По самым высоким стандартам

Зал в Олимпийской деревне — главное достижение Московской филармонии в 2014 году
По самым высоким стандартам
Фото пресс-службы Московской филармонии.

На традиционной предновогодней встрече с журналистами генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов рассказал о том, что сделано филармонией в 2014. Результаты впечатляют.

Филармония-2

Главный итог года — открытие нового зала: реконструированного Концертного зала в Олимпийской деревне.

Этот зал был построен вместе со всем комплексом зданий района к Олимпиаде‑1980 и более 20 лет был востребованной в Москве концертной площадкой. В ноябре 1980 зал получил статус Дома концертных организаций РСФСР и отдан в ведение Росконцерта. Здесь шли спектакли Большого театра, выступали театр А. Райкина, ансамбль И. Моисеева, балет Б. Эйфмана. Проходили эстрадные и джазовые концерты, творческие встречи с артистами театра и кино, юмористические и детские программы, литературные вечера с участием С. Юрского, М. Козакова, М. Ульянова, З. Гердта.
.

Концертный зал «Филармония-2»
Зал имени Сергея Рахманинова (бывший Концертный зал в Олимпийской деревне)
Москва, Мичуринский проспект, дом 1
Вместимость 1040 мест
Реконструкция и акустические работы: Mueller BBM (Германия), Gustavs (Швеция), Wenger (США)
Первый акустический концерт 20 ноября 2014
АСО Московской филармонии, дирижер Димитрис Ботинис
Солистка Татьяна Колесова
Официальное открытие 23 декабря 2014
АСО Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов
Ансамбль «Арсенал», худ. рук. Алексей Козлов

В этом зале давали концерты ансамбль скрипачей Большого театра, Э. Вирсаладзе, Н. Гутман, Ю. Башмет, дирижировали Е. Светланов, Ю. Симонов, А. Лазарев, С. Сондецкис, Д. Кахидзе…

С 2002 по 2014 в здании располагался Государственный Музыкальный театр национального искусства под руководством В. Назарова (учредитель — Министерство культуры РФ).

Спектакли и концерты театра В. Назарова проводили не более 2 раз в неделю, аншлагов не собирали, большую часть времени здание функционировало как арендная площадка (кроме Большого концертного зала, в нем еще и два малых: театральный и концертный). Говорить о каком-то комфорте для зрителей и актеров было сложно: низкие температуры в фойе и зале, устаревшая акустика и допотопная инфраструктура. Кроме того, добраться туда в отсутствие близлежащей станции метро было проблематично.

На встрече с деятелями культуры 17 сентября 2013 в Концертном зале имени П.И. Чайковского министр культуры В. Мединский впервые заявил о том, что это здание будет передано Московской филармонии: «это будет большой возрожденный концертный комплекс в Олимпийской деревне на юго-западе Москвы», — заявил министр.

Летом 2014 Минкульт официально сменил собственника помещения, передав его от Театра В. Назарова Московской филармонии. Назаров с частью сотрудников и артистов покинул театр, и сейчас «Музыкальный театр Владимира Назарова» выступает на различных площадках Москвы. А Государственный театр музыкального искусства был присоединен к МГАФ и продолжает давать представления в залах комплекса в Олимпийской деревне.

Здание полностью реконструировано: проведена перепланировка пространственной концепции, заменены кресла, площадка оборудована новой световой и звуковой техникой. Особое внимание было уделено работе над акустическими параметрами зала: все действия по реконструкции зала и сцены проводились архитекторами в тесном сотрудничестве с международной командой профессионалов‑акустиков.

Параметры и возможности сцены позволяют проводить здесь филармонические концерты самого высокого уровня, выступления танцевальных коллективов и балетных трупп, осуществлять полноценные театральные постановки.

А. Шалашов: «Идея создания нового филармонического зала в Олимпийской деревне принадлежит Министерству культуры, которое давно пришло к выводу, что этот гигантский комплекс можно использовать гораздо эффективнее. Для меня как директора филармонии присоединение зала — а в перспективе еще двух камерных — это возможность значительно увеличить число филармонических концертов, расширить аудиторию, прежде всего за счет тех, кто живет на окраинах и кому трудно ездить в центр.

Не хочу оценивать деятельность, художественную значимость театра В. Назарова, но мне кажется, что мы внесем более значимый вклад в культуру вообще и, в частности, музыкальную культуру.

В этой затее был значительный риск. Все было сделано в крайне сжатые сроки. Зал не новый, ему требовался капитальный ремонт. Мы обратились к немецкой компании «Mueller BBM», с которой 6 лет работали над акустикой Зала им. Чайковского. И уже через 2 недели у нас была идеология нового зала: понимание того, что должно получиться. За 2 месяца они сделали предварительный, а потом и рабочий проект: обычно на это уходит не менее 8 месяцев. В начале августа был подписан контракт на проведение работ, и началась закупка материалов. И за 4 месяца, с августа по ноябрь, зал был подготовлен к эксплуатации».

Тестовые концерты в новом зале шли с 20 ноября. 23 декабря состоялось официальное открытие зала, на котором присутствовали вице-премьер О. Голодец, министр культуры В. Мединский, зам. министра культуры Е. Миловзорова. В концерте приняли участие АСО Московской филармонии под управлением Ю. Симонова и ансамбль «Арсенал» под управлением А. Козлова.

О. Голодец: «Это праздник для всех любителей музыки, потому что они получили огромный подарок — замечательное свершение, построенное при участии Минкультуры РФ в короткие сроки и с такими акустическими возможностями».

24 декабря В. Мединский на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству при Президенте РФ объявил, что зал будет носить имя Сергея Рахманинова.

Д. Мацуев: «Замечательный зал, с хорошей акустикой. Не сомневаюсь, что армию любителей музыки пополнят жители Новой Москвы, которым гораздо удобнее доехать до Олимпийской деревни, чем до центра города, где сконцентрированы главные концертные площадки. Филармонию‑2 — Концертный зал Рахманинова открыли в декабре 2014‑го, но его успели оценить и зрители, и музыканты».

Акустика

На вопрос об акустических «секретах» нового зала А. Шалашов ответил: «Сегодня акустическая наука так развита, что все можно просчитать заранее. Просто надо ответственно подойти к вопросу до начала проектирования.

Представители Mueller BBM подсказали основные принципы реконструкции. Во‑первых, зал был очень широкий и одновременно очень низкий. И единственное, что можно было сделать — это «заузить» его с помощью балконов. Весь зал отделан шведскими акустическими панелями Gustavs. Мы просмотрели сотни образцов, пока Gustavs не сделал то, что мы хотели, из латиноамериканского клена — только он нас устраивал, как самый светлый и прозрачный.

Кресла тоже прошли все акустические испытания. Они деревянные и, на мой взгляд, очень удобные.
Представители Mueller BBM следили, как наклеиваются плиты, как создается основание. Очень важна и технология установки полов. Мы вскрыли потолок и, таким образом, создали больший объем высоты в зале. Остались открытые металлические перекрытия, под ними под разными углами висят небольшие акустические плиты, которые чуть-чуть разбивают отражение. В этом зале заложено очень много возможностей для регулировки акустики. Думаю, что достройка акустики займет несколько лет.
Поскольку изначально это был театральный зал, театральный портал оставлен как часть его конструкции. Сцена очень большая. Если рассадить симфонический оркестр, то за последними пультами остается еще 5 метров в глубину!

Сегодня зал смонтирован для концертов. Постоянно стоит модульная акустическая раковина: ее изготовила американская фирма Wenger — монополист в этой области. Раковина сделана из специальных акустических плит. Она легко трансформируется, ее можно убрать за два часа и использовать сцену для театральных, танцевальных, балетных постановок.

В конце сезона появится вся механика сцены — свет, штанкеты для декораций. Сцена будет полностью приспособлена для театральной деятельности, для полноценных постановок. Не хватает только оркестровой ямы. Но установить ее было невозможно.

Особенно замечательно, на мой взгляд, звучит в этом зале камерная музыка. Здесь уже выступали камерные оркестры, и многие не сразу поверили, что возможно такое звучание».

Инфраструктура

Как отметил А. Шалашов, в здании удалось создать удобную, логичную инфраструктуру: большое количество буфетов, комфортабельные туалеты, удобные гардеробы, уютные фойе, информационные стенды, кафе.

Пока существует проблема с тем, как добраться и выехать после концерта. Автовладельцы могут заказать место на закрытой парковке. А для тех, у кого нет машины, проблема будет решена с открытием станции метро «Озерная» во 2‑й половине 2016 — от нее до зала 800 м, не больше, чем от «Арбатской» до Большого зала консерватории.

Зал в Олимпийской деревне — уже второй за пределами Садового кольца, в т. н. «спальных районах» Москве, где проходят филармонические концерты. С 2009 филармония арендует для своих концертов зал «Оркестрион» вблизи метро «Новые Черемушки» (его собственник — Российский национальный оркестр).

Особенность зала в Олимпийской деревне в том, что он станет культурным центром для огромной территории Новой Москвы, присоединенной к столице два года назад.

А. Шалашов: «Десятки тысяч людей на западе, юго-западе, в Новой Москве благодарны нам за то, что теперь классическая музыка будет для них буквально в шаговой доступности. Чтобы побывать на филармоническом концерте, им не нужно ехать из Олимпийской деревни или из Переделкина в консерваторию или Зал Чайковского. И на дорогу можно потратить всего 40 минут вместо 1,5–2 часов.

Этот зал станет примером того, как можно реально расширить аудиторию любителей классической музыки, заниматься просветительством и популяризацией классической музыки в таком большом городе, как Москва. Транспортные проблемы есть везде. И во всех больших мегаполисах осуществлена подобная децентрализация концертных залов: в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, где существует огромная сеть замечательных концертных залов. В Токио качество залов в центре и на окраинах ничем не отличается. И там, и там — высший класс! И там, и там все артисты выступают с удовольствием. Так должно быть и в Москве. Тем более что все артисты хотят выступать в столице как можно чаще».

По словам А. Шалашова, инаугурация зала — не разовое событие, она продолжится в течение всего сезона, с тем, чтобы «заинтересованные лица», прежде всего представители СМИ, могли всесторонне ознакомиться с залом и его параметрами. В частности, сольный концерт Д. Мацуева, который состоялся 17 января; концертное исполнение оперы «Демон» с Д. Хворостовским в заглавной партии; концерт фортепианного дуэта Н. Луганский — В. Руденко и многие другие знаковые для филармонии события.

Стоимость билетов значительно отличается от Зала им. Чайковского: билеты почти в два раза дешевле. При этом, как отметил гендиректор филармонии, все федеральные коллективы будут в этом сезоне выступать в «Филармонии-2» без гонораров.

В здании еще два зала: камерный на 230 мест, и малый — на 177 мест. Как пояснил А. Шалашов, уже принято решение о капитальном ремонте малых залов и других помещений, о дальнейшем приведении в порядок всего комплекса: «Один зал будет театральным, но с вновь созданной акустикой, потому что мы бы хотели осуществить там новые постановки, а также отобрать некоторые спектакли из того репертуара, что сейчас там идет. Хотелось бы работать без микрофонов и без фонограмм. Но в нынешней акустике это затруднительно».

Второй зал будет предназначен для кинопоказов: в частности, трансляций из «Метрополитен-опера», осуществляемых компанией Cool Connections.

Трансляции

В будущем предполагаются интернет-трансляции из нового зала — после того как будет установлен экран, система камер, пультов, звука и т. д.

«Это огромный комплекс, который стоит очень дорого, — говорит А. Шалашов. — Сейчас мы ведем трансляции из двух залов — КЗЧ и Камерного, и тот комплекс, на мой взгляд, один из самых совершенных. Мы показываем все концерты в формате Full HD и делаем некоторые съемки с 10 камер. Этот комплекс мы создавали многие годы.

Чтобы обеспечить такой же уровень интернет-трансляций, как из КЗЧ, нужно 2–3 года. Дело не только в том, чтобы закупить оборудование: нужно все отладить, смонтировать, ежедневно должны работать квалифицированные специалисты. Успех любого дела — это коллекционирование людей. Иного рецепта нет».

Второй зал будет предназначен для кинопоказов: в частности, трансляций из «Метрополитен-опера», осуществляемых компанией Cool Connections.

Послесловие 1881 года А.Н. Островского

«…Лишены театра все жители отдаленных концов Москвы. Единственный в Москве театр помещается в самом центре и уже совершенно недоступен для всех окраин. В Москве есть много промышленных и торговых пунктов, которые образовались на месте бывших ремесленных, ямских и пр. слобод и подгородных сел и которые до сих пор носят свои исторические названия: Кожевники, Овчинники, Сыромятники, Гончары, Басманные, Бараши, Хамовники, Даниловка, Рогожская, Елахово; села: Красное, Покровское, Преображенское, Семеновское, Спасское, Балкан; слободы: Мещанские, Сущево, Новая, Тверская, Ямская, Немецкая, Грузины, Пресня, Трехгорское, Плющиха, Новинское, Кудрино, Зубово и пр. Эти слободы и села, лежащие за земляным городом, охвачены потом Камер-коллежским валом, примкнули к Москве и составили с ней одно целое; они разрослись до размера больших губернских городов и по пространству и по населенности; эти урочища обособлены: каждое имеет свой отличительный характер, свой центр — рынок, к которому тяготеет вся  местность: Калужский, Серпуховский, Зацепа, Таганка, Покровский, Немецкий, Разгуляй, Сухаревский,  Вязки, Сенной, Смоленский, Зубовский, Крымок и др. <…>

Вечером отправляться из окраин в центральные или другие крайние местности могут только люди богатые, имеющие своих лошадей; бедных людей выгоняют из захолустья единственно нужда или строго обязательные визиты к родным и знакомым в известные праздничные дни. Да и то они приезжают рано и не засиживаются, из боязни не найти извозчика в свою сторону. Поздно, т.е. около полуночи, в Москве на край города за обыкновенную цену повезет только попутный извозчик. Таким образом, театр — удовольствие и без того дорогое — с прибавлением стоимости проезда для жителей окраин делается уже недоступным; а при постоянном опасении проехать верст 5-6 напрасно, т. е. не достать билета, театральные представления для обитателей московских окраин составляют такие удовольствия, о которых лучше и не думать.

Может опять возникнуть вопрос: есть ли в захолустьях потребность в театральных удовольствиях. Конечно, есть, и потребность эта давно чувствуется: в продолжение 30 лет в разных концах Москвы постоянно возникали то там, то здесь тайные сцены под именем любительских. Эти сцены закрывались большею частью от недостатка средств, а нередко и из страха преследования.

И теперь есть слухи о тайных театрах на Москве-реке, в Рогожской, на Басманной. Театры эти устраиваются любителями, а поддерживаются меценатами из купцов. Любители, люди с самыми ограниченными средствами, нанимают залу, устраивают сцену и декорации (иногда своими собственными трудами), потом стараются раздать сами и через знакомых билеты за очень недорогую цену, уж не из барыша, а чтоб окупить издержки и свести концы с концами. Иногда все издержки принимает на себя какой-нибудь богатый купец, тогда уж он большую часть билетов раздает даром своим знакомым, а остальные потихоньку продают артисты в свою пользу. Понятное дело, что такие театры хоть сколько-нибудь упрочиться в известной местности не могут; разные неудачи, недостаток средств и страх перед ответственностью скоро прекращают их существование. Увеселять публику таким образом и невыгодно, так как нет открытой продажи билетов, и опасно, потому что за невинные удовольствия, доставляемые другим, придется отвечать, как за корчемство или контрабанду…».

(А.Н. Островский. Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время, 1881)

.