Премьера цифровой оперы «Главный вопрос» (Чувашский театр оперы и балета, 24 и 25 ноября 2023)

Премьера цифровой оперы «Главный вопрос» (Чувашский театр оперы и балета, 24 и 25 ноября 2023)
На репетиции оперы "Главный вопрос"

Чувашский театр оперы и балета «Волга Опера» представит оперу Рустама Сагдиева «Главный вопрос». Автор идеи – Андрей Попов. Режиссер – Дмитрий Отяковский. Дирижер-постановщик – Рустам Сагдиев. Премьерные спектакли пройдут 24 и 25 ноября 2023 в рамках 23-го Международного оперного фестиваля им. Михайлова.

Главный герой оперы – межгалактический искусственный интеллект Deep Thought Al, занятый поиском главного вопроса жизни. Спектакль состоит из нескольких эпизодов, связанных между собой главным героем, от лица которого ведётся повествование. Эпизоды исполняются на девяти языках – русском, чувашском, английском, итальянском, немецком, французском, японском, квазиславянском и санскрите. Сюжет оперы включает в себя отсылки к популярным произведениям научной фантастики, философским трудам, компьютерным играм и аниме.

«Цифровую космическую оперу на основе либретто, частично сгенерированного нейросетью» готовит к постановке Дмитрий Отяковский, лауреат I премии Первого международного конкурса молодых режиссеров «Нано-опера», автор online и site-specific спектаклей, на днях занявший должность главным режиссера Хабаровского краевого академического музыкального театра.

Композитор и дирижер-постановщик Рустам Сагдиев – постоянный творческий партнер Дмитрия Отяковского. Среди их совместных работ: опера «Приключения Кинтаро» по мотивам японского фольклора (2018, Мариинский театр), опера «Дворцовые стражи» (2018, Эрмитажный театр), сценическая кантата «Притча» (2019, Рязанская областная филармония), опера «Слышащая голоса» (2019, Мастерская Аникушина), «Медея» – dramma per musica в трех актах и восьми допросах – онлайн-мини-сериал по мотивам трагедии Еврипида (либретто Всеволода Нелюбова; 2021, медиаплатформа воронежского Молодежного музыкально-пластического театра).

Рустам САГДИЕВ. В 2010 окончил Новосибирский музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова (вокальное и дирижерско-хоровое отделения), в 2015-м –два факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (специальности «академический вокал» и «хоровое дирижирование»), в 2017-м – ассистентуру-стажировку консерватории (факультет композиции и дирижирования). С 2011 – солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

Автор фортепианных, камерно-вокальных, симфонических и хоровых сочинений, музыки к спектаклям «Желудёнок», «Вязаная страна», «Генри и Жюли», а также опер (поставленных в различных театрах Петербурга и за его пределами), в числе которых – «Репка» (2016, Мариинский театр, режиссер Алла Чепинога; в 2017-м спектакль удостоился специального приза Национальной оперной премии «Онегин») и «Приключения Кинтаро» по мотивам японского фольклора (2018, Мариинский театр, режиссер Дмитрий Отяковский). Среди других крупных сочинений Рустама Сагдиева – опера «Дворцовые стражи» (2018, Эрмитажный театр), симфоническая сказка «Снежная королева» (2019, Эрмитажный театр), сценическая кантата «Притча» (2019, Рязанская областная филармония), опера «Слышащая голоса» (2019, Мастерская Аникушина), «Медея» – dramma per musica в трех актах и восьми допросах – онлайн-мини-сериал по мотивам трагедии Еврипида (либретто Всеволода Нелюбова; 2021, медиаплатформа воронежского Молодежного музыкально-пластического театра, режиссер Дмитрий Отяковский).

Дмитрий ОТЯКОВСКИЙ. Выпускник Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (курс И.А. Габитова), ГИТИСа (курс Георгия Исаакяна). Также обучался в Высшей школе режиссеров и сценаристов при киностудии «Ленфильм». В 2017 проходил стажировку в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф, Германия), где в качестве ассистента режиссера Ги Йостена работал над оперой Доницетти «Мария Стюарт».

С 2011 – солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

В Мариинском театре поставил детские спектакли «Приключения Кинтаро» (2018) и  «Лоскутик и Облако» (2020), а также работал как режиссер над серией концертов «Киномузыка в Мариинском» в Зале Щедрина (2018), театрализованным дивертисментом «Душа Петербурга – Мариинский театр» в Фойе Стравинского (2018) и церемониями открытия Международного фестиваля «Виртуозы флейты» в Концертном зале (2018, 2019).

Автор более 30 постановок на разных площадках России. Среди них: «Моцарт и Сальери» Моцарта (2014), «Антиформалистический раёк» Шостаковича (2016), «Вольный стрелок» Вебера (2017), «Бастьен и Бастьенна» Моцарта (2018), «Дворцовые стражи» (2018) и «Слышащая голоса» (2019) Сагдиева, «Капулетти и Монтекки» Беллини (2020); программа «Квартет 4×4» телеканала «Культура» (2018), концерт к юбилею Рязанской областной филармонии (2019), сценическая кантата «Притча» (2019), мультимедийно-хореографический перформанс Lux Aeterna (2019), фильмы-оперы «Пир во время чумы» и «Скупой рыцарь» (2020).

В 2020 организовал культурно-образовательную программу «Лаборатория исследования цифровой оперы», в рамках которой были созданы онлайн-версии опер «Пир во время чумы» Ц. Кюи, «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Глоссарий 2.0» Е. Войтенко, «Маски» Г. Фёдорова, digital-проекты в соавторстве с композитором Р. Сагдиевым – «Грехопадение», «Тихий город», «Комедия города Петербурга» и «Медея».

С ноября 2023 – главный режиссер Хабаровского краевого академического музыкального театра.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.