухи о том, что Борисов поставлен на пост гендиректора МАМТа, чтобы расчистить территорию для Теодора Курентзиса. По некоторым сведениям, Борисов эту информацию отверг. Трудно представить существование Курентзиса в Москве. Хотя его встречи в костюме «тройка» с министром культуры Ольгой Любимовой и губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым, невозможность сейчас работать в Европе, отсутствие госфинансирования его проекта в Петербурге говорят о том, что Грек ищет пути и мимикрирует под меняющиеся обстоятельства.

Гетьман же 6 ноября официально вступил в должность директора Новой Оперы. Сработает ли его уже знакомая театральная модель в новом пространстве (которое, в сравнении с Большим театром и МАМТом, можно назвать «маленьким оперным домиком») – покажет время.

Антон Гетьман

(Из важных шагов Антона Гетьмана в Театре Станиславского – приглашение на должность художественного руководителя балетной труппы МАМТа французского хореографа Лорана Илера: с его появлением в репертуар театра вошли балеты Сержа Лифаря, Уильяма Форсайта, Джорджа Баланчина, Пола Тейлора, Жака Гарнье, Марко Гёке, Охада Нахарина, Йохана Ингера, Триши Браун, Анжелена Прельжокажа, Андрея Кайдановского.

Огромный ажиотаж вызвала постановка в МАМТе оратории Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия». Премьера – 17 мая 2018, режиссер-постановщик – Константин Богомолов, кавер-версия либретто – Владимир Сорокин, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Филипп Чижевский. Четверо приглашенных солистов: три контртенора – Филипп Матман, Винс И, Дэвид ДиКью Ли – и тенор Хуан Санчо.

Заметный след в современной истории МАМТа оставила и постановка британским режиссером Саймоном Макберни оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы»: 24 и 28 сентября 2020 состоялись последние показы.

Также среди достижений Гетьмана – создание попечительского совета театра, учреждение Фонда поддержки МАМТ, запуск образовательного проекта «Студия»).

Андрей Борисов

Что же касается предшественника Гетьмана в Новой Опере, Дмитрия Сибирцева, то он покинул театр еще 30 сентября 2020. Некоторое время в кулуарах ходили слухи, что его отставка связана с подбором нового места для Антона Гетьмана, вскоре эти слухи подтвердились. 9 октября на официальной странице Сибирцева в Facebook появилась информация о том, что бывший директор Новой Оперы утвержден в должности директора Культурного центра «Меридиан».

(А 25 ноября Сибирцев был назначен еще и директором Московского камерного хора Владимира Минина. Роль этого коллектива в концертной жизни Москвы и России в последние годы все менее заметна. Зато заметен был сильный конфликт Минина с коллективом. Но – Минин остался, его перевели на почетную должность президента хора, а коллектив ему заменили. С приходом Сибирцева стало заметно, что деятельность хора оживилась, появились новые выступления и проекты. Осталось следить за качеством звучания).

С отставки Сибирцева до назначения Гетьмана прошел месяц с небольшим. За это время Новая Опера приняла участие в Пятом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» (27 сентября – 19 ноября; фестиваль Ассоциации музыкальных театров, президент – художественный руководитель Театра имени Сац Георгий Исаакян; фестиваль проводится при финансовой поддержке Министерства культуры РФ с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов), показав давний спектакль «О Моцарт! Моцарт…» (музыкальная редакция: Евгений Колобов; режиссер и хореограф: Владимир Васильев), в основе которого Реквием Моцарта и опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».

Кроме того, 15 октября в Новой Опере состоялись церемония награждения и гала-концерт лауреатов Российской оперной премии Casta Diva. Это первая в России специальная премия в области оперного искусства (учреждена в 1996). Основатель премии и президент фонда Casta Diva – профессор, заслуженный деятель искусств России, автор трехтомной энциклопедии «Хроника мировой оперы» Михаил Мугинштейн.

На начало декабря планировалась главная премьера сезона – «Кармен» Жоржа Бизе. Но – была перенесена сначала на январь (в рамках «Крещенского фестиваля»), затем на 19 февраля 2021. Для режиссера Юрия Александрова и художника Вячеслава Окунева это уже третий совместный спектакль в Новой Опере, две предыдущие работы – «Князь Игорь» Александра Бородина и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти – довольно часто появляются в афише театра. Музыкальный руководитель премьеры – главный дирижер Новой Оперы Александр Самоилэ.

Важным событием сезона стал традиционно проводимый в Новой Опере Крещенский фестиваль. Созданный как дань памяти Евгению Колобову, в 2021 он был посвящен 75-летию со дня рождения Колобова.

Геликон-опера

Отметив 30-летие в разгар пандемии (апрель 2020), театр «Геликон-опера» решил деятельно напомнить всем, что прежде в здании театра находился Центральный дом культуры медицинских работников – Дом медика (более 30 лет его возглавлял отец Дмитрия Бертмана, художественного руководителя «Геликон-оперы» – Александр Семенович Бертман). 20 января 2021 в «Геликон-опере» открылся мобильный пункт вакцинации от коронавируса, подготовленный совместно с Городской поликлиникой № 3.

Вслед за этим, 10-14 февраля, театр показал «Тоску» Пуччини в постановке Дмитрия Бертмана. Дирижер-постановщик премьеры – Валерий Кирьянов.

А до этого «Геликон», вышедший из ковид-изоляции в августе 2020, показал несколько осенних премьер.

Московский театр Геликон-опера. Фото предоставлено пресс-службой театра

Открылся сезон 8 сентября премьерой «Каменного гостя» Даргомыжского в постановке Дмитрия Бертмана (режиссер – Галина Тимакова, дирижер-постановщик – Михаил Егиазарьян).

17 сентября состоялась российская премьера оперы израильского композитора Гиля Шохата «Альфа & Омега» (мировая премьера – в 2001 на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве). Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман. Дирижер-постановщик – Валерий Кирьянов.

Дмитрий Бертман. Фото Валерий Чунтомов, предоставлено пресс-службой театра

10 октября, в рамках Пятого фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» (27 сентября – 9 ноября; организатор – Ассоциация музыкальных театров России, при финансовой поддержке Министерства культуры РФ с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов), «Геликон-опера» представила российскую премьеру оперы «Золушка» Леонида Вайнштейна, ученика Кара Караева. Режиссер-постановщик – Илья Ильин. Впервые «Золушка» Л. Вайнштейна была показана в 1985 на сцене Азербайджанского театра оперы и балета.

Фестивальную программу продолжил на сцене «Геликон-оперы» Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». 27 октября была показана «Эсмеральда» Александра Даргомыжского, а 28 октября – «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти (оба спектакля поставил Юрий Александров).

9 ноября в «Геликон-опере» состоялся заключительный гала-концерт фестиваля и была вручена премия «Легенда». Как сказал в интервью «МО» Георгий Исаакян (президент Ассоциации музыкальных театров России, художественный руководитель детского музыкального театра имени Н. И. Сац), «премия “Легенда” – одно из важных и объединяющих событий нашего фестиваля и нашей Ассоциации» и «каждый из лауреатов – эпоха».

19, 20 и 21 ноября в «Геликон-опере» был показан спектакль к 75-летию Нюрнбергского трибунала. В основе спектакля – «Реквием» Джузеппе Верди. Автор русского текста и режиссер-постановщик – начальник Управления президента РФ по общественным проектам (с 31 января 2017), ответственный секретарь Российского организационного комитета «Победа», председатель совета директоров ВЦИОМа, лауреат конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (2015) Сергей Новиков.

(Стоит отметить, что ровно тот же спектакль Сергея Новикова на музыку «Реквиема» Верди, с солистами «Геликон-оперы», был показан 27 января 2019 в Концертном зале им. С. В. Рахманинова в Филармонии-2, только тогда он был посвящен 75-летию снятию блокады Ленинграда, а 28 января 2020 режиссуру Новикова на музыку Верди показал в память о блокаде Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина. Исполнение «Реквиема» Верди, в принципе, можно посвятить памяти кого угодно и чего угодно).

27 ноября в «Геликон-опере» состоялась премьера оперы «Арлекин» Ферруччо Бузони (немецкое либретто композитора, автор русского текста – Марина Скалкина, режиссер-постановщик спектакля – Илья Ильин, дирижер-постановщик – Филипп Селиванов). Премьера была посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося театрального режиссера, актера, педагога, народного артиста России и Украины Матвея Ошеровского (1920-2009), одного из педагогов Дмитрия Бертмана.  ​​

"Арлекин". Фото Ирина Шымчак, предоставлено пресс-службой театра

Музыкальный театр имени Н. И. Сац

Будучи «ковид-реалистами» (по меткому выражению Георгия Исаакяна, художественного руководителя театра), «двигаясь осторожно, слово по очень тонкому льду», Музыкальный театр имени Н. И. Сац тем не менее не стал отказываться от августовского сбора труппы, а в сентябре 2020 отправился на гастроли в Энгельс: в рамках программы «Большие гастроли» (организатор – «РОСКОНЦЕРТ» при поддержке Министерства культуры РФ) были показаны спектакли «Волшебник Изумрудного города», «Кошкин дом» и «Теремок».

Театр им. Н. Сац, эмблема

19 сентября театр открыл новый сезон балетом «Синяя птица» (либретто Роксаны Сац по пьесе Мориса Метерлинка, постановка Кирилла Симонова, музыка Ильи Саца и Ефрема Подгайца).

25 октября театр принял участие во Всемирном дне оперы (трансляция оперных выступлений со всех континентов велась на онлайн-платформе OperaVision): была представлена опера «Орфей» Клаудио Монтеверди (режиссер-постановщик Георгий Исаакян).

Георгий Исаакян. Фото Елена Лапина, предоставлено пресс-службой театра

19 ноября в Москве завершился Пятый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Фестиваль организован Ассоциацией музыкальных театров России (ее президентом с 2014 является Георгий Исаакян) при финансовой поддержке Министерства культуры РФ с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов. Театр Сац принял на своей сцене несколько спектаклей региональных театров и показал в рамках фестиваля две свои прошлогодние премьеры: камерный балет Кирилла Симонова «Картинки с выставки» на музыку Модеста Мусоргского и Вольфганга Миттерера и первую в России постановку оперы Филипа Гласса «Les Enfants Terribles / Жестокие дети» (режиссер-постановщик Георгий Исаакян; спектакль отмечен премией газеты «Музыкальное обозрение» за 2020 год).

21 ноября Музыкальному театру имени Н. И. Сац исполнилось 55 лет. В этот день на Большой сцене снова был показан балет «Синяя птица», который можно было увидеть вживую и онлайн. Масштабных торжеств не было, интерактивы и мастер-классы были из-за пандемии отменены. Но специально к юбилею в театре был придуман конкурс юных музыкальных журналистов и блогеров: можно было делиться своими впечатлениями не только от «Синей птицы», но и от других спектаклей театра, присылать небольшие заметки, микрорецензии, рисунки, видео с краткими комментариями. Наиболее интересные работы планировалось публиковать в соцсетях театра, а их авторов предполагалось награждать билетами в театр. Результаты конкурса были объявлены на сайте театра.

29-30 ноября состоялись «Большие гастроли» Театра Сац в Волгограде. На сцене театра «Царицынская опера» были показаны три спектакля: «Дюймовочка, или чудесный полет» (опера-балет Ефрема Подгайца; либретто Роксаны Сац и Виктора Рябова по мотивам сказки Андерсена; режиссер-постановщик Валерий Меркулов), комическая опера Чимарозы «Тайный брак» в постановке Валерия Меркулова и опера «Альцина, или Волшебный остров» Генделя (постановка Георгия Исаакяна).

26-27 декабря в Театре Сац прошли премьерные показы авторского балета Кирилла Симонова «Три поросенка» на музыку Франсиса Пуленка.

В планах театра на сезон 2020/21 – премьеры «героической музыкальной комедии» «В шесть часов вечера после войны» в постановке Валерия Меркулова (в основе либретто – одноименный фильм Ивана Пырьева и музыка Тихона Хренникова) и оперы Михаила Броннера по книге Григория Остера «Вредные советы» (режиссер Валентина Грищенко).

Кроме того, исходя из слов Георгия Исаакяна на августовском сборе труппы, «впереди у нас – реконструкция». О том, что Театр Сац откроется в 2021 полностью реконструированным и обновленным, Исаакян сообщил ТАСС в июле 2019.

«В планах полная замена на Большой сцене всего устаревшего сценического и светового оборудования на технику последнего поколения, ремонт и реконструкция Большого зала и фойе театра. Реконструкционные работы будут проведены в течение двух лет», – сказал тогда Исаакян.

«Есть детские музыкальные театры, есть театры малого формата с маленькими труппами и оркестрами, но вот чтобы это был полноценный оперный и балетный театр с оркестром в 100 музыкантов, оперной труппой в 150 человек, включая солистов и хор, балетной труппой в 60 человек – такого в мире нет! Это достояние, которое надо беречь и хранить», – добавил он.

А на апрель 2021 у Театра имени Сац запланированы венские гастроли спектакля «Картинки с выставки» (копродукция с театром Ташенопер/Taschenoper).

«МО»