О программе концерта

О программе концерта
Кадр из фильма «Изменяясь, я вновь воскресаю». Автор сценария и режиссер — Андрей Устинов. Видеосъемка, монтаж — Антон Соловейкин. Студия «Музыкальное обозрение» (2019)

Программа юбилейного концерта — результат наших коллективных раздумий за последние полтора года.

И в то же время — итог 30-летнего пути газеты.

Справедливо было бы сказать, что мы шли к ней все наши 30 лет.

Множество векторов, интеллектуальных смыслов, исторических линий — от первых дней до дня сегодняшнего — влияли на создание этой программы.

2019-й был для нас годом юбилеев. Он начался с 60-летия заместителя главного редактора «МО» Павла Райгородского. Завершился 60-летием главного редактора Андрея Устинова и юбилейным концертом в честь 30-летия газеты.

Мы всегда помним о тех, с кем начинали создавать газету. И считаем своим долгом отдать дань памяти коллегам, наставникам и друзьям. Так было и на концерте к 25-летию «МО». В 2019 исполнилось 90 лет со дня рождения Бориса Диментмана, а в 2020 — 10 лет кончины Петра Меркурьева. В Год театра мы передали в Бахрушинский музей «Дневники» его отца, великого актера В.В. Меркурьева и провели в Московской филармонии два вечера памяти его деда, гениального режиссера В.Э. Мейерхольда.

Чайковский

Все мы родом из своего детства. А газета родом из 1989 года.

Мы пережили энтузиазм начала, прожили много разных этапов, сюжетов, историй. Естественно, думали о сочинениях для концерта, которые бы отражали жизненный путь человека.

«Начало было так далеко,
Так робок первый интерес…»

Но если и была робость, то — вместе с риском и с устремлением в будущее.

В «Детском альбоме» Чайковский представляет (и как великий художник, сам проживает) всю жизнь человеческую: от первого утра и первой улыбки матери до заупокойной молитвы и взгляда с высоты пройденного пути на вечный и бесконечный круговорот жизни. И новая оркестровая версия этого сочинения, сделанная Сергеей Рыцаревым-Абиром в 2019, оказалась как нельзя кстати.

Наследие Чайковского в истории «МО» занимает особое место. Редакция работала как пресс-центр двух конкурсов Чайковского. Мы выпустили книгу о Конкурсе Чайковского и специальный номер к 175-летию композитора, поддерживаем издание нового Полного собрания сочинений.

Рихард Штраус

Симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» — произведение из нашего списка сочинений и проекта «орus 30», часть репертуара Всероссийского фестиваля, который впервые прошел в год 15-летия газеты в 2004 и проводится ежегодно уже 15 лет. И это сочинение представляет картину долгого и сложного жизненного пути, его радостей и разочарований; повседневности и вечности; всеобъемлющую картину мира.

Роман Ницше, на сюжет которого написана поэма Р. Штрауса, начинается словами: «Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою

родину и озеро своей родины и пошел в горы».

Оркестровые шедевры Р. Штрауса исполнялись и на прошлых юбилейных фестивалях и концертах (поэмы «Дон Жуан» ор. 20, написана в 25 лет; и «Смерть и просветление», написана в 25 лет).

Оркестр. Капелла

Исполнение «Детского альбома» в новой оркестровой редакции и поэмы «Так говорил Заратустра» — великих образцов симфонизма и симфонической музыки — напрямую связано с нашим вниманием к развитию симфонического искусства в России за 30 лет. Одно из главных проявлений этого — проект «Оркестровая карта России, который мы ведем уже 17 лет. Как и другие проекты, которые осуществляем с оркестрами и симфоническим сообществом России.

Мы не случайно обратились с предложением исполнить эту программу к ГАСК России и Валерию Полянскому: с маэстро и его детищем мы дружны гораздо дольше, чем существует газета. Капелла — участник наших фестивалей (в Вологде, «МО-25»). П. Меркурьев и В. Полянский еще в 60-е годы вместе учились и работали. А С. Рыцарев и его супруга Марина Рыцарева — замечательный музыковед, автор книг о Д. Бортнянском и М. Березовском — также около полувека дружат с В. Полянским: с той поры, когда его знаменитый хор обрел громкую славу, был на пике интереса всего музыкального сообщества, начав исполнять русскую духовную музыку.

Liberta/MO/30/2019

Без нового сочинения, создаваемого в процессе подготовки программы, параллельно с этим процессом, не обходились и предыдущие проекты «МО»: и юбилейные концерты, и фестивали, которые завершались мировой премьерой нового произведения и началом его жизни.

Продвижение современной музыки — непременная часть деятельности газеты. Мы начинали с первых дней в композиторском сообществе, тогда еще в СК СССР.

И наше 30-летие не могло остаться без нового сочинения. Мы хотели продолжить наши исследования «коллективного» в композиторском творчестве. В новый проект пригласили и композиторов, и исполнителей, с которыми сотрудничаем в последние годы.

Надо было определиться, что же будет объединяющим элементом в новом сочинении. Поиски не были долгими. В отличие от окружающей жизни, музыка всегда была территорией свободы. Без нее художник не способен жить и творить в нашем опутанном запретами мире.

Безусловно, это относится и к журналистам, и к СМИ как четвертой власти.

«Если бы мне нужно было решить, иметь ли нам правительство без газет, или газеты без правительства, я бы избрал, не задумываясь, последнее, — писал Томас Джефферсон. — …Наши свободы не могут быть гарантированы иначе, как свободой прессы. Эту свободу невозможно ограничить, не подвергаясь опасности ее потерять».

Поэтому «игра» с цифрой 30 и дух свободы определили и замысел, и название коллективного опуса: Liberta.

Прокофьев

Музыка всегда была территорией свободы. До нее фактически не дотягивались руки и цепи власти, диктатуры, идеологии.

Скорее слово в музыке было в ХХ веке в СССР территорией несвободы. Впрочем, как и слово о музыке, которое, на наш взгляд, по-прежнему является территорией несвободы.

Но мы недостаточно представляли себе масштабы репрессий по отношению к музыкантам…

Почему мы включили в программу кантату Прокофьева «Здравица»? Безусловно, первым импульсом был гениальность этой музыки и размышления о судьбе Прокофьева. Но рядом с этим шла наша гражданская позиция по отношению к трагическим страницам истории; к массовым репрессиям прошлого и к опасности возрождения диктатуры, тоталитаризма, возвращения к культу личности, сталинщине.

Наше отношение к истории как много- и разнонаправленному понятию и процессу: как к эпохе, к ХХ веку, к истории музыки, государства, общества, газеты, людей, Прокофьева, Чайковского, Мейерхольда, Меркурьева…

И потому родился проект исполнения «Здравицы» вместе с демонстрацией фильма «Цветущая юность» о параде физкультурников на Красной площади, фотографий ГУЛага и имен расстрелянных музыкантов.

Айвз

Сочинение Чарльза Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа», написанное больше века назад, в последнее время исполняется часто. Айвзу удалось поставить музыкой вопрос, и музыка этого сочинения оказалась созвучной тем вопросам, которые волнуют общество сегодня.

Такая многослойная и насыщенная содержанием программа определила ее уникальность. В ней воплотились и другие направления нашей деятельности: и буклет как новая форма рекламы проекта, и инсталляции в фойе, и видео-арт студии «Музыкальное обозрение».

И этот номер, который вы держите в руках.

МО