Рихард Штраус: 160 лет со дня рождения

Рихард Штраус: 160 лет со дня рождения

11 июня — 160 лет со дня рождения немецкого композитора и дирижера Рихарда Штрауса (11.06.1864 – 8.09.1949).

Великий музыкант и музыкальный деятель конца XIX – первой половины ХХ вв., Рихард Штраус оставил колоссальное творческое наследие и ярчайший след в истории европейской и мировой музыки. И по сей день продолжается триумфальное шествие его опер по театральным сценам, а симфонических партитур — по концертным залам всего мира. С 2017 в Германии, в издательстве Dr. Ricard Strauss Verlag совместно с Boosey&Haukes, Edition Peters Group и Schott Music выходит Первое научно-критическое (Академическое) издание полного собрания сочинений Рихарда Штрауса — Ricard Strauss Work — Critical Edition, в 64 томах, рассчитанное на четверть века.

Публикуем статью о творчестве Рихарда Штрауса, написанную в 2014 к 150-летию со дня его рождения и к юбилейному действу «Музыкальное обозрение – Opus 25», на котором исполнялась симфоническая поэма «Дон Жуан» ор. 25 (статья опубликована в «МО» № 7, 2014).

Последний немецкий романтик

Ромен Роллан писал в начале ХХ века о творчестве Рихарда Штрауса, что оно «является последним великим европейским событием в музыке». Не существовало ни одной страны, где бы его музыка ни нашла ярых апологетов и не менее рьяных врагов.

Штраус — автор 15 опер и 2 балетов, 14 сочинений для оркестра, большого числа камерных произведений и песен.

его знаменитые оперы-хиты «Кавалер розы», «Саломея», «Электра» и симфонические поэмы «Дон Жуан», «Так говорил Заратустра» (известные даже не любителям классики благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», а в России еще и по программе «Что? Где? Когда?»), «Дон Кихот», «Жизнь героя» являются наиболее репертуарными сегодня, конкурирующими разве что с сочинениями Р. Вагнера и Дж. Верди.

Главный модернист и продолжатель вагнеровских экспериментов. Воплотитель немецких музыкальных традиций. Не случайно Стефан Цвейг о нем сказал: «последний из рода полнокровных немецких музыкантов, основанного Генделем, продолженного Бетховеном и Брамсом». И в то же время художник всего мира.

Выдающийся дирижер, чья деятельность проходила в крупнейших музыкальных центрах Германии и Австрии – Мюнхен, Берлин, Дрезден и Вена, и постоянный конкурент Густава Малера. Революционер, провокатор и пурист, певец высоких моралей. Расчетливый профессионал, умеющий считать  свои баснословные доходы, он рьяно отстаивал авторские права всех композиторов, являясь соучредителем и председателем нескольких профессиональных объединений (например, Всеобщего  немецкого союза музыкантов, Содружества немецких композиторов).

Юбилей

150-летие Штрауса широко отмечается в мире. Только за первую половину 2014 г. прошло около 350 представлений его опер в более чем 80 театрах мира. Наиболее часто режиссеры обращаются к «Саломее» и «Кавалеру розы» (по 18 новых спектаклей). Далее рейтинг по популярности: «Ариадна на Наксосе» (9 премьер), «Электра» (8), «Арабелла» (7), «Женщина без тени» (5) и др. (согласно статистике сайта: www.operabase.com).

Основные торжества сосредоточены в Германии (около 40 премьер). А именно в Дрездене (здесь при жизни автора прошли первые премьеры его 9 опер) показали новую постановку «Электры», дирижер Кристиан Тилеманн, в формате open-air — «Погасшие огни» в Резиденцшлосс. Другие премьеры – «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» в постановке Питера Муссбаха. Также пройдут три концертных исполнения первой оперы Штрауса «Гунтрам». Штаатскапелла представила «Арабеллу» на Зальцбургском Восточном Фестивале с Рене Флеминг и Томасом Хампсоном. И гала концерт представил фрагменты из 10 опер Штрауса, включая музыку из «Интермеццо», «Елены Египетской» и – кульминация – финальная сцена превращения из «Дафны». Дирижер Кристиан Тилеманн.

Еще один центр празднований — Гармиш, где Штраус в 1908 построил себе виллу, ставшую его домом до конца жизни. В Гармише организован юбилейный фестиваль, программу которого готовила знаменитая оперная певица Бригитта Фассбендер. В череду немецких постановок включились Зальцбургский летний фестиваль и Мюнхенский Оперный Фестиваль, показавший 4 оперы Штрауса: «Женщина без тени», «Ариадна на Наксосе», «Кавалер розы» и «Саломея».

Значительные европейские события: постановка Патриса Шеро «Электра» в миланском Ла Скала, дирижер Салонен, цикл из шести опер Штрауса в Венгерской Государственной Опере в Будапеште, «Арабелла» Кристофа Лоя в Нидерландской Опере в Амстердаме.

Великобритания основной акцент сделала на оркестровых песнях (проект «Голос Штрауса»).

На оперные сцены вернулись редко исполняемые оперы: «Без огня» в Палермо, «Молчаливая женщина» в Хемнице, «Дафна» в Тулузе, концертное исполнение «Без огня» в Вольксопер в Вене и «Любовь Данаи» во Франкфурте с Анн Шваневилмс в главной партии.

В Германии также выпущена специальная серебряная монета в 10 евро. Это в дополнение к тем немузыкальным знакам признания, которые уже существуют: в честь штраусовских героинь Зербинетты из «Ариадны на Наксосе» и Арабеллы из «Арабелла» названы астероиды, а в Мюнхенском метро действует станция «Рихард-Штраус-Штрассе» (нем. Richard-Strauss-Straße), открытая в 1988.

В России музыка Штрауса всегда вызывала повышенное внимание: от признания ее «отвратительной» на страницах «Русской музыкальной газеты» до почитания и премьеры на Мариинской сцене «Электры» в постановке Вс. Мейерхольда (1913). В 1924 поставлена «Саломея» в Театре оперы и балета в Ленинграде под управлением В. Дранишникова. А потом почти полное забвение.

Последние 20 лет оперы Штрауса постепенно возвращаются на российскую сцену. Оплотом штраусианы можно считать Мариинский театр, где по инициативе В. Гергиева показано 4 опер из 15: «Саломея», «Ариадна на Наксосе», «Электра», «Женщина без тени». В 2012 Большой театр представил блестящую постановку «Кавалера розы» режиссера С. Лоулесса. «Новая опера» примкнула к штраусовскому курсу: «Саломея» на «Крещенской неделе», а в 2012 ни много ни мало — последняя опера немецкого мастера «Каприччио», ставшая российской премьерой.

Покоритель публики

Первый неслыханный успех, повсеместное признание принесла ему симфоническая поэма «Дон Жуан», написанная композитором в 25 лет. Премьера состоялась в 1889 году в Веймаре под управлением автора, сразу после его назначения капельмейстером Придворного театра.

После триумфального исполнения Штраус со свойственным ему юмором сказал:

«Я нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишенным».

Как писал о «Дон Жуане» Эрнст Краузе, один из исследователей творчества Р. Штрауса, чей труд стал уже классическим: «это шедевр молодого маэстро, полный кипучей жизненной силы и неиссякаемой жизнерадостности! Это поэма о любовном блаженстве, но отнюдь не о любовном пресыщении», «какой вакхический огонь!». И далее: «произведение гениально по гибкости и стройности звучания, по разнообразию ритма и выразительности, по яркости колорита. Это квинтэссенция его музыкального творчества», «это портрет, сверкающий яркими красками радостного бытия, насыщенного чувственностью и эротизмом».

В «Дон Жуане», написанной по поэме австрийского поэта-романтика Николауса Ленау (1802-1850), композитор впервые обретает индивидуальный музыкальный язык, утвердивший его творческое «я» в искусстве. Он находит совершенную для себя форму – одночастную симфоническую поэму со свободной структурой и с намеченной программой по известным сюжетам, но интерпретируемым достаточно свободно. Мировые гуру Лист и Вагнер явились для него главными кумирами, дающими точки отсчета и точки невозврата. Красивые мелодии, модернистские звучания и оркестровые спецэффекты. Все это уравнивает в рецептивных поисках как неофитов и развлекающихся слушателей, так и профессионалов. В его музыке, начиная с «Дон Жуана», полярность присутствует во всем — сложность и простота, доходчивость и философская многозначность, помноженная на музыкальные экзерсисы с расширенной тональностью и циклопическим оркестром.

Дон Жуан как alter ego

История создания «Дон Жуана» довольно романтична. Работа шла в период знакомства и влюбленности Штрауса в певицу Паулину де Ана, которая впоследствии стала его женой и провела с ним всю жизнь. Их роман развивался под солнцем Италии, страны, которая необычайно вдохновляла композитора (не случайно первой поэмой стала «Из Италии», 1886).

Поэме дано посвящение: «моему дорогому другу Людвигу Тюилле», соученику Штрауса по мюнхенской гимназии, довольно известному в свое время композитору и теоретику.

В качестве программы Штраус предпослал в партитуре три отрывка из поэмы Ленау. Они принадлежат Дон Жуану:

Волшебный круг без края и предела
Столиких женских чар души и тела
В кипучей страсти облететь хочу я
И смерть принять в последнем поцелуе.
О, всюду побывать; пасть на колени
Перед каждой, что красой тебя пленила,
И победить, хотя бы на мгновенье!

<…> Да, страсть всегда нова, она не может
К одной возникнуть и другой достаться,
Ей надо умирать, чтоб вновь рождаться,
И внявших ей раскаянье не гложет.
Как красота единственна лишь в мире,
Так равно и любовь, что к ней стремится.
Итак, на приступ за сердцами милых,
Пока огонь еще играет в жилах!

Краузе эффектно переводит мир музыки в мир вербальной программы, явно ассоциируя поэму Штрауса с оперой Моцарта на тот же сюжет. Он персонифицирует лирические темы с образами Церлины и донны Анны, хотя у Ленау этих героинь нет:

«В первых же смело звучащих модуляциях начальных тактов ярко освещен образ вечно стремящегося вперед героя. Затем неистовый обольститель, мечущийся между желанием и наслаждением, появляется перед слушателем в образе триумфатора (первая тема E dur). Три женщины очутились на пути Дон Жуана. Приближается Церлина, пугливая и нежная. Восхитительно скрипичное соло указывает не предстоящее появление красивой, мечтательной женщины, которой угрожает опасность стать жертвой авантюриста… Нежная, словно вздох мелодия гобоя представляет донну Анну… Эпизод внезапно прерывается второй темой Дон Жуана, преисполненной бетховенского величия, вспыхивающей в унисон у валторн. Эта музыкальная тема победоносного жизнелюбия… Зенит достигнут. Дон Жуан приходит в себя. Финал, когда, чувственное опьянение угасает.».

Образ Дон Жуана как архетип европейской культуры у Штрауса предельно личностный. Если у Моцарта – вечная объективная история, то у молодого Штрауса – яркая сага об успешных и приятных любовных похождениях. Эмоциональный, раскованный Дон Жуан предстает как будто он олицетворяет alter ego самого композитора. Он живет, чтобы познать вечную страсть, слиться в поцелуе, который возносит над тайнами мироздания. Не случайно поцелуй на рубеже веков возводится в культурный архетип. Эротичная скульптура Огюста Родена (1886), сумрачный «Поцелуй» Эдварда Мунка (1897), развенчивающий все индивидуальное. Космический «Поцелуй» Петера Беренса (1898). Солнечный, магический, золотой, упоительный «Поцелуй» Густава Климта (1907). И примитивно-чувственный «Поцелуй» Константина Бранкузи (1921) – целующаяся пара в виде блока известняка с прорисованными на нем волосами и глазами, заложившая основы авангардного языка в европейской скульптуре. Везде интуитивное познание высших законов бытия происходит при доминировании мужского начала, как вирилитете мужчины. Эрос, слияние двух существ, предстает воплощением главной онтологической категории – жизни, что прямыми путями восходит к философии жизни Анри Бергсона.

Множество смысловых подтекстов и яркая, триумфальная музыка делают это сочинение безусловным хитом оркестровой музыки на все времена.

Екатерина КЛЮЧНИКОВА, «МО»