«Птицы встречают рыб»: концерт «Студии новой музыки» (18 марта 2022)

«Птицы встречают рыб»: концерт «Студии новой музыки» (18 марта 2022)

Российская премьера сочинения With a Crown of Birds Circling (2021) Даниила Посаженникова, «Рыбы» из цикла «Знаки Зодиака» (1975) Карлхайнца Штокхаузена, «Голос кита» (1971) Джорджа Крама, «Музыка улетающим птицам» для духового квинтета (1977) Петериса Васкса – в программе Ансамбля «Студия новой музыки» «Птицы встречают рыб».

Также прозвучит сочинение Эдисона Денисова 1969 года «Пение птиц», о котором сам автор говорил так:

«Это сочинение единственное, что я сделал в нашей недолго просуществовавшей электронной студии при музее Скрябина. Но та музыка, которую мы сочиняли тогда, она никак не может называться электронной: АНС – это был просто прибор, дающий новые звуки, тембры, но он, конечно, совсем не давал тех возможностей, как современные аппараты типа “Курцвейлер” и так далее. А моя пьеса… она и вовсе не электронное сочинение – это скорее конкретная музыка, потому что в основе его лежит материал, выбранный мной с пластинок из альбома “Голоса птиц в природе”. Правда, партитуру я сделал уже с помощью АНСа. Делал я ее очень медленно и очень долго. <…> Фактически, мы все делали примитивным образом, поскольку весь монтаж шел на старых обыкновенных магнитофонах. Мы ножницами резали пленку, клеили ее почем зря – пленка старая, ужасная, лопалась, трескалась, отлетала в самый неподходящий момент, и эти склейки отечественный скотч не держал, конечно, так что сводить материал с разных пленок на одну было почти невозможно. Даже четырехканальная запись была невозможна. И сама работа шла в самых примитивных условиях – в подвале под музеем Скрябина». (Из книги Д. Шульгина «Признание Эдисона Денисова»; М.: Издательство «Композитор», 1998)

А вот как охарактеризовал «Пение птиц» пианист и композитор Иван Соколов:

«В [этом сочинении] [Эдисон Денисов] изготовил чарующую слух магнитофонную пленку с записями звуков природы, голосов птиц, зверей, немногими фортепианными или электронными вкраплениями. Параллельно нужно было импровизировать на любом инструменте, имея перед собой “графическую модель” – чертеж или рисунок самого автора. Это семь концентрических кругов, а в них – точки, извивающиеся линии, пятна». (Из книги «В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова»; М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015)

Из той же книги – слова пианиста Алексея Любимова, первого исполнителя (1970) «Пения птиц»: «В 1975 году Денисов попросил меня выступить с “Пением птиц” на очередном концерте цикла “Камерные сочинения композиторов Москвы”. <…> Вот именно тогда и произошло шокировавшее Денисова представление в птичьем костюме. <…> На мне были различного рода покрывала, ленты, привязанные к лодыжкам босых ног, пончо желтого цвета, две маски птицы – одна спереди, другая сверху на голове, индийские колокольчики, подвешенные на руках и на поясе, джинсы. <…> Денисов был очень возмущен, но постепенно принял эту интерпретацию».

Полностью программа концерта 18 марта 2022 – на сайте «Студии новой музыки».

Исполнители:

  • Алена Верин-Галицкая, сопрано
  • Марина Рубинштейн, флейта
  • Мона Хаба, фортепиано
  • Наталия Черкасова, фортепиано
  • Ольга Галочкина, виолончель

Ансамбль «Студия новой музыки»

Дирижер – Игорь Дронов

«МО»