Проект «Кантаты» в Большом театре (7 и 9 декабря 2021)

Проект «Кантаты» в Большом театре (7 и 9 декабря 2021)
Смерть Офелии. Дочь – Эльмира Караханова. Мать – Ирина Бразговка. Фото: Павел Рычков | Большой театр

7 и 9 декабря 2021 в Бетховенском зале ГАБТа – спектакли проекта Молодежной оперной программы Большого театра «Кантаты. Миф. Режиссерские новеллы».

Экспериментальный проект «Кантаты» для начинающих режиссеров и певцов существует в Большом с 2018. Тогда он позиционировался как лаборатория и назывался «Кантаты lab. Сценические опыты». Семь кантат (Гендель, Вивальди, Гайдн, Арн, Альбинони, Россини) ставили студенты режиссерских мастерских Олега Кудряшова (ГИТИС) и Дмитрия Брусникина (Школа-студия МХАТ). «Кантаты lab» попали в лонг-лист премии «Золотая маска», а один из режиссеров-участников – Александр Молочников – был приглашен ставить оперы «Телефон» и «Медиум» Джанкарло Менотти на Камерной сцене имени Бориса Покровского (премьера – 22 марта 2019). Также Молочников известен как режиссер-постановщик балета Юрия Посохова «Чайка» на музыку Ильи Демуцкого (премьера – 1 июля 2021).

Второе обращение Большого театра к кантатам состоялось только через три года (из-за пандемии) – в июне 2021. Музыкальная составляющая перешла от барокко и классицизма к романтикам и постромантикам, от Берлиоза до Дебюсси, а проект получил новое название – «Кантаты. Миф».

7 и 9 декабря в Бетховенском зале можно будет еще раз увидеть июньскую программу из 5 кантат: в первом отделении прозвучат кантаты Берлиоза «Клеопатра», «Эрминия» и «Смерть Офелии» в постановке Ксении Зориной, Сергея Морозова и Елизаветы Мороз. Кантаты «Фауст и Елена» Буланже и «Блудный сын» Дебюсси в постановке Алексея Золотовицкого и Игоря Титова будут исполнены во втором отделении. Состав солистов остался прежним: Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано), Эльмира Караханова (сопрано), Мария Мотолыгина (сопрано), Елизавета Нарсия (сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Алексей Курсанов (тенор), Давид Посулихин (тенор), Николай Землянских (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон). Подробно об этой программе «МО» писало в № 6 (479, 480) 2021.

«Светская кантата – вечная спутница оперы. Жанр, который идеально подходит для режиссерской лаборатории. Микроистории, драматические ситуации, которые разворачиваются в кантатах, дают возможность режиссеру придумать и поставить законченный спектакль, но, что называется, в коротком метре. Это не отрывок, не часть большого оперного полотна, но целостное произведение», – говорит куратор проекта Илья Кухаренко.

Проект «Кантаты» инициирован начальником отдела перспективного планирования и специальных проектов ГАБТа Ириной Черномуровой. Музыкальный руководитель – Сергей Константинов. Кураторы – Илья Кухаренко и Татьяна Белова.

«МО»