«Ничего не знаю лучше…» …но не «Аппассионаты», а «Патетической». К 150-летию со дня рождения В.И. Ленина

«Ничего не знаю лучше…» …но не «Аппассионаты», а «Патетической». К 150-летию со дня рождения В.И. Ленина
В.И. Ленин, Горки, 1923

22 апреля 2020 — 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина (10 {22} апреля 1870 — 21 января 1924).

«…Как-то вечером, в Москве, на квартире Е.П. Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал:

— Ничего не знаю лучше «Араssionаtа», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!

И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:

— Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-гм, — должность адски трудная!»

(Максим Горький.
Из очерка «Владимир Ильич Ленин»)

Кадры из фильма «Аппассионата» («Мосфильм», 1963). Авторы сценария Д. Афиногенова, М. Анчаров, Ю. Вышинский. Режиссер Юрий Вышинский. В ролях: Ленин — Борис Смирнов, Горький — Владимир Емельянов, Екатерина Пешкова — Дарья Пешкова (внучка Е. Пешковой и М. Горького), Гиль, шофер Ленина — Марк Бернес. В роли Исайя Добровейна — пианист, солист Московской филармонии, профессор Московской консерватории Рудольф Керер (1923–2013). В его исполнении звучат Этюд № 12 ор. 10 Шопена («Революционный») и Соната № 23 ор. 57 «Аппассионата» Бетховена. Фильм «Аппассионата» удостоен Второго приза Международного телефестиваля в Александрии (Египет)

Благодаря встрече с вождем мирового пролетариата пианист Исай Добровейн вошел во все советские хрестоматии. Кстати, Добровейн играл Ленину не «Аппассионату», а «Патетическую». Но что это по сравнению с мировой революцией!

«Ленинский» концерт Добровейна объясняется просто: Горький и Добровейн были хорошо знакомы, оба выросли в Нижнем Новгороде. Оба прожили жизнь под псевдонимами (так же, как и слушатель «нечеловеческой музыки» — Владимир Ленин).

Добровейн — измененная фамилия отчима матери, Израиля Добровеля, который усыновил Исая в детстве. Его настоящее имя — Ицхок Зорахович Барабейчик. Родился он 15 февраля 1891, в один год с Прокофьевым (кстати, умерли они тоже в один год — 1953). Отец играл на ударных и тромбоне в оркестре Нижегородского театра. Он был первым педагогом Исайя, затем — В. Виллуан и В. Гофман (фортепианные классы Нижегородского отделения РМО).

Как пианист Добровейн выступал с пяти лет. В 1906–11 учился у К. Игумнова (фортепиано) и С. Танеева (композиция), в 1911–12 совершенствовался в Вене у Л. Годовского.

В 1917–1921 Добровейн — профессор фортепиано Московского филармонического училища. В это время происходит поворот в его карьере: он становится дирижером. В мае 1922 Ф. Буш, дирижер Дрезденской оперы, привлек его в качестве консультанта, а затем и дирижера первой немецкой постановки «Бориса Годунова». Премьера состоялась 23 февраля 1923. С легкой руки Добровейна «Борис» стал невероятно популярен в Германии — за два следующих сезона опера была поставлена в 11 театрах!

На родину Добровейн уже не вернулся.

После прихода к власти нацистов Добровейн переехал из Германии в Осло: еще в 1929 артист получил норвежское гражданство. Добровейн дирижировал Израильским филармоническим оркестром в его первом сезоне (1937) и регулярно выступал с ним.

В годы 2-й мировой войны Добровейн жил в Швеции: в 1939 работал с оркестром Гетеборга, в 1941 — в Королевской опере Стокгольма. После войны большей частью жил в Швейцарии.

«Ленинский» концерт Добровейна повлиял на отношение к нему в ССС Р: в отличие от других эмигрантов, его фигура не так замалчивалась. Был напечатан ряд статей, вышла книга его жены М. Добровейн «Страницы жизни Исая Добровейна» (М., 1972). В ССС Р выпускались его пластинки, в том числе легендарная запись «Бориса Годунова» с Б. Христовым и Н. Геддой (Париж, 1952). Он исполнял сочинения советских авторов — Шостаковича, Хачатуряна, а однажды даже дирижировал в Берлине концертом, устроенным советским посольством в день годовщины смерти Ленина! Его брат, Лев Александрович Барабейчик (1889–1975), пианист и педагог, в 1921–60 работал в оркестре Большого театра.

Увы, в сегодняшней России Добровейн почти забыт, а его творчество пропагандируют в основном западные музыканты».

Роман Берченко. Из статьи «Свой среди чужих, чужой среди своих». «МО », 2011, № 2

Рудольф Рихардович Керер (1923—2013) — выдающийся советский, российский и немецкий пианист, педагог.

Из семьи потомственных музыкантов. Отец и дед Рудольфа Керера были музыкальными мастерами. Отец будущего пианиста имел свою мастерскую в центре города; после её конфискации советской властью работал настройщиком фортепиано в Тбилисской консерватории, общался со многими музыкантами, играл на фортепиано и немного на скрипке.

Рудольф начал занятия на фортепиано с шести лет у Э. К. Краузе. К 12-летнему возрасту знал основной фортепианный репертуар, бывал на концертах многих музыкантов (в том числе М. В. Юдиной, Э. Петри). С 1935 года обучался в «группе одарённых детей» при консерватории у А. И. Тулашвили, с 1938 до 1941 г. — у неё же в консерватории. По рекомендации Тулашвили собирался переводиться в Московскую консерваторию в класс Г. Нейгауза, однако репрессии, постигшие семью, помешали этому.

Осенью 1941 г. немецкая семья Кереров была выслана в Среднюю Азию, безвыездно жила в местечке Славянка (Казахстан). После войны семья смогла переехать в Пахта-Арал, крупный совхоз с клубом, где Рудольф играл для детей на аккордеоне. В 1949 г. поступил на заочное физико-математическое отделение Чимкентского педагогического института. В 1952 году окончил институт с отличием и получил диплом учителя математики и физики школы-семилетки. До 1954 г. преподавал математику в старших классах средней школы. С 1952 года возобновил занятия на рояле.

В 1954 году поступил на 3-й курс Ташкентской консерватории в класс З. Ш. Тамаркиной, также занимался с её мужем В. И. Слонимом. Окончив консерваторию в 1957 году с отличием, остался в ней преподавать. Значительным событием в пианистической жизни Керера стало знакомство с выдающийся пианисткой Марией Израйлевной Гринберг, частными учениками которой на протяжении десятилетий были Тамаркина и Слоним. Именно с Гринберг был пройден тщательно весь репертуар предстоящего конкурса в Москве. Многие годы Керер продолжал занятия-консультации у Марии Гринберг.

В 1961 году завоевал 1-ю премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (куда был допущен в порядке исключения из-за возраста — 37 лет) и стал солистом Московской филармонии. Гастролировал в СССР, Германии (ГДР), Польше, ЧССР, Японии. Принимал участие в фестивалях, в том числе, «Московские звезды».

В 1961 году был приглашён на преподавательскую работу в Московскую консерваторию. Среди учеников — лауреат международного конкурса А. Морейра-Лима (Бразилия), Х. Л. Пратс (Куба) Б. Штайнерова (Чехословакия), И. Плотникова, С. Тихонов.

Снялся в телефильме «Аппассионата» в роли И. А. Добровейна.

В 1977 г. удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР).

В 1990 г. получил приглашение из Австрии на участие в жюри конкурса, а затем — на работу в Венской консерватории, где преподавал в течение 8 лет. В 1998 г. по приглашению своих венских студентов переехал в Цюрих.

Последние концерты дал в сезон 2006/2007 г. В 2010 г. переехал в Берлин, где жила семья его старшего сына. Скончался 29 октября 2013 г. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Третьем Шёнебергском кладбище.