Оркестровое половодье. Фрагмент 3. Территории оркестров. «Санкт-Петербург»

Оркестровое половодье. Фрагмент 3. Территории оркестров. «Санкт-Петербург»
Фото Дарья Каретникова

«Оркестровая карта России»
Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров

«Оркестровое половодье»
Статья в № 4 «МО», 2020

Мы публикуем несколько фрагментов статьи и нашего анализа итогов сезона 2018-2019

Четвертый номер 2020 года газеты «Музыкальное обозрение»  полностью посвящен оркестровой жизни и представляет ежегодный проект газеты и российских оркестров «Оркестровая карта России»: мониторинг репертуара сезонов российских симфонических и камерных оркестров.

Проект проводится с 2003 года национальной газетой «Музыкальное обозрение» вместе с симфоническими и камерными оркестрами России.

За годы проведения мониторинга в нем участвовали почти все оркестровые коллективы России.

Проект представляет:

• количество концертов и программ и сезона,
• сведения о выступавших с оркестром дирижерах (и количество концертов, проведенных каждым из них), солистах, хорах, ансамблях.
• симфонии и симфонические сочинения,
• концерты и произведения для солирующих инструментов с оркестром,
• оратории и кантаты,
• оперы и оперетты в концертном исполнении,
• фрагменты опер и оперетт, песни, романсы и другие вокальные сочинения.
• абонементы,
• гастроли,
• приобретения инструментов, костюмов и др., сделанные в ходе сезона,
• юбилеи, назначения, вакансии

Оркестровое половодье
Статья в № 4 «МО», 2020

Фрагмент 3

Территории оркестров. «Санкт-Петербург»

Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров «Оркестровая карта России»

Ситуация, сравнимая с московской, только в меньшем масштабе, и в Санкт-Петербурге. «МО» достаточно подробно описала ее год назад в номере «Оркестр». В городе на Неве также появляются новые оркестры:

например, «Северная симфониетта» и «Северная симфония» при Мюзик-Холле, была попытка создать симфонический оркестр на «Ленфильме»,

оркестр «Таврический» получил статус Государственного симфонического оркестра Ленинградской области, а в 2019 питерская оркестровая карта пополнилась коллективом MusicAeterna.

Но о санкт-петербургских оркестрах мало что известно и в Москве, и в стране. И в Москве, и в других регионах питерские оркестры появляются крайне редко. Но оркестр Мариинского театра во главе с В. Гергиевым с лихвой компенсирует «отсутствие присутствия» Санкт-Петербурга в Москве и России.

Всего же, по сведениям Союза концертных организаций России, в нашей стране официально насчитывается около 90 симфонических оркестров (подавляющее большинство из них входят в структуры филармоний). По сведениям «МО» — несколько меньше, от 70 до 80. Из этих коллективов как минимум 20, а возможно, и больше, существуют номинально, и об их деятельности ничего не известно. О существовании того или иного коллектива можно узнать порой лишь по косвенным сведениям или вовсе случайно. И любой профессионал, разбирающийся в оркестровой ситуации в стране, легко назовет города и регионы, где числятся эти «виртуальные оркестры».