На 30-м международном фестивале «Звуковые пути» представили 30 мировых премьер

Идиллия современной музыки
На 30-м международном фестивале «Звуковые пути» представили 30 мировых премьер
В этом году один из главных форумов современной музыки отмечает юбилей и продолжает знакомить самую разную публику со стилистически неоднородными опусами XX–XXI веков. Название ему подарила одноименная пьеса Чарлза Айвза, и это неслучайно: программа, начиная с 1989 года, прямо демонстрирует те самые пути авангардной музыки, которые олицетворяют собой представленные композиторы и их пьесы.

В роли проводника в мир звуковых путей выступает Александр Радвилович – композитор, пианист, профессор Санкт-Петербургской консерватории. По сути, фестиваль продолжает существовать во многом благодаря его могучему энтузиазму и кипучей деятельности. В отличие от еще одного питерского марафона новой музыки reMusik «Звуковые пути» практически не имеют финансовой поддержки, рекламы и других атрибутов для привлечения внимания слушателей. Вход на многие концерты бесплатный, поэтому аудиторию в большинстве составляют так называемые филармонические бабушки, которым не дает покинуть зал их петербургская интеллигентность.

30-й фестиваль – 30 мировых премьер. Ранее не исполнявшаяся музыка авторов из России, Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии и других стран прозвучала не только по традиции в Доме композиторов, но и в других музыкальных «точках» – в Малом зале филармонии и зале дворца Белосельских-Белозерских. На открытии в последнем из них вышеупомянутая пьеса Айвза, представшая в исполнении Государственного академического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Александра Титова, послужила неким пульсом, начавшим отсчет жизни восьми дней фестиваля. После миниатюры американского композитора четыре последующих сочинения образовали некие стилистические пары. Концерт для фортепиано и струнных «Mignon – Papillons» датчанина Бента Серенсена с шумановской лирикой и аллюзиями на «Бабочек», растворившихся в сонористических призвуках в финале, и Концерт для двух скрипок и оркестра Нины Синяковой, ставший своего рода обобщением этого многовекового жанра, продемонстрировали два различных взгляда на романтическую музыку сквозь призму сегодняшнего времени. А «Музыка на уход души» Александра Радвиловича и «Libera nos de ore leonis» Артура Вабеля – концептуальный смысловой диалог учителя и его ученика (который, к слову, стал одним из победителей композиторского конкурса «Другое пространство»).

Значительную часть фестиваля составили три фортепианных форума. В первом дуэт немецких пианистов Маркус Берцборн и Моритц Эрнст представили «Космос Штокхаузена». Пьесы лидера немецкого авангарда – знаменитый «Клавирштюк IX» и менее известный «Интервал» (где музыканты на протяжении всей композиции выстраивают интервалы, а в финале уходят за сцену, напевая два звука) – окружала музыка его современников Мадерны, Этвоша, Кагеля, а также ныне живущих Янсона, Эдгертона и Бхагвати. Второй подобный форум был посвящен 100-летию окончания Первой мировой войны. Интермеццо «Витгенштейн» Радвиловича оказалось своего рода приношением австрийскому пианисту Паулю Витгенштейну, который во время войны лишился правой руки – остальные авторы (Мажара, Осколков, Попов и т.д.) также предложили свои исключительно «леворучные» пьесы. Третий фортепианный форум был отмечен лишь одним сочинением – «Метаморфозами» Крама в интерпретации пианиста Алексея Глазкова (еще одна мировая премьера).

В этом году на фестивале выступили сразу три коллектива современной музыки. Молодой питерский ансамбль {instead} устроил некий экскурс в мир шумов, нетрадиционных исполнительских приемов, эффектных тембров вроде звучаний трубы-пикколо или электрогитары. Своеобразным профессиональным баттлом вышел концерт Московского ансамбля современной музыки и французского ансамбля Multilaterale, сыгравших опусы Шаррино, Ромителли, Черновин и других. К этой показательной демонстрации высокого исполнительского класса примкнул заключительный перформанс французских артистов Тьерри Мирольо (ударные) и Софи Жегу (танец).

В один из дней форума была представлена оригинальная программа под названием «Гимн футуризму», где ряд авторов – от Кюи до Слонимского – обратились к текстам, писателям, композиторам первого русского авангарда, создав небольшие пьесы-стилизации. Впрочем, центральным событием «Звуковых путей» стал концерт «Утопии и антиутопии», частично повторенный спустя несколько лет. Пьеса «2018-E» Джеймса Кларка (было бы интересно узнать расшифровку названия, но в буклете, увы, информация отсутствовала) погрузила слушателей Малого зала филармонии в медитативно-меланхоличное состояние, прерываемое резкими кластерами духовых инструментов.

«Капричос» Леонида Резетдинова – гротеск-сюита, написанная по офортам Гойи, где композитор воссоздал колоритное звучание испанских танцев и словно сделал поклон Четвертой симфонии Малера, поместив в партитуру помимо бубенцов партию детского голоса в финальной части. Концерт для скрипки и девяти музыкантов «Утопия» еще одного петербургского композитора Александра Попова воспринимался на слух довольно непросто (густая оркестровка и постоянное остинато у фортепиано в союзе образовывали плотную звуковую массу) – солист Михаил Крутик выразительно интонировал романтические пассажи и каденции.

В параллель этому прозвучала антиутопия «Большой Брат» Радвиловича на тексты Оруэлла, Замятина, Хаксли и Гессе, где женский хор, оркестр, два диктора и суровый бас на записи в преувеличенно торжественной манере прославляли идеи партии и власть ее лидера, Большого Брата. Кульминацией вечера, пожалуй, можно назвать мировую премьеру пьесы «Идиллия параллельной реальности» профессора Московской консерватории Юрия Каспарова. Тонкая лирика, джазовые мотивы, откровенный гротеск, аллюзии на тему Dies Irae, как кусочки мозаики, складывались в картину удивительного музыкального мира, существующего в сознании автора. 10 музыкантов под руководством дирижера Федора Леднева превосходно отразили ту самую идиллию всевозможных технических трудностей, фактуры, формы сочинения, которая вызвала восторг у публики.

Санкт-Петербург–Москва

Источник публикации Независимая газета, 25.11.2018, Надежда Травина