«Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда: российская премьера (14 апреля 2022, Новая Опера)

«Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда: российская премьера (14 апреля 2022, Новая Опера)
Эрих Корнгольд. Фото https://www.jta.org/

14 апреля в Московском театре Новая Опера состоится российская премьера оперы «Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда. Режиссер-постановщик – Василий Бархатов, музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин, дирижер – Дмитрий Матвиенко, художник-постановщик – Зиновий Марголин, художник по костюмам – Ольга Шаишмелашвили.

Cолисты:

Пауль – Рольф Ромей
Мариэтта, Мари – Елена Стихина
Франк – Артем Гарнов
Бригитта – Анастасия Лепешинская
Джульетта – Мария Буйносова
Люсьена – Екатерина Мирзоянц
Викторин – Георгий Фараджев
Фриц (Пьеро) – Илья Кузьмин
Граф Альберт – Антон Бочкарёв

Предстоящая постановка потребовала специальных технических решений. Действие будет происходить в двухэтажном павильоне, построенном на оркестровой яме. Оркестр расположится за павильоном в глубине сцены. Над оркестром будут размещены специальные отражающие панели, позволяющие уравновесить звучание оркестра и солистов без электроакустического усиления. Солисты будут находиться максимально близко к зрителям. Дирижер будет взаимодействовать с солистами при помощи камер и мониторов.

«Мертвый город» Э. В. Корнгольда (1897-1957) – знаковое сочинение эпохи постромантизма, имевшее большой успех еще при жизни композитора. Первый показ – и сразу двойная премьера: в Гамбурге и Кельне в один день, 4 декабря 1920. Затем опера ставилась во многих театрах, в том числе в Метрополитен-опере, но вскоре была запрещена и после Второй мировой войны оказалась в безвестности. В конце 20-го – начале 21-го века театральная судьба оперы изменилась: «Мертвый город» ставится во многих странах мира, а теперь и в России.

В основе оперы – пьеса «Мираж», которая, в свою очередь, создана по роману бельгийского символиста Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге» (1892). Либретто композитор вместе с отцом – влиятельным музыкальным критиком Юлиусом Корнгольдом. Оно было опубликовано под псевдонимом Пауль Шотт (объединив тем самым имя главного героя оперы и фамилию издателя). Авторство намеренно скрывалось, чтобы не акцентировать участие отца в создании сочинения, правда выяснилась лишь в 1975 в Нью-Йорке.

Василий БАРХАТОВ: «В личной трагедии мы всегда хотим, чтобы окружающий мир скорбел вместе с нами. Когда ты ощутил потерю, часы и трамваи непременно должны перестать ходить… но они, как назло, продолжают, тем самым оскорбляя своей непочтительностью нашу внутреннюю боль. Мир не желает замирать в угоду нашему несчастью, и тогда мы перестаем отражать его адекватно – накладываем свои меланхоличные фильтры на всё окружающее. Любой город хочется видеть исключительно скорбящим и “мертвым” в такие моменты. “Мертвый Брюгге” или любой другой город – в подобной ситуации не имеет значения. Ведь это “мертвое” не в архитектуре, а в глазах смотрящего. Опера “Мертвый город” всегда была и остается для меня историей мучительного освобождения от ушедшего человека – избавление от самой крепкой зависимости из известных мне».

Пять премьерных показов: 14, 17, 20, 22, 24 апреля 2022.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм