Маэстро, который всегда в пути!

Отметил 75-летие маэстро Юрий Иванович Симонов
Маэстро, который всегда в пути!

Вечер, посвященный юбилею народного артиста СССР, профессора Юрия Симонова, художественного руководителя и главного дирижера АСО Московской филармонии, состоялся в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Концерт начался с овации, которой зал стоя приветствовал маэстро. Министр культуры Владимир Мединский, напомнив о славных вехах биографии юбиляра, зачитал поздравление от Президента Владимира Путина:

«Уважаемый Юрий Иванович, примите поздравления с 75‑летним юбилеем. Выдающийся музыкант, авторитетный педагог и наставник, многие годы Вы подвижнически служите искусству, возглавляете Академический симфонический оркестр Московской филармонии, один из лучших оркестров мира. С неизменным успехом выступаете на самых известных и мировых театральных сценах, концертных площадках. Ваш творческий труд и значимый личный вклад в сохранение и развитие легендарных традиций отечественной дирижерской школы достойны самого глубокого уважения. Желаю Вам здоровья, вдохновения и всего наилучшего».

Министр передал юбиляру личное письмо и корзину цветов от Председателя Правительства Дмитрия Медведева.

Немецкий акцент

Программа концерта была составлена в русле репертуарного «мэйнстрима», которому оркестр Московской филармонии следует под управлением Симонова уже 18 лет. В первом отделении — Пятая симфония Бетховена. Во втором — «Дон Кихот» Рихарда Штрауса, где ярко проявили себя концертмейстеры-солисты АСО: засл. арт. России Игорь Зимин (виолончель), Владимир Зимаков (альт), Дмитрий Шорохов (скрипка). Маэстро представил профессию дирижера в образе Дон Кихота: рыцаря музыки, романтического героя, служителя гармонии и красоты. Большого Мастера, умеющего высветить тончайшие детали партитуры, придать оркестровой палитре блеск и великолепие. А что касается фантастической мануальной техники, то здесь Симонов, пожалуй, первый среди равных!

По традиции, Симонов показал себя мастером «третьего отделения» концерта, где исполняются пьесы на бис: «Уже поздно, наверное, но мы не можем расстроить нашу публику, которая ходит на наши концерты здесь, или в Филармонии‑2, или в [Большом] зале консерватории. Мы всегда играем для вас какой-то сувенир после концерта. И сегодняшний вечер не будет исключением. В опере Рихарда Штрауса “Кавалер розы” есть много танцевальной музыки, и внутри нее есть две так называемые секвенции вальсов. Мы сыграем несколько эпизодов из первой секвенции. Думаю, что сегодня вам это понравится».

«Третье отделение» не только эффектно завершило вечер, но и еще раз прямо указало на кровную связь маэстро с австро-немецкой музыкой (а косвенно — и с Венгрией, где Симонов дирижировал почти всеми оркестрами страны и более 30 лет сотрудничал с Национальным оперным театром).

Многоопытный маэстро полагает, что оркестр должен воспитываться на музыке, в первую очередь, европейских композиторов — классиков и романтиков. «Основой оркестрового исполнительства, — говорил Симонов в одном из интервью к своему 70‑летию, — может быть только музыка Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Берлиоза, Мендельсона, Брукнера, Вагнера, Малера, Рихарда Штрауса, Брамса. Пожалуй, и всё. Рахманинов, Чайковский — уже следующая производная… И если оркестры владеют этими стилями, то способны выйти в сторону экспрессионизма, Прокофьева, Шостаковича… а про современных композиторов и говорить нечего».

Фотолетопись

К юбилею маэстро выпущен альбом «Юрий Симонов. Фотолетопись». Составитель и дизайнер — супруга и муза дирижера Ольга Михайловна Музыка. Здесь представлена фактически вся творческая жизнь маэстро: работа с Симфоническим оркестром Кисловодской филармонии, в Большом театре, во главе созданного Симоновым Государственного Малого симфонического оркестра СССР, за пультом прославленных зарубежных коллективов и оперных театров, наконец, на нынешнем посту главного дирижера АСО МГАФ.

Фотографии после концертов и спектаклей, где партнерами маэстро были: Исаак Стерн, Ицхак Перлман, Пласидо Доминго, Кэтлин Бэттл, Елена Образцова, Раду Лупу, Владимир Крайнев и многие другие артисты, чьи имена — сама история музыки. Афиши, афиши, афиши… И, наконец, Юрий Симонов в совсем неожиданном качестве — за первым пультом струнного квартета, исполняющего премьеру Квартета Валерия Гаврилина. Или во главе Симфонического оркестра Выборгского дворца культуры…

В родном городе

30 марта состоялся юбилейный концерт Симонова в Саратове. На сцене театра оперы и балета юбиляр дирижировал оркестром театра. В программе — увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила», увертюра и «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», миниатюры И. Штрауса, Брамса, Понкьелли, арии и сцены из опер Моцарта, Верди, Бизе, Вагнера, Пуччини, Римского-Корсакова. В концерте приняли участие солисты театра.

Этот вечер напомнил о том, что опера — еще одна стихия дирижера. И о том, что он 15 лет (с 1970 по 1985) возглавлял Большой театр, ставил спектакли во многих театрах мира.

Вместе с «МО»

Дружба Ю. И. Симонова и газеты «Музыкальное обозрение» длится много лет. Во всяком случае, не меньше, чем маэстро возглавляет филармонический оркестр (а у руля АСО он стоит с 1998). Ю. Симонов и оркестр украсили своим выступлением фестиваль «Кружева» в Вологде в 2010: в их исполнении с необыкновенной глубиной прозвучала кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин» (с хором «Воскресение» под управлением С. Зуева), а затем — коронная программа маэстро, составленная из миниатюр русских композиторов.

1 октября 2009 Симонов посвятил концерт АСО в Зале им. Чайковского 20‑летию «МО». А спустя ровно 5 лет, 1 октября 2014, блистательно провел концерт-действо “ OPUS 25” к юбилею газеты. Атмосфера праздника, всеобщей радости, неуемного оптимизма, царившая в тот вечер в КЗЧ — во многом заслуга Юрия Симонова. Программа концерта словно бы была задумана специально для него: увертюра к опере Россини «Газета», Концерт Грига, «Дон Жуан» Р. Штрауса, новое сочинение К. Бодрова Kyrie eleison, посвященное 25‑летию «МО», Адажио из балета Хренникова «Гусарская баллада»… Казалось бы, совершенно разные произведения, но все они были объединены рукой истинного Мастера. А в конце юбилейного для «МО» 2014 года Юрий Иванович сделал свой подарок газете: еще раз исполнил сочинение К. Бодрова в одном из концертов АСО.

Читателям «МО» наверняка запомнились превосходные эссе маэстро, написанные им по нашей просьбе к юбилеям Р. Вагнера и Дж. Верди.

Дважды — в 2006 и 2010 — Симонов был удостоен Премии «МО» как дирижер года, а в 2010 возглавляемый им АСО Московской филармонии был назван оркестром года.

Путь продолжается

В планах Симонова на следующий сезон — полтора десятка концертов за пультом возглавляемого им оркестра.

Маэстро откроет сезон 12 сентября в «Филармонии‑2», в программе Брамс и Шостакович (солист Дмитрий Маслеев, победитель XV конкурса им. Чайковского).

Концерт 22 сентября в Зале имени Чайковского посвящен 65‑летию оркестра, будут звучать сочинения Рахманинова, Брамса и Александра Чайковского (солист Бехзод Абдураимов). Следующие несколько концертов пройдут в Большом зале консерватории. Среди солистов, выступающих с Симоновым в следующем сезоне, особенно много молодых, в том числе лауреатов Конкурса имени Чайковского разных лет: скрипачи Павел Милюков, Никита Борисоглебский, Клара-Джуми Кан, виолончелист Александр Рамм, пианист Александр Романовский. Завершит Симонов свой постюбилейный сезон монографической программой из произведений Рахманинова в зале «Филармония‑2».

С юбилеем, маэстро! Ждем Вашу книгу, которая станет и учебником дирижирования для молодых, и продолжения сотрудничества!