«Охваченный творческим беспокойством»: к 120-летию со дня рождения Ивана Соллертинского

«Охваченный творческим беспокойством»: к 120-летию со дня рождения Ивана Соллертинского

3 декабря 2022 исполнится 120 лет со дня рождения Ивана Соллертинского (1902-1944) – выдающегося музыковеда, театроведа, литературоведа, критика, человека поразительного кругозора и эрудиции.

«Мои с ним общие знакомые говорили, что он знает все языки, какие только существуют и существовали на земном шаре, что он изучил все науки, что он знает наизусть всего Шекспира, Пушкина, Гоголя, Аристотеля, Платона, что он знает… одним словом, он знает все». (Дмитрий Шостакович, «О друге», 1944)

Иван Иванович Соллертинский родился в Витебске в семье председателя окружного суда, впоследствии сенатора Ивана Ивановича Соллертинского и Екатерины Иосифовны Бобашинской («Иосиф Антонович Бобашинский, по воспоминаниям, принимал участие в польском восстании 1863 года и вскоре был вынужден покинуть родину. Он приехал в Витебск, где женился на местной уроженке», о чем, в частности, можно узнать из книги Л. Михеевой – Людмилы Викентьевны Соллертинской – об Иване Соллертинском, вышедшей в издательстве «Советский композитор» в 1988). Вскоре семья перебралась в Харьков (отец получает ранг тайного советника), далее в Петербург (отца назначают обер-прокурором и сенатором), где Соллертинский позднее учится в 3-й мужской гимназии. В 1919 вместе с матерью (отца не стало в 1907) возвращается в Витебск. Работает сперва в губернском статистическом бюро, затем – в губернском отделе народного образования, в подотделе искусств. Берет уроки дирижирования у Николая Малько в Витебской народной консерватории (ныне – Витебское государственное музыкальное училище имени И. И. Соллертинского).

После чего – снова Петербург, в те годы Петроград. В 1921 Соллертинский поступил на филологический факультет Петроградского университета, где проучился до 1924: изучал романо-германскую филологию и испанских классиков (здесь стоит вспомнить и о философских интересах Соллертинского, о Невельском кружке, о посещении лекций Михаила Бахтина). Одновременно обучался театроведению в Государственном институте истории искусств (окончил в 1923, в дальнейшем прошел аспирантуру; институт просуществовал до 1931). Читал лекции, в том числе в ГИИИ, по истории музыки, балета, театра. Публиковался в периодике. Пробовал себя в просветительстве, выступая с докладами.

В 1927 вновь встретился с Дмитрием Шостаковичем (с которым впервые познакомился в 1921). «В Ленинграде мы жили близко друг от друга. Нам было по пути. Долгий путь показался совсем коротким, так как идти было с Иваном Ивановичем легко и незаметно: столь интересно он говорил о самых разнообразных явлениях жизни и искусства. В процессе беседы выяснилось, что я не знаю ни одного иностранного языка, а Иван Иванович не умеет играть на рояле. Таким образом, уже на другой день Иван Иванович дал мне первый урок немецкого языка, а я дал ему урок игры на рояле. Впрочем, эти уроки весьма быстро кончились, и кончились плачевно: я не выучился немецкому языку, а Иван Иванович не выучился игре на рояле, но зато мы стали с тех пор и до самого конца замечательной жизни Соллертинского большими друзьями», – вспоминал Шостакович (напомним, что в 2006 в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург» вышла книга писем Д. Д. Шостаковича И. И. Соллертинскому).

В том же 1927, напоминает музыковед Михаил Друскин в статье «Соллертинский-публицист», «появилась первая рецензия [Соллертинского] о хореографическом спектакле, через год – об оперном, причем на самые острые темы: о постановках “Джонни наигрывает” Крженека (или, как тогда писали, – Кшенека) и “Кавалера роз” Р. Штрауса. <…> Всего за 1927-1941 годы И. И. Соллертинский опубликовал более восьмидесяти статей и рецензий на спектакли ленинградских театров. Он печатался в “Красной газете” и “Ленинградской правде” (в последней особенно интенсивно за годы 1937-1941); с 1932 года – в газете “Советское искусство”; с 1934 – он постоянный сотрудник “Известий”; одновременно писал в ленинградских журналах “Жизнь искусства” (за годы 1927-1929 более 40 статей), “Рабочий и театр” (1930-1936); сотрудничал в московских журналах “Театр” и “Советская музыка”».

С 1929 Соллертинский – лектор Ленинградской филармонии, с 1932 – заведующий репертуаром. С 1934 – консультант, затем зав. репертуарной частью Театра имени Кирова (Мариинский театр).

Параллельно преподавал в Ленинградской консерватории: историю музыки, историю литературы, историю театра, в том числе музыкального. В 1939 получил звание профессора.

К тем же 1930-м (и началу 1940-х) относятся важнейшие для отечественного, да и для мирового музыковедения работы Ивана Соллертинского о Дмитрии Шостаковиче (о балете «Болт» и Седьмой симфонии), Густаве Малере, Рихарде Штраусе, Арнольде Шёнберге…

В 1940-1944 И. И. Соллертинский – художественный руководитель Ленинградской филармонии. «Сезон 1941/1942 Филармония откроет в эвакуации в Сибири. <…> Здесь, на новом месте, Соллертинский снова разворачивает просветительскую работу невероятного размаха. В сезоне 1941-1942 он предваряет развернутыми вступительными словами 35 концертов, в сезоне 1942-1943 – пятьдесят два вечера, в том числе и во время гастролей оркестра в Барнауле, Омске, Томске, Кемерово… При филармонии в Новосибирске открывают лекторий, где Иван Иванович, наряду с другими ленинградскими музыковедами, вновь просвещает публику, поражая необъятными познаниями, яркими образами».

«Кипучая деятельность Соллертинского вновь обрела привычный для него довоенный размах. Как одержимый, он окунулся в работу, не щадя себя, не задумываясь о последствиях тяжелой сердечной болезни, которая вскоре приведет его к трагическому концу». (М. Друскин)

Жизнь оборвалась внезапно, в феврале 1944. Соллертинскому был 41 год.

«Немного было людей, так горячо и страстно любящих музыку, как Соллертинский. Он прямо ликовал при появлении свежего и талантливого явления. Он яростно ненавидел пошлость и дурной вкус, рутину и посредственность. <…> Его часто упрекали в пристрастии к тому или иному явлению музыкальной жизни. Мне кажется, эти упреки были правильными. Но неправильно было то, что его упрекали, а не хвалили за пристрастие. Пристрастие – это драгоценное качество всякого художника. Всякий художник должен быть пристрастным». (Д. Шостакович)

И. Соллертинский и Д. Шостакович — 100philharmonia.spb.ru

Антон ДУБИН, «МО»

P.S. Памяти Соллертинского Шостакович посвятил свое Второе фортепианное трио ми минор, op. 67 (1944).

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм