You have no items in your cart.
«Liberta / МО / 30 / 2019»
В 2019, накануне своего 30-летия, «Музыкальное обозрение обратилось к композиторам с предложением принять участие в новом, третьем по счету в истории «МО» коллективном сочинении.
Для осуществления замысла мы пригласили 5 композиторов — Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, Николая Попова, Александра Хубеева и еще одного композитора, который впоследствии выбыл из проекта
Невский, Курляндский и Попов — лауреаты Премии «МО» в 2018 в номинации «Композитор года».
С этими композиторами «МО» сотрудничает в абонементе газеты и Московской филармонии «Персона – композитор», концертах, фестивалях, телепрограмме «Наблюдатель» на канале «Культура»,
Территория свободы
Как и в прежних проектах так и в этом надо было определиться с объединяющим элементом в сочинении.
В отличие от окружающей жизни, музыка — территория свободы. Что касается СМИ, то
«Если бы мне нужно было решить, иметь ли нам правительство без газет, или газеты без правительства, я бы избрал, не задумываясь, последнее, — писал третий президент США Томас Джефферсон. — …Наши свободы не могут быть гарантированы иначе, как свободой прессы. Эту свободу невозможно ограничить, не подвергаясь опасности ее потерять».
Все вопросы обсуждали в чате: идею, состав, структуру, нового сочинения. Общим было желание принять участие в проекте — думали «обыграть» цифру 30: 30 динамических оттенков, 30 изменений темпа и т.п. Было предложение объединить цифру 30, буквы «МО» и юбилейную дату 2019.
Замысел и его воплощение
Мы пригласили в проект пять солистов: арфистку Оксану Сидягину, альтиста Сергея Полтавского, флейтиста Ивана Бушуева, контрабасиста Григория Кротенко, баяниста Иосифа Пурица. Все солисты — участники проектов «МО» в Московской филармонии: «Инструментариум», «Персона – композитор», «www.баян.ru».
Пуриц, Кротенко и Полтавский — лауреаты премии «МО».
Каждый автор выбрал инструмент, для которого писал свою часть с оркестром. С. Невский — арфу (композитор говорил, что размышляет о сочинении Концерта для арфы с оркестром). Н. Попов баян (он баянист по первому образованию). А. Хубеев — контрабас (возможно, что ему близки низкие струнные, поскольку его супруга — виолончелистка). Д. Курляндский начинал обучение музыке на флейте и, видимо, поэтому отказался сочинять для этого инструмента, предпочтя альт (он думал о будущем Альтовом концерте). Флейта досталась выбывшему впоследствии композитору.
Последовательность сложилась как-то мгновенно, сама собой: арфа – альт – флейта – контрабас – баян.
После каждого фрагмента для инструмента с оркестром солист продолжал исполнение своей сольной импровизацией. К ней присоединялся следующий солист, который далее начинал фрагмент для своего инструмента с оркестром, написанный следующим композитором,
Структура сочинения получилась следующая:
– С. Невский — для арфы с оркестром;
– Импровизация арфы (О. Сидягина) и альта;
– Д. Курляндский — для альта с оркестром;
– Импровизация альта (С. Полтавский) и флейты;
– Ненаписанный фрагмент для флейты с оркестром был заменен импровизацией флейты (И. Бушуев) и контрабаса;
– А. Хубеев — для контрабаса с оркестром;
– Импровизация контрабаса (Г. Кротенко) и баяна (И. Пуриц);
– Н. Попов — для баяна с оркестром, в котором участвовали все солисты и электронные инструменты.
На концерте 20 декабря третий, центральный фрагмент сочинения представлял собой большую импровизацию басовой флейты и контрабаса в исполнении Ивана Бушуева и Григория Кротенко. Это только умножило содержание сочинения и смысл его названия: «Liberta / МО / 30 / 2019»
Получилось уникальное, написанное для оригинального состава и виртуозно исполненное произведение, в котором отразился Дух Свободы и коллективного творчества.
В 2021 появилась вторая редакция сочинения: с фрагментом для флейты с оркестром, который написал Юрий Каспаров. В этой редакции «Liberta / МО / 30 / 2019» прозвучит на фестивале «Сотворчество» в Саратове.
«МО»