Оркестровое половодье. Фрагмент 4. Сколько лет на посту

Оркестровое половодье. Фрагмент 4. Сколько лет на посту

«Оркестровая карта России»
Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров

«Оркестровое половодье»
Статья в № 4 «МО», 2020

Мы публикуем несколько фрагментов статьи и нашего анализа итогов сезона 2018-2019

Четвертый номер 2020 года газеты «Музыкальное обозрение»  полностью посвящен оркестровой жизни и представляет ежегодный проект газеты и российских оркестров «Оркестровая карта России»: мониторинг репертуара сезонов российских симфонических и камерных оркестров.

Проект проводится с 2003 года национальной газетой «Музыкальное обозрение» вместе с симфоническими и камерными оркестрами России.

За годы проведения мониторинга в нем участвовали почти все оркестровые коллективы России.

Проект представляет:

• количество концертов и программ и сезона,
• сведения о выступавших с оркестром дирижерах (и количество концертов, проведенных каждым из них), солистах, хорах, ансамблях.
• симфонии и симфонические сочинения,
• концерты и произведения для солирующих инструментов с оркестром,
• оратории и кантаты,
• оперы и оперетты в концертном исполнении,
• фрагменты опер и оперетт, песни, романсы и другие вокальные сочинения.
• абонементы,
• гастроли,
• приобретения инструментов, костюмов и др., сделанные в ходе сезона,
• юбилеи, назначения, вакансии

Оркестровое половодье
Статья в № 4 «МО», 2020

Фрагмент 4

Сколько лет на посту

Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров «Оркестровая карта России»

В нашей оркестровой реальности всегда стояла проблема сменяемости, а точнее — несменяемости главных дирижеров. У многих из них — бессрочные контракты. В Европе и США оркестр (музыканты и менеджмент) приглашает главного дирижера, заключает с ним контракт на определенный период. В нашей стране иная ситуация.

Только у нас оркестры называют по фамилии главного дирижера.

В СССР были оркестры Светланова, Мравинского, Кондрашина, Дударовой, Каца. Сегодня мы говорим: оркестр Темирканова, Федосеева, Плетнева, Спивакова, Когана, Башмета, Симонова, Полянского…

Ветераны российского дирижерского цеха на посту главных дирижеров:

Владимир Вербицкий в Воронеже — с 1972 (48 лет);

Владимир Федосеев в БСО им. Чайковского — с 1974 (46 лет);

Юрий Темирканов в ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии — с 1988 (32 года);

Павел Коган в МГАСО П. Когана — с 1989 (31 год);

Михаил Плетнев в РНО — с 1990, со дня основания (30 лет);

Михаил Щербаков в Самаре — с 1991 (29 лет);

Валерий Полянский в Госкапелле — с 1992 (28 лет);

Дмитрий Лисс в УАФО — с 1995 (25 лет);

Юрий Симонов в АСО Московской филармонии — с 1998 (22 года);

Линь Тао в Кемерово,

Александр Скульский в Нижнем Новгороде — с 2000 (20 лет). До назначения главным дирижером он работал в Горьковском / Нижегородском оркестре почти 30 лет. Так что, если считать в сумме, то маэстро Скульский может подняться и на первую строчку.

И лишь один случай, о котором мы подробно писали год назад: Александр Дмитриев объявил о том, что покидает пост художественного руководителя и главного дирижера АСО Санкт-Петербургской филармонии, который возглавлял 41 год. Это был Поступок со стороны уважаемого Маэстро. И, видимо, он оказался настолько неожиданным, что один из старейших и лучших оркестров СССР и России провел сезон без главного дирижера. В течение сезона за пультом АСО стояли 38 дирижеров. В том числе и Дмитриев, распоряжением художественным руководителя Санкт-Петербургской филармонии Юрия Темирканова ставший пожизненным дирижером-лауреатом оркестра.  Когда будет назначен новый художественный руководитель и главный дирижер — неизвестно.

О том, что Кирилл Петренко сменит сэра Саймона Рэттла на посту главного дирижера Берлинского филармонического оркестра, было объявлено за 4 года до этого события. Так же было и тогда, когда сам Рэттл приходил на смену К. Аббадо: заранее объявленная информация и красивое прощание.

Но «Россия — не Европа».

Вероятно, эта тема будет актуальна еще достаточно долго.

В последние 3–5 лет наблюдается тенденция обновления и омоложения корпуса главных дирижеров. Оркестр Башкортостана возглавил 29-летний Дмитрий Крюков, Ростова — Валентин Урюпин (на момент назначения ему было 30 лет, сейчас 34), оркестр Северо-Кавказской филармонии возглавлял Сстанислав Кочановский (сейчас ему 38, и он сделал успешную карьеру в Европе), которого сменил Димитрис Ботинис (ему 33).

В Тамбове несколько лет работал Михаил Леонтьев (37), ныне возглавляющий оркестр в Сургуте. Главный дирижер оркестра в Туле — Владислав Лаврик (39). Дальневосточным симфоническим оркестром в Хабаровске руководит Антон Шабуров (36), а до него работал Тигран Ахназарян (41, сейчас он главный дирижер Южно-Сахалинского камерного оркестра). Ульяновский оркестр недавно возглавил еще один предшественник А. Шабурова в ДВАСО 38-летний Илья Дербилов (в конце 2000-х – начале 2010-х он был самым молодым главным дирижером в оркестрах России). Все более заметны 36-летний Филипп Чижевский (Капелла п/у В. Полянского), у которого много самостоятельных проектов (оркестр Questa Musica, Электротеатр и др.); 33-летний Алексей Рубин (АСО Московской филармонии); 41-летний Дмитрий Филатов (оркестр Белгородской филармонии).

Ботинис, Кочановский, Леонтьев, Урюпин, Рубин — лауреаты Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование».

Успешно работают маэстро среднего поколения (+/– 50):  Владимир Ланде в Красноярске, Михаил Грановский в Томске, Дмитрий Васильев в Омске, Анатолий Рыбалко в Петрозаводске.

Постепенно, после сложного периода, длившегося около 10 лет, возрождается Волгоградский симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова.

Смена поколений идет.