Первый этап Третьего Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов. Ярославль, 15–20 июня 2021

Первый этап Третьего Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов. Ярославль, 15–20 июня 2021

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов был учрежден Правительством РФ и Министерством культуры РФ в 2013. Его организатор — ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» (генеральный директор Андрей Малышев).

Художественный руководитель конкурса — Юрий Григорович.

Конкурсный цикл составляет четыре года. Ежегодно участники соревнуются по одной из специальностей, начиная с «характерного и народно-сценического танца». Далее идут специальности «хореографы», «современный танец в музыкальном театре» и «классический танец».

Обычно всероссийские конкурсы балета проходили в ноябре, и четвертый в цикле конкурс по «классическому танцу» давал своим лауреатам право без отбора участвовать в Международном конкурсе артистов балета и хореографов, который проходит в Москве раз в четыре года. К сожалению, победители осеннего конкурса пока еще ждут своей очереди, так как запланированный на лето 2021 международный конкурс в Большом театре не состоялся — он пройдет, если позволит эпидемиологическая ситуация, в 2022.

Танцы на Волге

Ярославль становится одной из столиц российского балета. В концертно-зрелищном центре «Миллениум» мастера хореографии собираются уже во второй раз (впервые в 2019, в прошлом году конкурс также должен был пройти в городе на Волге, но из-за ситуации с коронавирусом был перенесен в Москву).

Жюри в этом году возглавил художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров. Вместе с ним в жюри работали: художественный руководитель ГААНТ им. Ф. Гаскарова Гузель Абсатарова (Уфа), балетмейстер Дагестанского государственный театр оперы и балета Муса Оздоев, художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров, художественный руководитель Национального театра песни и танца «Байкал» Жаргал Жалсанов, художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева Константин Иванов, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов, артистка балета, педагог и балетмейстер Юлиана Малхасянц, солист Государственного академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева Александр Тихонов.

Кухня

В конкурсе по специальности «характерный и народно-сценический танец», которым открылся третий цикл, разведены два направления: часть артистов соревнуется в характерном танце, часть в народно-сценическом, плюс разделение на младшую и старшую группы в каждой категории. Это действительно люди из разных «миров».  Первые либо являются артистами академических театров, где специализируются на характерных танцах в балетах (Болеро, Цыганский и Испанский в «Дон Кихоте», Венгерский в «Раймонде», Мазурка в «Бахчисарайском фонтане», Русский, Неаполитанский в «Лебедином озере» и так далее) и операх (Половецкие пляски в хореографии К. Голейзовского из «Князя Игоря» и др.), или учатся в балетных училищах. Вторые работают в ансамблях народного танца или учатся в соответствующих колледжах, поэтому в конкурсе предусмотрены и состязания коллективов.

Важной особенностью такого конкурса является его закрытость, отсутствие выхода на современность, в отличие от смотра по классике, в который с 2001 гармонично влились состязания в современных номерах. Но в этом году случилось интересное исключение, и артистка из Якутии Алисия Пак, исполнившая на третьем туре номер в хореографии Екатерины Тайшиной (руководитель балетной труппы театра Саха Опера Балет) «Лунная шаманка» с элементами contemporary dance, стала лауреатом второй премии. Похоже, что канон народно-сценического танца будет меняться, и ускорителем процесса станут именно конкурсы, для которых должны постоянно сочиняться новые номера. Лимит возможностей народно-сценического танца давно исчерпан, для пополнения запасов идей нужны новые энтузиасты-фольклористы, которые отправятся в глубинку, и вдохновившись увиденным и услышанным, сочинят свои композиции. Можно с уверенностью сказать, что они будут показаны уже на территории современного танца. Уже сейчас интересные наработки по архаическим формам танца, в том числе так называемого шаманского, появились у одного из лидеров отечественного contemporary dance Ольги Цветковой, куратора направления «танец» в фонде V-A-C.

Широта охвата

На конкурс-2021 было подано 160 заявок из 25 городов России. Первый тур проходил по видеозаписям. На второй тур отобрали 117 участников из 24 городов: Барнаула, Белгорода, Грозного, Ижевска, Йошкар-Олы, Казани, Кемерово, Краснодара, Красноярска, Кызыла, Луганска, Москвы, Наро-Фоминска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Саранска, Стерлитамака, Тюмени, Улан-Удэ, Уфы, Челябинска, Элисты, Якутска. Коллективы приехали из 10 городов (Грозного, Тюмени, Элисты — 2 ансамбля, Омска, Ижевска, Уфы, Петрозаводска, Барнаула, Кызыла, Кемерово). Московские и петербургские ансамбли песни и танца заявок на участие в конкурсе не присылали, но было достаточно много участников из столиц в одиночном соревновании и дуэтах.

Размеры премий весьма внушительны:

первые премии — 150 000 руб. в младшей группе и 200 000 руб. в старшей;
вторые премии — соответственно 120 000 руб. и 160 000 руб.;
третьи премии — 90 000 руб. и 130 000 руб.;
дипломы — 50 000 руб. и 70 000 руб.

Профессиональный контекст

Конкурс уже во второй раз проходит в Ярославле, и второй раз здесь проходят параллельные мероприятия офлайн, организованные на высоком уровне. Открывался форум традиционным выступлением эталонного для специфики конкурса коллектива. Когда конкурс проходит в Большом театре, на его сцене перед началом состязаний показывают один из балетов наследия — «Лебединое озеро», «Баядерку», «Сильфиду», в Ярославле же выступил хедлайнер в народно-сценическом танце — ГААНТ имени Игоря Моисеева (руководитель Елена Щербакова). Они показали программу «Классика Игоря Моисеева», в которую вошла новинка — хореографическая картина «Танго “Del Plata”», представляющая собой драматичный сюжетный спектакль. В городе нет музыкального театра, нет своего балета, поэтому мероприятия конкурса вызывали неизменный интерес у ярославцев. Кроме того, на сцене «Миллениума» прошел праздничный концерт к 110-летию со дня основания Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого (художественный руководитель Александра Пермякова). В свободный вечер между II и III турами показали «Танцевальный триптих». Любопытной частью этого концерта стал спектакль «Дом у дороги» в исполнении московского Театра танца «Гжель» (директор Марина Куклина, главный балетмейстер Валентина Слыханова). В конкурсе участвовали студенты хореографического училища при театре «Гжель» и артист театра Тимур Куаталиев, получивший третью премию в старшей группе по характерному танцу. Он очень артистично и технически безупречно исполнил вариацию Остапа из балета «Тарас Бульба» (музыка В. Соловьева-Седого, хореография Р. Захарова), в целом популярную на конкурсе (гопак), как и другие вариации из балетов Захарова (например, танец второй жены или танец с колокольчиками из «Бахчисарайского фонтана»).

Веревочка из пятой позиции

Блестящие мастер-классы по народно-сценическому танцу провели для участников конкурса солисты ГААНТ им. Игоря Моисеева Александр Тихонов и Евгения Панкова. Оба класса — для юношей и девушек — начинались с так называемой «веревочки» (были еще «ковырялочки» и «голубцы»), которую принято «делать» из пятой позиции. Моисеевцы, хоть и выпускаются в специальной школе, готовящей к особому репертуару в театре, получают полноценное классическое образование.

Иначе строила свои классы по характерному танцу Юлиана Малхасянц, часто корректируя позиции ног в зависимости от того, как было принято раньше, когда ее учили, и как танцуют сейчас. Большое внимание в ее классах было обращено на позиции корпуса и рук (педагоги из ГААНТ обычно требовали, чтобы руки были собраны в компактные кулачки и держались строго на талии локтями назад). Юлиана подробно разбирала, «какими» должны быть руки в венгерском, польском, испанском танцах из классических балетов наследия.

Интересную встреча прошла с главным редактором журнала «Балет» Валерией Уральской. Будучи глубоким знатоком темы и автором многочисленный публикаций, Уральская рассказала о сходстве и различиях характерного и народно-сценического танца. О характерном танце в своем творчестве рассказал председатель жюри Андрей Петров.

Прошла «Творческая лаборатория», организаторами которой стали Театр танца «Гжель», Государственный российский дом народного творчества имени В.Д. Поленова, ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». Заранее отобранные молодые хореографы и композиторы во время конкурса работали над созданием новых постановок народно-сценического танца. На итоговом показе участники представили свои работы для дальнейшего соревнования по созданию композиций, которые затем будут включены в репертуар Театра танца «Гжель».

Цифровые технологии

Конкурсные просмотры II и III туров, все четыре мастер-класса и гала-концерт лауреатов транслировались на портале Культура.рф. Они будут сохранены в архиве портала, как и трансляции с осеннего конкурса 2020, которые до сих пор доступны онлайн.

Во время конкурса работала фотовыставка «Танцы и лица» танцовщика ГААНТ им. Моисеева, фотохудожника Евгения Масалкова.

Смуглянка-молдаванка

Наиболее сценичными в этом конкурсе выглядели коллективы, которые показывали небольшие, но полноценные танцевальные номера, не вырванные из контекста. Самыми профессиональными показались те коллективы, которые ярко и технично (или чуть неуклюже аутентично) представляли танцы других народов. Поэтому моими личными фаворитами стали артисты Башкирского хореографического колледжа имени Р. Нуреева, блеснувшие в «Молдавском танце» в хореографии Валерия Мунтяна. И музыкально этот номер выделялся внятным звучанием ударных и духовых инструментов, на общем фоне бесконечной гармони, аккомпанировавшей большинству участников.

Студенты юношеского ансамбля танца «Башлам» имени Х. Алиева из Грозного выглядели также очень подготовленными, они сосредоточились на чеченских народных танцах: колоритных и выигрышных в концерте с большим количеством гопаков.

Женихи и невесты

Не продуктивным оказался конкурс среди одиночек и дуэтов в народно-сценическом танце: часть премий в этом году не присуждалась. И действительно: не быть частью коллективного действа, но все продумывать, искать репертуар и зачастую самому ставить номера для себя — трудно. Многие из участников являются фрилансерами, выступают с разными компаниями, танцуют в театральных проектах. До встречи на конкурсе о существовании большого количества танцовщиков такого типа мало кто подозревал. Некоторые из них придумали интересные номера, по которым и запомнились. Например, из выступлений обладательницы третьей премии в старшей группе Юлии Катышкиной мы узнали, что в Москве есть достойная исполнительница фламенко. Понравился оригинальный номер Павла Зверева из Москвы «Янош и Тамош», который танцовщик сочинил сам для себя и партнера, не участвующего в конкурсе. Нетривиальные номера в исключительно стильных костюмах показала Любовь Филатова из Москвы: «Буковинский ветерок» и аргентинский танец «Маламбо». Трудно сказать, по каким критериям судили выступающих члены жюри, но судя по результатам они отдавали предпочтение танцовщикам, выбирающих понятный канонический репертуар. Идеальным лауреатом стал Эдвард Шапеко с номерами «Казачий», «Цыганский», «Жених» и «Смоленский гусачок» в собственной хореографии.

Балет, балет, балет

Состязание в характерном танце напомнило аналогичные смотры классического танца, когда артисты выходят друг за другом в одной и той же вариации и приходится оценивать в основном их «технические параметры», а не артистизм. В наиболее выигрышной позиции оказались танцовщики, которые уже и в театре танцуют серьезный и разнообразный репертуар, и на других конкурсах засветились, как Георгий Болсуновский из Красноярского театра оперы и балета. Хотя именно он привез оригинальный набор номеров, включающий «Героический этюд» на музыку А. Скрябина в хореографии К. Голейзовского, в котором он мастерски воплотился в мощного героя монументальных полотен Дейнеки. Стоит отметить, что команда артистов из Красноярска (удачно выступали также ставшие лауреатами Анастасия Нигматулина и Матвей Никишаев) лидирует уже на втором конкурсе подряд. Это значит, что в Сибири есть конкурентоспособная труппа, которая скоро ярко заявит о себе. В театре уже репетируют намеченную на осень премьеру балета Ц. Пуни «Катарина, дочь разбойника».

Екатерина БЕЛЯЕВА

Лауреаты

Характерный танец

Младшая группа
Девушки
I премия — не присуждена.
II премия Татьяна Коновалова (Челябинск), Владлена Тингайкина (Саранск).
III премия Дарья Курочкина (Москва), Дарья Ладыко (Челябинск).
Дипломы Алина Серебрякова (Москва), Вероника Мамырина (Москва).

Юноши
I премия Искандар Абельгузин (Уфа).
II премия — не присуждена.
III премия Иван Одинцов (Якутск).
Дипломы Андрей Платонов, Алексей Ручкин, Александр Чимаев (все — Йошкар-Ола).

Старшая группа
Женщины 
I премия Злата Дорофеева (Москва).
II премия Анастасия Нигматуллина (Красноярск).
III премия Ксения Ринг (Москва).
Дипломы София Дегтянникова (Москва), Юлия Машарская (Тюмень).

Мужчины
I премия Георгий Болсуновский (Красноярск).
II премияМатвей Никишаев (Красноярск).
III премия Тимур Куаталиев (Москва).
Диплом Михаил Присекин (Санкт-Петербург).

Народно-сценический танец

Младшая группа
Девушки
I премия Ульяна Зацаринная (Краснодар).
II премия Алисия Пак (Якутск).
III премия Макка Алиева (Грозный).
Дипломы Сарика Шин (Якутск), Анастасия Громченко (Москва).

Юноши
I премия Иван Рябоконь (Краснодар).
II и III премии не присуждены.
ДипломыИлья Перемитин, Ян Васильев (оба — Якутск).

Старшая группа
Женщины 
I премия — не присуждена.
II премия — Анжелика Поддубко (Краснодар).
III премияРамиля Гайсина (Уфа), Юлия Катышкина (Москва).
Дипломы Арюна Цыдыпова (Улан-Удэ), Александра Столяренко (Наро-Фоминск), Полина Волкова (Санкт-Петербург), Саида Минубаева (Казань).

Мужчины
I премияЭдвард Шапеко (Москва).
II премия — не присуждена.
III премияХабир Аралбаев (Уфа), Владислав Уткин (Казань).
Дипломы — Павел Хрущев, Павел Зверев (оба — Москва), Владимир Ильин (Санкт-Петербург).

Ансамбли (трио, квартеты, квинтеты)

I премия — Омский русский народный хор (Омск).
II премия — юношеский ансамбль танца «Башлам» им. Х. Алиева (Грозный).
III премия — ансамбль песни и танца Калмыкии «Тюльпан» (Элиста), ансамбль песни и танца Удмуртской республики «Италмас» им. А.В. Мамонтова (Ижевск), Башкирский хореографический колледж им. Р. Нуреева (Уфа).
Дипломы — театр танца Калмыкии «Ойраты» (Элиста), ансамбль народного танца «Зори Тюмени» (Тюмень).

Специальная премия педагогам «За успешную подготовку участников конкурса» (50 000 руб.): Елена Шляховецкая (Краснодар), Надежда Бирюкова (Уфа), Жанна Богородицкая (Москва), Демид Зыков (Красноярск), Андрей Кружалов (Москва), Зуфар Толбеев (Омск).

Премия хореографам «За лучшую хореографию народного танца» (50 000 руб.) —Зуфар Толбеев за номер «Комарики», Евгения Ваторопина за номер «Кыкен эктон» (Две пары), Елена Шляховецкая за номер «Мексиканский танец», Наталья Матус-Марчук за номер «Фурлана».

Специальной грамотой за подготовку студентов к участию в конкурсе награждены коллективыБашкирского хореографического колледжа им. Р. Нуреева, Якутского хореографического колледжа им. Аксении и Натальи Посельских, Краснодарского хореографического училища.